5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики
Проблема личности в политике относится к числу вечных. Она вызывает неизменный интерес у философов и историков, писателей и моралистов, религиозных мыслителей и психологов. В политической науке, между тем, эта проблема относится к числу наименее исследованных. В профессиональных политологических изданиях число публикаций на эту тему – минимально, что связано с претензиями многих политологов на создание объективной науки, где действие субъективного фактора сведено к минимуму. Личность они выносят за скобки либо потому, что считают ее влияние на политические события минимальным, либо потому, что не владеют качественными методами исследования, позволяющими учитывать уникальные, неповторимые свойства личностей тех, кто делает политику.
В современной политической науке ситуация медленно меняется. Большинство политологов сейчас признают необходимость исследования личностного фактора в ходе политического процесса. Одной из причин поворота политологов к изучению этого феномена стала неспособность институционального политического подхода предсказать те кардинальные перемены, которые произошли в мире после начала перестройки в СССР. Многие тогда задавались вопросом: как развивалась бы политика в мире, если бы генеральным секретарем КПСС был избран не М. Горбачев, а А. Громыко или В. Гришин. «Вес» личностных качеств советского лидера в происшедших переменах был столь значителен, что это во многом заставило пересмотреть традиционные подходы к изучению политики.
Для большинства непрофессионалов в области политической науки именно вокруг личностей тех, кто делает политику, сосредоточен основной интерес к политике. Читающая публика хочет знать биографии тех, кто изменил лицо эпохи. Ее интересуют их стиль и вкусы, семейное окружение и спортивные увлечения. Нам не случайно кажется: поймем политика как человека – и перед нами откроются скрытые пружины его политического поведения.
Чтобы понять, кто прав: профессионалы или любители, попробуем прежде всего проанализировать, что даст нам понимание личности для проникновения в политические механизмы.
В политической мысли сложились две традиции в трактовке проблемы личности. Первая из них придает личности решающее значение в определении направления политического процесса. Зачастую сторонники этой позиции просто сводят политику к личности лидеров, вождей, авторитетов. Еще Паскаль сказал, что если бы нос Клеопатры был чуточку короче или чуточку длиннее, то история человечества выглядела бы совершенно иначе.
В русле этой традиции велись дискуссии конца XIX – начала XX века о роли личности в истории, которые хорошо известны благодаря вкладу Толстого, Карлейля, Джеймса, Плеханова и Троцкого. Пожалуй, наиболее известная книга этого рода – это работа Сиднея Хука «Герой в истории».
Политическая роль – это набор прав и обязанностей, статус, реальные функции, связанные с местом личности в политической системе.
Роль личности в истории вообще и в политике в особенности обосновывается сторонниками первого подхода личными достоинствами вождей: политическим талантом, способностями, знаниями, навыками, авторитетом. Как видим, речь идет о том, что личностным качествам придается большее значение, чем собственно политическим позициям того или иного персонажа. В этом же ключе работают и те политические психологи, которые рассматривают не столько достоинства политиков, сколько, напротив, их комплексы в качестве мотива политического участия. Так, американский исследователь Дж. Барбер, следуя за Альфредом Адлером, предлагает компенсаторную концепцию власти. Он полагает, что именно комплекс неполноценности, вызванный детскими травмами, пережитыми политиком на ранних стадиях становления его личности, мобилизует его на достижения, не сравнимые с достижениями его более удачливых сверстников.
Второй подход, напротив, скорее принижает роль личности в политике. Среди сторонников этой точки зрения есть различия. Политологи позитивистского толка, особенно бихевиористски ориентированные, не возражая против исследования отдельных компонентов личности в политике, не видят смысла в анализе целостной личности как фактора, влияющего на процесс и систему Так, А. Инкелес, выражая точку зрения многих политических социологов, считает, что индивидуальные особенности «гасят» друг друга в масштабных политических процессах. Есть смысл поэтому изучать не индивидуальные, а массовые закономерности, например, распределение политических ролей. Личностью же политолог может пренебречь.
Иную по замыслу, но сходную по сути позицию занимают политологи, которые считают личностный фактор в принципе не значимым по сравнению с факторами социального воздействия на политику. Теоретики, принадлежащие к марксистской традиции, выделяют экономические факторы, детерминирующие политику. Политологи, стоящие на позициях функционализма, фокусируют исследование на системообразующих составляющих политических партий, организаций, движений. Общее между ними то, что они выводят личность за рамки факторов, среди которых следует искать причинное объяснение макрополитических процессов.
Политическая практика авторитарных и тоталитарных режимов дает дополнительные аргументы тем политологам, которые стремятся ограничить значение личностных детерминант политики. Они полагают, что если авторитарная политика рассматривает человека как материал для своих политических экспериментов, то зрелая демократическая система должна быть безличным механизмом, который обеспечивал бы человеку его права и свободы независимо от того, какой лидер сегодня во главе государства. Крайним выражением этой позиции являются леворадикальные, анархистские концепции, которые отрицают не только авторитет вождей, но и вообще необходимость любой организованной политической деятельности, сводя тем самым на нет значение разумной личности в политике. На место воли и сознания личности, планирующей и организующей политический процесс, приходят массовые инстинкты.
Однако линия водораздела между приведенными выше точками зрения в прошлом проходила по вопросу о личности нерядовой. Основные дискуссии велись вокруг роли политического лидера. Личность рядового гражданина обозначалась, так сказать, во множественном числе, как часть массы. И хотя литература по проблеме личности в политике по-прежнему содержит большое число работ о личностях политиков, их во многом вытесняет проблематика, связанная с обычными гражданами. Вовлечение в политику ранее пассивных слоев населения со всей остротой поставило перед политической психологией и политологией в целом, вопрос о том, как личностные особенности влияют на участие в политике.
Кроме выявления «веса» личности в анализе политического процесса в политической психологии ставится и другая важная задача: понять, каково содержание этого взаимодействия, какие тенденции прослеживаются в разных типах политических систем? В истории политической мысли сложились довольно устойчивые комплексы представлений, получившие свою классическую форму в трудах Т. Гоббса, Г. Спенсера, А. де Токвилля, Ж.-Ж. Руссо и других. Одна из моделей взаимоотношения между личностью и политикой описывается в терминах «подчинения» личности государству. Необходимость такого подчинения личности мотивируется ее природой: неразумной, эгоистической и потому нуждающейся в контроле. Эта точка зрения идет от Т. Гоббса.
Современные политологи вводят новые мотивы, объясняющие необходимость подчиненного положения личности, мотивируя ее управленческими задачами (Д. Белл, С. Липсет, У. Мур), обеспечением устойчивой демократии (Р. Даль, У. Корнхаузер), достижением большего равенства (Дж. Роулз, Г. Гэнс). Однако общим для всех приверженцев данной модели является представление о политическом регулировании как подчинении личности государству, организации, элите, ограничивающем участие рядового гражданина и его роль в политике. При этом сама личность выступает в роли пассивного объекта управления, нуждающегося в надличностных механизмах, способных обуздать ее несовершенную природу.
Иным представляется характер взаимодействия личности с системой тем политическим психологам, которые следуют за А. Смитом, Г. Спенсером, У. Годвиным, видевших в личном интересе механизм, который приводит в движение и политику. Модель «интереса» предполагает, что и социальный, и политический порядок возникает как естественный результат сочетания интересов разных людей; нужна поэтому не сила подавления, а рациональное осознание индивидом своих выгод от общих усилий. Важнейшим постулатом в этой традиции является рассмотрение личности как активного субъекта политической деятельности. Те либеральные и неоконсервативные теоретики, которые используют эту модель, резко негативно относятся к любым формам коллективности, централизации власти и подчинению ей индивида. Проблемы политического строя, власти и свободы они рассматривают в индивидуалистической перспективе.
«Поведенческая революция» привела к выделению проблемы личности в политике в специальную область в рамках политической психологии. Есть несколько типов исследований, представляющих эту область. Во-первых, это так называемые кейс-стадиз (case studies), или качественные исследования отдельных конкретных случаев, в фокусе которых находятся неповторимые индивидуальности, будь то политик или просто гражданин. Хотя методы, используемые для создания индивидуальных политических портретов, нацелены на раскрытие их уникальных личностных качеств, они отвечают научным критериям. Для этого используются стандартизированные процедуры обработки материалов.
Многие из работ этого типа представляют собой психобиографии политических деятелей. Среди работ психобиографического направления выделяются труды Э. Эриксона о Лютере, Гитлере и Элеоноре Рузвельт, А. Джорджа об американском президенте Вуд-ро Вильсоне, Е. Вольфенстейна о Ганди, Ленине и Троцком. Создана целая галерея портретов, среди которых можно найти практически всех известных мировых политиков: вплоть до Ельцина, Саддама Хусейна и Клинтона. Основная задача кейс-стадиз – дать представление о личности политика, исходя из опыта его первичной социализации и выводя из него внутренние мотивы политических поступков. При этом, описывая жизненный опыт политика, они, как правило, отвлекаются от общей политической ситуации.
Другое направление изучения личности в политике – агрегативные исследования, напротив, встраивает факты личной биографии политика в исторический контекст самого политического процесса/Такие авторы, как Дж. Кокс, С. Хьюз, М. Блох, Б. Броди, А.Я. Гуревич и другие историки и политологи видят свою задачу не в редукции политических событий к действиям отдельных личностей, но в привнесении личностного компонента как фактора в объяснение исторических событий в политике. Это направление исследует влияние личностных факторов на такие процессы, как войны, революции, национальный характер, политическая культура.
Третье крупное направление представлено типологическими исследованиями. В них предпринимаются попытки классифицировать политических деятелей в психологических терминах от самых примитивных до сложнейших. Основаниями для классификации служат отдельные психологические особенности политиков, свойства их поведения, мышления, стиля межличностных отношений, принятия решения и т. д. Одной из наиболее известных классификаций является схема Т. Адорно, основанная на понятии авторитарности. М. Рокич предложил в качестве основания для типологии политиков такое качество, как догматизм. Д.Трисман избрал две базовые личностные ориентации: на традицию и на внутренние цели. Г. Лассуэлл и Дж. Барбер выделяют политические роли. Лассуэлл предлагает типологию, выделяющую роли «агитатора», «администратора» и «теоретика», а Барбер – «зрителя», «рекламирующего», «сопротивляющегося» и «законодателя».
Обобщая развитие проблематики личности в политике, американский политический психолог Фред Грин-стайн предложил концепцию, определяющую значение личностного фактора в политическом процессе. Его роль становится особенно важной, во-первых, когда появляются абсолютно новые политические обстоятельства, не имеющие аналогов в прошлом. Во-вторых, в сложной и противоречивой ситуации с большим числом неопределенностей. В-третьих, в ситуации, когда есть выбор между разными силами, предлагающими разные политические решения. По мнению Гринстайна, роль личности в политическом процессе тем больше, чем более среда восприимчива к тому, что личность ей предлагает, чем выше позиция человека в политической системе, и чем ярче сила Эго того или иного политика.
Заметим, что сегодня уже не дискутируется вопрос о том, нужны или не нужны исследования личности в политике. Вульгарный психологический редукционизм ранних работ уступил место сбалансированному учету как личностных, профессиональных, так и ситуационных переменных, представленных в мультивариативном подходе.
Феномен личностно-профессионального развития и самореализации выступает фундаментальным приоритетом социальной теории и практики. Он интересует многих исследователей, организаторов различных сфер деятельности и всех специалистов. В частности Президент Международной академии ак-меологических наук Н.В. Кузьмина его определила следующим образом: «Личностно-профессиональное развитие – это качественная характеристика субъекта деятельности – представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Мера этого овладения у разных людей различная, поэтому можно говорить о высоком, среднем и низком уровне профессионализма деятельности представителя той или иной профессии» [47, с. 39].
Руководствуясь акмеологическим подходом, который позволяет целостно охарактеризовать и оценить личностно-профессиональное развитие и самореализацию политика, представляется практически целесообразным использовать его в политической деятельности. Иначе говоря, такой подход дает возможность создать оптимальную модель или «портрет» политического деятеля для определения степени (уровня) его соответствия требованиям его деятельности. С одной стороны, такой «портрет» должен создаваться достаточно крупными «мазками», чтобы целостно и системно охватить все основные черты субъекта политики, отличающие его от людей других профессий. С другой стороны, «мазки на портрете» должны дать ясное и конкретное представление о приоритетности его личностно-профессионального развития. В общей палитре должны быть ясно различимы, но гармонично связаны все вырисованные детали, которые и создают образ привлекательного политика.
Концептуальное осмысление проблемы создания личностно-профессиональной модели современного политика обусловлено рядом обстоятельств традиционного и неординарного характера. Одним из наиболее существенных таких обстоятельств выделяется общий переход страны к рыночной экономике. Рыночные отношения требуют преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, и прежде всего функционирования политических институтов. Их приоритетность среди других определяется не только ответственными и нестандартными задачами, которые решают субъекты политики в современных условиях, но и отсутствием достаточных теоретико-методологических, организационных и практических основ разработки и реализации научно обоснованной модели современного политика как ее основного субъекта политической деятельности.
Опыт свидетельствует, что без современных методологических оснований проблема представляется трудноразрешимой. Проблему подготовки человека к компетентному труду нельзя назвать второстепенной для науки. Достаточно отметить, что главное предназначение образовательных заведений всегда состояло в подготовке человека к жизни и труду в избранной или предписанной сфере. Однако последующий самостоятельный труд становился, как правило, и своеобразной школой самостоятельного профессионального становления его субъекта.
Многие исследователи справедливо отмечают, что проблема личностно-профессионального развития и самореализации политиков собственно в научном плане поставлена сравнительно недавно, а в политической психологи выдвигается впервые [7, 32, 107 и др]. Реальность такова, что в познании и решении этой проблемы ученые и практики руководствуются сложившейся методологической парадигмой. Как следствие такого подхода – каждая наука в отдельности получает и оперирует частичным знанием о сущности данного целостного феномена. Соответствующие им учебные дисциплины доносят эти фрагментарно-парциальные знания до тех, кому они необходимы на практике, – настоящих и будущих политиков.
Однако, не получив изначально целостного конструктивного оформления, такие частичные знания о политике и ее субъектах не только имеют много «белых пятен», но и значительная их часть на практике просто не востребуется. Например, политический лидер, реально сталкиваясь в политической деятельности с проблемой многоплановости политической активности в целостности и взаимосвязанности со всей социальной реальностью, сам интуитивно завершает «доконструирование модели» и подготовку в соответствии с ней к целенаправленной деятельности, политическим отношениям и саморазвитию. Этим он пытается восполнить востребованные практикой знания и деятельностные способности, которые обязаны были сообща выработать концептуально и в деталях все науки, заинтересованные в оптимизации его политической деятельности. Для успешного решения указанной проблемы в целом представляется важным проследить реальное состояние отмеченного круга вопросов, определить концептуальные направления их реализации и раскрыть заложенные в них возможности.
Анализ личностно-профессионального развития и самореализации современных политиков показывает, что проблема профессионализма в политической сфере в настоящее время практически не является предметом исследования всех тех наук, которые занимаются этой проблемой. Общие подходы к ней рассматривались на философском уровне [2, 22, 43, 70 и др.]. Отдельные стороны данной проблемы анализируются психологией и акмеологией [5, 37, 49 и др].
Изучение практики психолого-педагогических исследований, проведенных за последние годы, показывает, что наиболее продуктивными и приемлемыми для изучения избранного объекта можно считать принципы комплексности, детерминизма, развития, единства внешних воздействий и внутренних условий, активности сознания политика, единство психики и деятельности, субъектно-деятельностный подход. Исследование личностно-профессионального развития и самореализации политика как целостной системы предполагает изучение механизмов ее создания и функционирования, оценку роли и веса каждого из ее элементов, выявление их связей и взаимоотношений, тенденций и возможных направлений совершенствования. Здесь необходимо применение методологических оснований философского, общенаучного и частнонаучного уровней.
Функционирование такой системы – это, по существу, совместная деятельность субъектов политики, участвующих в овладении содержанием всех компонентов политической деятельности и отношений в их целостной взаимосвязи. Объективная потребность в комплексном системно-целостном исследовании проблемы личностно-профессионального развития и самореализации в контексте совокупной политической активности обусловлена рядом причин.
Во-первых, политическая деятельность представляет собой концентрированное выражение совокупности деятельностей, общения, отношений, которые взаимосвязаны и опосредованы целью политики. Высокая продуктивность такого многостороннего труда в решающей степени определяется всесторонней подготовленностью к его выполнению. Следовательно, личностно-профессиональное развитие является объективно необходимой ступенью овладения определенным уровнем профессиональной компетентности.
Во-вторых, определяющая роль субъекта политики в социальной практике обусловливает необходимость всесторонне изучать его как основное системообразующее звено политической системы. Его задачи заключаются не только в выполнении узких функций, но и в эффективном участии во всех сторонах политического процесса. Без знания закономерностей, условий и факторов этого процесса, а также продуктивного личностно-профессионального развития и самореализации в политике при тесном взаимодействии с другими членами политической команды. Такая многоуровневая система политической деятельности и подготовки к ней может быть изучена только при интеграции совместных усилий заинтересованных наук.
В-третьих, новый подход в изучении политика и его деятельности открывает возможность вскрыть невостребованные ранее резервы и возможности политика. Их задействование выражает собой оптимизацию политического труда, которая призвана обеспечить его соответствие политическим целям. Политическая психология, как свидетельствуют многочисленные выводы и оценки экспертов, призвана обеспечить интеграцию теории и практики в решении задач личностно-профессионального развития и самореализации субъекта политики.
Целостный подход предполагает в соответствии с единой методологией комплексное решение задачи исследования, личностно-профессионального развития и продуктивной реализации творческого потенциала субъекта политики. Для этого, как утверждают ведущие акмеологи А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина, важно иметь программу и инструментарий, рассчитанные на совершенствование и самосовершенствование профессионализма мышления и деятельности, включающие: изучение результативности политической деятельности (коллективной и индивидуального) его субъектами; моделирование продуктивной, малопродуктивной и непродуктивной профессиональной политической деятельности, позволяющее увидеть самому политику, что и почему он делает лучше или хуже, чем другие; использование сравнительных моделей в целях обучения и коррекции профессиональной деятельности политиков в интересах совершенствования их лично-стно-профессионального развития; стандартизированный аппарат измерений для изучения процесса политической деятельности и ее связи с результатами; развивающие тренинги [75, с. 6].
Таким образом, политическая психология как ин-тегративная наука использует систему собственных познавательно-развивающих методов и привлекает исследовательский инструментарий смежных наук. Методология познания и развития субъекта политики объединяет три ориентации – естественнонаучную, гуманитарную и технологическую. Это позволяет ей вскрывать комплексный характер взаимосвязей изучаемого объекта и использовать выявленные закономерности более емко и системно. При этом она активно использует математический инструментарий, теорию надежности, методы моделирования и другие эффективные решения смежных наук.
Важная особенность политической психологии, да и самой практики политической деятельности, состоит в том, что в них активно проникают элементы тех-нологизации. Здесь все больше появляется сторонников интеграции технологий познания и практического действия. Это позволяет выявить основные характеристики личностно-профессионального развития, основу которого составляет профессионализм.
Профессионализм политика выражает уровень его профессиональной культуры, которая проявляется в политическом процессе и воплощается в его результаты, т. е. он определяет компетентность субъекта политики. Информационное обеспечение данного процесса целесообразно осуществлять в рамках интерпретированной зонной теории, которую предложил Л.С. Выготский [61]. Вся необходимая информация, задачи и технологии политической деятельности разнесены по четырем зонам. К первой зоне (усвоенных знаний) отнесен информационный массив, которым политик владеет или может освоить самостоятельно. Ко второй зоне отнесены задания, которые требуют совместных усилий в процессе личностно-профессио-нального развития. Третья зона предполагает сопряжение с реальной практикой политической деятельности. В четвертой зоне (потенциального развития) сосредоточены информационно-деятельностные, составляющие содержания деятельности политика, которые могут быть освоены непосредственно при ее выполнении.
Личностно-профессиональное развитие выступает основой для дальнейшей продуктивной самореализации политика как субъекта политической деятельности. Сложность состоит в том, каким образом дать ему всестороннюю и объективную оценку. Этому должен способствовать правильный выбор критериев и показателей. Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Критерий выражает сущностные изменения в развитии объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Критерий объективен, ибо он предстает как обнаруженная сущность. Его формирование происходит на основе результатов анализа изучаемого предмета. Первая сложность состоит в том, что наряду с внутренним содержанием предмета перед нами являются и случайные элементы, отношения. Вторая сложность заключается в том, что исследуемая форма предмета не всегда отражает истинное его содержание.
Встает вопрос о том, до какой степени следует изучать явление предмета, чтобы быть уверенным в достоверности критерия? Это во многом обусловлено целями познания. Обнаружение сущности предмета уже есть его критерий, который можно обозначить «общим критерием». Исследуя далее предмет, мы обнаруживаем отдельные элементы его содержания, структуры, каждый из которых следует рассматривать: во-первых, как часть предмета и тогда обнаружение сущности этой части представляет собой «частный критерий» целостного предмета; во-вторых, как самостоятельный предмет и тогда имеет смысл определить его как «общий критерий». Данный самостоятельный предмет, в свою очередь, имеет свои элементы содержания и структуру, а следовательно, они могут рассматриваться как критерии более глубокого уровня постижения сущности. Следовательно, образуется многопорядковая иерархическая структура критериев предмета, рассматриваемого системно. Итак, критерий представляет собой средство, необходимый инструмент оценки, но сам не является оценкой. Функциональная роль критерия – в определении или не определении сущностных признаков предмета. Критерий – не только средство обнаружения предмета, но средство основания для классификации, группировки предметов их оценки.
Вполне справедлива точка зрения о том, что существует всего один критерий как принцип определения степени значимости, уровня развития конкретного признака, на основании которого производится оценка явления. Невозможно допустить существование двух и более критериев, в противном случае следует признать и неизбежность расхождения и даже противоречия между ними. Но тогда противостоящие друг другу критерии утрачивают присущее им специфическое значение. Они становятся как бы спорящими сторонами, нуждающимися в арбитре. А по своей цели и по логике вещей критерий – сам арбитр. Иначе говоря, недопустимо переносить субъективизм (правильность или неправильность выбора средства для суждения, признака как основания для оценки) на реальный объект.
Большинство ученых и практиков соглашаются с тем, что значения критерия выступают мерилом соответствия выявленного достигнутого уровня объекта своей сущности. Однако не все из них рассматривают объект в совокупности его реальных взаимосвязей и отношений. Политическая психология предполагает видение и учет именно такой его целостности и обусловленности. Наиболее общий критерий, называемый интегральным, как бы синтезирует в себе сущностные изменения нескольких объектов системы, без учета которых невозможно составить полное и правильное представление о всем совокупном объекте.
Критерии, которые синтезированы в интегральный признак, можно по отношению к нему считать частными критериями. Здесь важно отметить, что смысл интегрального или частного критериев не изменяется. Принципиальное значение имеет возможность создания интегрального критерия как совокупности некоторых частных. Основанием для этого является общий системообразующий признак. Таким признаком обоснованно считается цель, ибо оптимальное решение любой проблемы находится в прямой зависимости от целенаправленной деятельности.
Для личностно-профессионального развития субъекта политики такой целью выступает достижение его соответствия требованиям политической деятельности, обеспечивающее успешное решение политических задач. Представляется, что критерии и показатели выполняют здесь специфичные, только им присущие функции. Следовательно, целесообразно критерии и показатели рассматривать как самостоятельные составляющие единого оценочного блока, которые находятся в определенной взаимосвязи. Учитывая, что выбор критериев и показателей личностно-профессионального развития зависит от многочисленных и в то же время конкретных факторов, актуальными являются положения, раскрывающие требования, предъявляемые к критериям и показателям. Среди них выделяются такие, как высокая надежность, адекватность объективной и субъективной оценок, конкретность, интегративность. Немаловажно и то, что они непосредственно обусловлены характером объекта – целями, задачами, содержанием и организацией политической деятельности. В определенных ситуациях и специфических условиях критериями могут служить эффективность, быстродействие, точность, надежность, стабильность или иные ведущие признаки политической деятельности.
Таким образом, всесторонний учет требований акмеологического подхода, указывает на то, что критерии и показатели личностно-профессионального развития и самореализации следует связывать с профессионализмом и продуктивностью деятельности политика. Однако не следует упускать из виду то, что политическая психология – это интегративная наука, которая предполагает видение объекта в совокупности всех реальных связей и зависимостей. Не менее существенно, чтобы критерии также учитывали и собственно человека не только как субъекта политической деятельности, но и как индивида, личность и индивидуальность. Это дает возможность рассматривать анализируемый феномен как целостное явление, включенное и развивающееся в системе всех реальных связей, где решающая роль отводится субъекту политики, который интегрирует современные востребованные знания и продуктивную практику. На такой основе представляется возможным разрешение многочисленных противоречий между объективной и субъективной сторонами выбора, в соотношении абсолютного и относительного, целого и частного и др.
Для полного понимания проблемы важно правильно установить соотношение понятий «критерий» и «показатель». Что касается критерия, то о нем сказано достаточно. Показатель выступает по отношению к критерию как частное к общему, то есть каждый критерий включает группу показателей, которые качественно и количественно его характеризуют. Критерий более стабилен, хотя и отражает развитие сущности. Показатели динамичны. На определенном этапе развития сущности предмета (допустим, от сущности первого порядка к сущности второго порядка) используются одни показатели, но на очередном ее этапе развития некоторые или большинство из них могут быть неприемлемы, так как обнаруженная сущность (критерий) претерпела изменение свойств, признаков. При этом «новая» сущность может соответствовать избранному критерию, но требует в зависимости от степени своего развития иных показателей для оценки. На каком-то этапе своего развития предмет до такой степени изменяет свое внутреннее содержание, что принятый ранее критерий не соответствует обнаруженной сущности и тогда необходим новый подход в определении показателей для собственно иного предмета.
Важно помнить, что критерий и показатели выражают закономерности возникновения предмета или явления, его строения, функционирования и развития, а поэтому обладают устойчивостью при многократном измерении в данном отрезке времени. Различают качественные и количественные показатели, где первые фиксируют наличие или отсутствие измеряемых свойств, признаков, сторон и т. п., а вторые – меру их развития и выраженности. Нормативные показатели служат ориентирами в политической деятельности. Аналитические – отражают отношения, зависимость между несколькими одноуровневыми или разноуровневыми исследуемыми свойствами, сторонами предмета. Нами предлагается системный подход, показывающий иерархию и связи критериев и связей при оценке личностно-профессионального развития и самореализации субъекта политики.
Критерии тесно связаны и непосредственно определяют выбор необходимых показателей. Интегральный критерий выполняет по отношению к показателям методологическую, ориентирующую функцию. Последние же своим конкретным содержанием обогащают интегральный критерий.
Выбор стратегии профессионализации и самореализации субъекта политики предполагает установление ведущего принципа, основного правила, то есть выбор критерия. Такой критерий позволяет сопоставить различные стратегии и осуществить наилучшую из них, а также обеспечить последующую оптимизацию политической деятельности в соответствии с выбранной стратегией. В целом можно утверждать, что показатели личностно-профессионального развития и самореализации выступают в роли инструмента для оценки, а критерий – выбор и обоснование ее показателей, которые выражают (измеряют) степень соответствия реального личностно-профессионального развития и деятельности политика требуемому уровню, а также выделение выбранных показателей для конкретных условий и ситуации в политике.
Использование данных обобщений и выводов ориентирует на системно-целостное и в то же время конкретное оценивание анализируемого феномена в сфере политики. На этой основе целесообразно проводить оценивание функционирования и продуктивности профессиональной деятельности субъекта политики, в которой раскрывается степень его компетентности, что предполагает обязательное определение конкретных критериев и показателей. Продуктивность мы соизмеряем с эффективностью. При этом под эффективностью политической деятельности следует понимать степень ее соответствия своему назначению, ее структурно-функциональное совершенство, надежность и экономическую целесообразность. Показатели эффективности развития и деятельности политика образуются объединением множеств показателей, характеризующих конечный результат, этапы и стороны этого деятельностно-развивающего процесса в сфере политики.
Результаты исследования позволили сформулировать основные признаки личностно-профессиональной модели политика. Она отражает совокупность взаимосвязанных характеристик его творческого потенциала, которые обеспечивают ему успешно выполнять политическую деятельность. Основными признаками, или критериями, которым должны соответствовать отмеченные характеристики, выступают знания, умения, навыки, индивидуальные психологические особенности (качества), профессиональные позиции и акмеологические инварианты.
Профессиональные знания, как объективно необходимые сведения о всех сторонах (блоках) политической деятельности, складываются из востребованных политической практикой общих и профессиональных компонентов. Они выступают необходимой предпосылкой для формирования всех остальных характеристик субъекта политической деятельности.
Знания о профессиональной деятельности политика обеспечивают получение осведомленности о ней как о его целенаправленной активности, процессе реализации функций и обязанностей как субъекта политики. Совпадение выдвигаемых целей и задач с его личностными позициями и качествами выступает принципом и условием продуктивности его политических действий по реализации должностных функций и обязанностей. Ему надо знать, что для успешной деятельности необходимы достаточно сформированные профессиональные знания, навыки, умения, психологические качества, личностные позиции и акмеологические инварианты.
В этой деятельности политические цели и задачи достигаются в целостном деятельно-коммуникативном процессе. Ее психологически полная структура включает мотивационно-целевое звено, целостный ансамбль профессиональных действий и аналитический контрольно-оценочный элемент. Системная архитектоника политической деятельности складывается из структурно-функционального компонента, алгоритма и технологии выполнения профессиональных действий.
Алгоритм этого процесса включает уяснение политических целей и задач, изучение политической ситуации и обстановки, принятие политического решения; планирование работы по реализации решения и организация его исполнения; анализ результатов и оптимизация профессиональной деятельности субъекта политики. Знание им общего, особенного и конкретного в структуре, содержании и практике политической деятельности выступает необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.
Профессиональные умения и навыки представляют собой действия и «техники» выполнения политических задач субъектом политической деятельности, применяемые им для реализации обязанностей и функций в политическом процессе. Они выступают исходными элементами целостной системы технологии политической деятельности.
Профессиональные умения навыки субъекта политики, как объективно необходимые качества для его успешной деятельности, включают обширный арсенал его действий и «техник» по выполнению практических задач, функций и обязанностей. Ему необходимо уметь всесторонне анализировать политические цели и задачи, планировать и продуктивно осуществлять практическую деятельность по их реализации в соответствии с законами и политическими решениями, прогнозировать и анализировать реальные результаты профессиональной деятельности и добиваться ее оптимизации. Важно уметь разобраться в приоритетах и успешно осуществлять в первую очередь те из них, которые являются определяющими.
Специфические психологические особенности (качества) политика выражают сформированность всех компонентов его психики – процессов, свойств, образований, состояний. Их специфический характер определяется как индивидуальными психофизиологическими особенностями, так и особенностями условий и факторов политической деятельности, всей социальной реальности.
Психологические особенности (качества) политика представляют собой совокупность общих психологических свойств личности: аналитико-конструктивного склада мышления; эмоционально-волевой стабильности; стрессоустойчивости и адаптированности к экстремальным условиям и факторам политического процесса; эмпатии и рефлексии; общей психофизиологической активности. Конкретная дифференциация политических профессий предъявляет требования и узко специфического характера. Они обусловливают необходимость сформированности наряду с общими качествами и конкретно специальных, которые позволяют успешно выполнять субъекту политики управленческие, коммуникативные, организационные и другие функции и обязанности.
Психологические качества позволяют субъекту политики овладевать самобытным стилем и реализо-вывать знания, умения, позиции в политическом процессе в интересах достижения намеченных целей и задач. Для политика важное значение имеют такие качества, как эмпатия, искусство убеждать, доступность, коммуникабельность и способность поддерживать открытую обратную связь, авторитетность, соответствие должностному статусу. Здесь недопустимы бюрократизм, конфликтность, агрессивность, мизантропия, неспособность противостоять негативным установкам и стереотипам.
Профессиональная политическая позиция в политике выражает устойчивые установки и ориентации, систему отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) субъектом политики в процессе деятельности. Они включают общеполитический, корпоративный и личностно-профессиональный аспекты.
Профессиональная политическая позиция определяет направленность, место и роль субъекта политики в политическом процессе. Она выступает своего рода мерой конгруэнтности, соответствия политика требованиям политической деятельности. Если в основу общей ориентации положены социально-значимые ценности, а политическая деятельность признана и принята в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной политической культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций, то в профессиональной позиции политика фокусируются основные личностно-профес-сиональные его и выполняемой деятельности. Она выступает базой и главным вектором, определяя характер и результаты деятельности и общения политика. Такие характеристики его позиции, как гуманизм, социально-ценностная ориентация, психолого-педагогическая компетентность, служебная этика обеспечивают ему успех в труде и дают возможность разрешать противоречия, возникающие при реализации принципов субъект-субъективных отношений в политическом процессе.
Акмеологические инварианты политика представляют собой такие компоненты структуры личностно-профессионального развития, которые обусловливают его активность в достижении сверхнормативных результатов в политическом процессе, которые ранее не были востребованы.
Исследования показали, что в числе основных таких детерминант, определяющих продвижение политика к собственным вершинам в политическом процессе, выявлены предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивация достижения, развитая способность к политическому прогнозированию, постоянная включенность в процесс принятия решения, саморегуляция и др.
Применительно к деятельности субъекта политики все данные показатели приобретают конкретное звучание через множество показателей, характеризующих вероятности выполнения задач (частных и главных) ; множество показателей, характеризующих средние значения достигаемых результатов; показатели, имеющие качественный смысл; показатели, характеризующие степень подготовленности деятельности; показатели степени успешности выполнения действий и деятельности в связи с основными реализуемыми функциями; подмножество показателей, характеризующих способность субъекта политики анализировать результаты деятельности и вносить коррекции на ее последующие периоды; степень всестороннего владения моделью, алгоритмом и технологией политической деятельности; стабильность результатов политической деятельности; оперативность, непрерывность, гибкость, живучесть, восстанавливаемость способности действовать; степень успешности деятельности в ординарных и экстремальных условиях, а также степень владения смежными видами деятельности подчиненных, сопряженных по деятельности и др.
Принципиальное значение имеет следующее замечание. Если по данным показателям целесообразно оценивать результаты политической деятельности, то принятие решения о ее выполнении осуществляется в соответствии с показателями пригодности, конкурентоспособности, оптимальности.
Все отмеченные показатели имеют важное значение для правильного определения системы критериев и показателей, непосредственно касающихся личност-но-профессионального развития и самореализациии субъекта политики. Это оценочное критериальное основание может быть представлено в различных формах. Наиболее приемлемой такой формой является акмеограмма политика. Она, как критериальный модуль, может быть использована для оценивания уровня про-дутивности личностно-профессионального развития политика. Исходя из практической целесообразности, выделим в нем основное содержание принятых показателей.
Все отмеченные признаки в критериальном модуле взаимосвязаны. Содержание личностно-профессио-нальной модели (образа) политика в общих чертах включает характеристики его психологического ресурса и свойств личности, психические процессы, характер, темперамент, устойчивые психические состояния; мотивационно-деятельностные характеристики как активного субъекта политического процесса (профессиональное самосознание, направленность, стиль политической деятельности и др.); умение в любых условиях последовательно оставаться на позиции, обусловленной непреходящей значимостью политической цели; умение развивать и реализовать способности и творческий потенциал в сфере политической деятельности, общения и отношений; умение преодолевать недееспособные стереотипы и осуществлять продвижение к вершинам профессионализма; способность добиваться оптимальности политических связей и взаимоотношений в рамках целостного деятель-ностно-коммуникативного процесса для продуктивной реализации социально-ценностной Я-концепции. Сопоставление с ними реальных характеристик политика указывает на то, что они не одинаковы по значимости, удельному весу. Результаты исследований политической деятельности указывают на то, что значительная часть современных политиков не достигает в ней своих вершин.
Только 6% политиков федерального уровня ориентируется на достижение своего АКМЕ в личностно-профессиональном развитии и продуктивной самореализации. Этому во многом препятствуют реальные трудности. Барьеры объективного характера присутствуют в социально-экономических условиях и в практике политической деятельности (в частности, отсутствие целостной концепции оптимизации политической деятельности). Носителем субъективной грани трудностей политической деятельности выступает конкретный политик.
Сопоставление основных личностно-профессио-нальных качеств с параметрами модели эффективного политика указывает на их значительное несоответствие и наличие достаточного резерва у большинства российских политиков для продвижения к более высоким уровням профессионализма. Для продуктивного развития и использования этого резерва требуется создание соответствующих условий.
В психологии в качестве значимых условий выделяются задатки, общие и специальные способности, наследственность, условия воспитания (семейного, школьного), образование в профессиональных учебных заведениях, реальная среда, требования к политической деятельности и другие. Все они могут быть представлены как необходимые и достаточные. Необходимыми условиями являются те, которые имеют место всегда, когда обеспечивается продуктивная политическая деятельность. Достаточными условиями считаются такие, которые непременно вызывают активную и эффективную творческую самореализацию политика. Очевидно, что в первую очередь необходимо вести речь об обеспечении необходимых условий. К важнейшим из них политическая психология относит общественно-исторический запрос на соответствующего политика и особенность его деятельности, их высокий профессионализм. Формально он должен быть подкреплен законами и другими нормативными актами, созданием в обществе атмосферы, способствующей формированию талантливых политиков, профессионалов своего дела.
Необходимыми условиями также являются демократизм и открытость общества, обеспечивающие равные возможности по доступу к культурным ценностям, поддерживающие социально-личностную заинтересованность политиков в продуктивном личностно-профес-сиональном развитии и самореализации. К необходимым условиям также относится наличие действенной системы профессионализации и стимулирования результатов политической деятельности.
Перечисленные условия и факторы являются общими и носят ориентировочный характер. Они применимы к субъектам политики и могут быть декомпозированы и представлены совокупностью условий более низкого порядка. Вместе с тем, перечисленные общие условия, отнесенные к категории необходимых, должны быть обязательно выполнены, если ставится задача достижения действительно высокопродуктивной политической деятельности.
О достаточных условиях имеет смысл говорить только в случае выполнения необходимых условий. В частности, к ним могут быть отнесены: престижность и комфортность труда в политической системе, эффективное социально-психологическое обеспечение деятельности политика и ряд других.
В числе основных условий достижения вершин политиком в личностно-профессиональном развитии и самореализации в политической деятельности предполагают создание для этого благоприятных внешних и внутренних предпосылок. Это обеспечивает его соответствие требованиям профессии и устойчивое продвижения к вершинам профессионального совершенства. Понимание и принятие субъектом политики стратегии достижения вершин в личностно-профессиональном развитии и следование логике продвижения к ним предполагает прохождение им ряда этапов, каждый из которых означает достижение нового уровня профессионализма, а именно: профессиональной адаптации и становления как субъекта политического процесса; обеспечение стабильности в политической деятельности; восхождение к профессиональному мастерству; достижение вершин профессиональной компетентности, т. е. творческой продуктивной политической самореализации.
Важным условием решения этой задачи в личностно-профессиональном развитии и самореализации субъекта политического процесса выступает разрешение принципиальных противоречий. Они носят преимущественно субъективно-личностный характер и проявляются как:
■ противоречие между стремлением политика к овладению политическим искусством и необходимостью преодолевать при этом значительные трудности;
■ противоречие между теоретической и практической подготовкой в области политики;
■ противоречие между усвоенными научными знаниями в области политики и неумением применять их в политической деятельности;
■ противоречие между растущими требованиями к политической деятельности и малоэффектив-ностью личностно-профессионального развития политиков;
■ противоречие между ростом интенсивности и информативности политического процесса и стереотипными подходами многих современных деятелей по самореализации в нем как субъектов политики.
При этом имеют место и другие противоречия между: многоаспектным функционированием личностно-профессиональных качеств, которое детерминируется профессиональной позицией и сложившимся подходом к их формированию, как к второстепенному фактору; спецификой политических навыков, умений и профессиональных позиций как основы политической деятельности и неадекватной ей действующей системой формирования; актуальностью личностно-профес-сиональной модели политика и отсутствием условий для реализации заложенного в ней потенциала.
Знание противоречий, присущих личностно-про-фессиональному развитию и самореализации политиков, а также факторов и условий, которыми они обусловлены, позволяет полнее привлекать потенциал модели современного политика для совершенствования его деятельности.
Предлагаемая модель позволяет наиболее полно учесть действие и других реальных условий и факторов. К их числу можно отнести и те, которые определяются характером морфологии и аксиологии политической деятельности, а именно: объективные факторы, связанные с реальной последовательностью в деятельности; субъективные факторы, связанные с субъективными предпосылками успешной деятельности (мотивы, направленности, способности, удовлетворенность и др.); объективно-субъективные факторы, связанные с организацией профессиональной среды в сфере политики. На уровень личностно-профессионального развития, как отмечают политические психологи и акмеологи А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и другие, влияют: высокий уровень мотивации, потребность в достижении неординарных результатов, профессионально-личностные стандарты, самодвижение к вершинам профессионализма. Особенные и единичные факторы определяются целями и особенностями конкретных профилей политической деятельности, персонала, непосредственно самого политика.
В числе факторов, существенно влияющих на характер личностно-профессионального развития и самореализации субъекта политики, особое место занимает мотивация профессионального самосовершенствования, в которой ведущими мотивами выступают такие:
а) творческо-процессуальные: удовлетворение от собственного саморазвития; интерес к политической деятельности; установка овладевать новыми политическими знаниями, подходами, алгоритмами и технологиями;
б) социально-ценностные: желание стать высокопрофессиональным политиком, чувство моральной ответственности перед обществом, конкретной политической структурой, лично значимыми людьми, стремление завоевать авторитет и лидерство в политическом процессе и др.;
в) субъектно-важные мотивы: интересы продвижения по ступеням политической иерархии; стремление быть политическим лидером, востребованным обществом и конкретным коллективом; нацеленность на признание своей значимости и результатов политической деятельности;
г) мотивы достижения и избегания неприятностей: требовательность со своей стороны и со стороны и коллектива; желание работать так, чтобы не критиковали; осознание неизбежности отчетности и контроля. Отмеченные мотивы существенно влияют на формирование высоких уровней продуктивности в личностно-профессиональном развитии и самореализации субъекта политики.
Следует заметить, что все перечисленные группы мотивов тесно связаны между собой и могут находиться как в равном, так и в соподчиненном по отношению друг к другу положении.
Одно из новых, но тем не менее приоритетных направлений личностно-профессионального роста субъектов политики выступает их гуманитарно-технологическое развитие. Желаемый результат этого более универсального подхода – подготовка действительно широко образованных, творчески и критически мыслящих субъектов политики объективно анализирующих сложные проблемы жизни общества и природы, а значит, способных к поиску и реализации новых решений насущных проблем. Новые подходы должны быть нацелены на преодоление противоречий в развитии у человека целостного комплекса индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, обеспечивающих формирование у него способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации. Особый смысл приобретает формирование и развитие у субъекта политики способностей к овладению техниками самовоздействия и технологиями управления деятельностью и людьми на гуманистической основе. Постановка и решение обозначенных проблем возможны при опоре на разработку современной концепции гуманитарно-технологического развития. Ее основные положения выдвинуты в научной школе профессора А.С. Гусевой и сводятся к следующей концепции.
Феномен гуманитарно-технологического развития (ГТР) изучается как междисциплинарное явление в рамках психологической науки, в частности, на стыке общей, социальной, возрастной, педагогической, военной психологии, психологии управления и труда. Гуманитарно-технологическое развитие субъекта политической деятельности является следствием современных процессов гуманизации, гуманитаризации и техноло-гизации, присущих преобразованиям развивающегося Российского общества.
ГТР интегрирует естественнонаучные, социальные, технологические знания в целостное психическое образование человека, развивает психосоциокультурную (человеческую, личностную, деятельностную) сущность человека как субъекта профессиональной деятельности. Гуманитаризация исключает односторонность и фрагментарность личностно-профессионального развития политиков, придает ему комплексный, программно-целевой, целостный характер. Технологизация обеспечивает технико-технологическими средствами гуманитарное по содержанию развитие субъектов политики в целях повышения гуманистического эффекта в их деятельности.
Правомерность использования понятия ГТР обусловлена, с одной стороны, сущностью и целями развития политика как индивида, личности, субъекта политической деятельности, индивидуальности на пути его продвижения к профессиональному совершенству. Понятие ГТР имеет смысл как системной целостности, детерминизма и используется в контексте профотбора и его оптимизации, когда речь идет о непрерывной профессионализации субъектов политики. При анализе их профессионализации в данной системе ГТР понимается как «процесс», так как речь идет о способах выражения субъектом гуманитарно-технологических знаний, культуры, образованности, способностей, а также о средствах, способах ориентации и адаптации к политической сфере.
С другой стороны, ГТР – процесс социокультурных, личностных, профессиональных изменений субъекта политики. Эти изменения согласуются с определяющими их закономерностями. Учет изменений ГТР на протяжении деятельности обеспечивает содержание исследования, развития и перевода их убеждения, ценностей, мотивов в устойчивые нормы политического поведения и деятельности.
Гуманитарное преобразование самого субъекта политики, возможно только за счет технологизации используемых в этих целях средств и способов деятельности, включающих необходимые знания, способности, умения, навыки, процесс и стиль самореализации. Интеграция гуманитарной культуры и технологии как «мастерства», «искусства» эффективной организации всей профессионализации, обеспечивает гуманитарно-технологический способ деятельности по решению политических задач. Культура и технология – описываются взаимообусловленными понятиями, интегративной сущностью которых является феномен «гуманитарные технологии». Именно овладение ими мы рассматриваем как ключевое условие оптимизации личностно-профессионального роста.
Выполнить социальный заказ и удовлетворить потребности общества на основе мониторингово-рейтинговой технологии эффективного личностно-профессионального роста политиков с учетом современных требований можно обеспечить на научных и практических основах ГТР. Теоретические и практические основы ГТР базируются на закономерностях развития социальных, психических (на уровне личности) и технологических (на уровне деятельности) компонентов целостного процесса профессионализации. Ее цель – подготовить социально успешных субъектов политики и привитие потребности в самосовершенствовании, используя возможности гуманитарных технологий (ГТ).
Согласно критериям теоретической модели ГТР, которую предложили в акмеологической школе А.С. Гусева и др., субъекты процесса профессионализации базируются на мировоззренческих ценностях и общечеловеческих идеалах, нравственных принципах политической деятельности. Непосредственно для оптимизации гуманитарно-технологического развития важно включать базовую психофизиологическую, мотивационно-ценно-стную и культурологическую подготовку субъектов политики. Специализированный модуль содержит сведения из различных областей профессиональной деятельности. Содержание теоретико-прикладного модуля согласовывается с функционально-ролевой направленностью и деятельностью субъектов политики. Опора на общетеоретические и прикладные психолого-педагогические знания – одно из условий ГТР политиков.
Технологическая модель ГТР учитывает тенденции развития системы профессионализации, развития личности и деятельности, которые представлены соответствующими гуманитарными технологиями. Содержательные, структурные и процедурные характеристики технологической модели рассматриваются как приемлемый эталон, моделирующий строение, функции уровневых систем профессиональной деятельности и включают интерпретацию характеристик субъекта политики. Сущность и специфику ГТ характеризует процесс всестороннего познания, направленного на самого субъекта технологии, его деятельность выявление рассогласований и приведение личностно-профес-сиональных характеристик политиков в соответствие с требованиями политической деятельности.
Базовыми понятиями ГТР в процессе ППО являются гуманитарно-технологическое знание, гуманитарно-технологическая культура, гуманитарно-технологическая образованность, гуманитарные технологии, обеспечивающие эффективную профессионализацию политических кадров. Гуманитарно-технологическая культура, как часть общей профессиональной культуры политика, содержит интегративные сведения из различных областей человекознания, позволяющих использовать гуманистические средства и способы достижения целей эффективной профессионализации.
Будучи ценностным, мировоззренческим и духовным критерием субъектов политики, ГТК приобретает смысл практических поступков и действий в конкретных технологических способах освоения политической деятельностью. Гуманитарно-технологическая образованность – показатель профессиональной зрелости субъекта политической деятельности, характеризующий его личностно-профессиональные качества и способности, знания и умения, психическое здоровье и устойчивость, необходимые ему для продуктивного участия в политическом процессе. Гуманитарные технологии – способы, механизмы, реализации гуманитарных знаний, образованности, культуры субъектов образовательного процесса.
Для успешной политической деятельности ее субъекту необходимы гуманитарно-технологические знания.
Они являются условием их оптимального развития, благодаря которым процесс развития осуществляется наиболее эффективно и технологично. Эти знания содержат информацию о политической сфере, целостности Я-концепции политика, как индивида, личности, субъекта политической деятельности, индивидуальности, а также о средствах, способах освоения деятельностью, методах воздействия и самовоздействия.
Функцию специального алгоритма в моделировании ГТ выполняет интегративно-технологический подход, с помощью которого определяются система мер, этапов, операций, средств обучения, развития и деятельности субъекта политики. Гносеологический (теоретический) алгоритм моделирования обеспечивает состыковку результатов, получаемых в ходе моделирования, с характеристиками оригинала или эталона. Алгоритм теоретико-прикладного моделирования интегрирует наличное и желаемое (идеальное) состояния субъекта (качества, способности) и объекта (параметры, условия) технологии в соответствии с целью и задачами технологизации. Алгоритм практического моделирования позволяет определить эффективность применяемых средств и способов деятельности посредством выявления конкретных умений и навыков субъекта технологии.
Как механизмы проектирования и внедрения в деятельность технологий, алгоритмы моделирования придают деятельности субъекта политики осознанный, научно обоснованный характер. Как субъект ГТ, политик одновременно выступают источником активности (психической, личностной, адаптационной, профессиональной). При моделировании ГТ учитываются: закономерности, характеризующие возрастные изменения, влияние пола на психологические особенности, взаимосвязь конституционных свойств организма и психофизиологических характеристик; психическая активность индивида; сила нейродинамических свойств психики в процессе личностно-профессионального развития и политической деятельности.
Алгоритмизация сведений о субъекте политики позволяет использовать при разработке ГТ компоненты социализации, конкретизирующие его системные качества, субъективный уровень включенности в условия и ситуации политической сферы. Для этого используются сведения о нем как субъекте самопознания, саморазвития, самореализации в жизнедеятельности и политической деятельности, общении. Отнесение перечисленных психологических компонентов к его личностной сфере без учета интегративно-тех-нологических характеристик не обеспечивает реализацию личностных возможностей. При моделировании ГТ требуется всесторонний учет свойств личности как целостности, уникальности, неповторимости и самобытности.
В целях развития гуманитарно-технологической [сультуры субъектов политики важно реализовать системный подход, который обеспечивает комплексное развитие гуманитарно-технологической культуры у юлитиков. Их профессионализм предполагает овладе-гие творчеством. В профессионализме самосовершенствования важным является осознание тех изменений, соторые необходимо произвести в своей личности. Без 1ктивной позиции по отношению к себе, без установки i& постоянное самосовершенствование нет подлинного прогресса в развитии личности политика. Умение уценить себя, исходя из требований профессии, очень зажно в процессе становления и деятельности политика в объективном мире.
Самосовершенствование подразумевает личностные изменения, возникновение иных взглядов, новых ощущений. Эти изменения личности и являются развитием «Я-профессионального». В понятие «самосовершенствование» входят развитие мастерства, мотивации, решимости, осознание своего «Я-политика» и цели в жизни. Целенаправленное формирование самооценки является необходимым компонентом самосовершенствования. На процессуально-ситуативном уровне самооценки самовоспитание возможно лишь в виде исправления отдельных поступков; качественно-ситуативный уровень обусловливает ограничение программы самосовершенствования разрозненными актами поведения. Лишь качественно динамический уровень развития самооценки позволяет осуществлять самосовершенствование как осознанный, планомерный, активный процесс.
Таким образом, целенаправленное формирование объективной оценки и самооценки является одной из важнейших задач в процессе личностно-профессио-нального развития, самосовершенствования в политической деятельности. Целенаправленное формирование оценки и самооценки должно осуществляться на основе комплексного использования ряда приемов и средств их коррекции с учетом принципа единства.
Принимая во внимание сложную многокомпонентную структуру ГТК и отсутствие «чистого» факта ее проявления, для получения качественно-количественной характеристики уровня ее сформированности следует привлекать обширный психолого-педагогический инструментарий. Отличительной особенностью применения средств и методик является то, что кроме достижения цели диагностики, они одновременно являются развивающими. Использование указанных диагности-ко-развивающих процедур активизирует способности, участвующие в развитии ГТК.
Процесс развития ГТК предполагает активную деятельность как минимум по трем направлениям. Развитие способностей и личных качеств, составляющих основу ГТК. Развитие способностей, реализующих функцию познания других людей. Главная роль в развитии этого вида способностей принадлежит обучению, которое сочетает в себе учебную и игровую деятельность. Специфика его заключается в целенаправленной организации деятельности субъектов политического процесса. Развитие коммуникативной и диагностико-аналити-ческой подготовленности, психологических знаний, включенных в содержание ее структурных компонентов. Развитие основных творческих компонентов, выделенных в структуре ГТК. Группы специальных умений (организационные, гностические, проектировочные и умения самовыражения), входящие в структуру ГТК, отражают индивидуальные особенности при осуществлении процесса социальной перцепции.
Таким образом, теоретический анализ общенаучных и психологических знаний, современной политической практики по вопросам личностно-профессионального развития и самореализации политика позволил разработать его модель и определить основные трудности и условия использования ее потенциала на практике. При этом не следует упускать из виду гуманитарно-технологическое развитие.
- Глава 1 введение в политическую психологию 3
- Предисловие
- Глава 1 введение в политическую психологию
- 1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи
- Становление зарубежной политической психологии
- Современное состояние политической психологии
- Отечественная политическая психология
- Перспективы политической психологии
- Основные категории психолого-политического анализа
- 1.2. Теоретико-методологические и прикладные основы политической психологии
- Методы политико-психологических исследовании
- 1.3. Соотношение политики, психологии и морали
- Политика как процесс
- Политика как система ценностей
- Политика как деятельность
- Область субъектной самореализации человека
- 1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах
- 1.5. Модельное представление о генезисе и функционировании социально-политических общностей как социально-территориальных систем
- Статическая модель социально-территориальной системы
- Глава 2. Психология современных социально политических феноменов
- 2.1. Политические идеалы
- 2.2. Политическая культура как синтез политического сознания, менталитета и поведения
- Сознание и политическая система
- Политические модели политического поведения
- Инстинкты как форма политического поведения
- Навыки как форма политического поведения
- Разумные действия как форма политического поведения
- Мотив обладания властью
- Мотив достижения
- Мотив аффилчции
- 2.3. Этно-национальный характер в политическом процессе
- Психологический анализ генезиса русского национального характера
- Понятие национального характера
- Ментальные признаки русского и западноевропейского национальных характеров
- 2.4. Политическая элита в современном обществе
- 2.5. Оппозиционность как феномен демократизирующегося общества
- Социально-психологические истоки, факторы и механизмы оппозиционарности
- Конструктивная часть
- Деструктивная часть
- Глава 3. Психологические характеристики политической активности
- 3.1. Профессионализм политической деятельности
- 3.2. Психология политического лидерства
- 3.3. Массовое стихийное поведение
- Виды толпы
- Приемы управления (манипуляции) поведением толпы
- Классификация слухов
- Основные предпосылки возникновения слухов
- 3.4. Свобода и плюрализм, насилие и диктатура как детерминанты политической активности
- Коллективное структурированное насилие
- Индивидуальное структурированное насилие
- Индивидуальное неструктурированное насилие
- Психологические реакции на диктатуру
- Есть три варианта реагирования на такую жизнь.
- 3.5. Радикализм, экстремизм и конфликты в политическом процессе
- Типология конфликтов
- Глава 4. Политическая власть как основной объект политической психологии
- 4.1. Психология власти: генезис и основные виды проявления
- Социобиологический подход к проблеме власти
- Компенсаторная концепция власти
- Человек и власть: психологическое измерение
- Власть как самоценность
- Мотивация политической власти
- Полипотребностный подход к мотивации власти
- Мотивация власти
- Власть и деформации личности
- Власть как инструмент
- Суверенитет власти
- 4.2. Психологические оризнаки легитимности власти
- 4.3. Психологические особенности российской парламентской деятельности
- Структура, роль и функции парламентского лидерства
- 4.4. Психология парламентского лоббизма
- Психология лоббистской деятельности
- Глава 5 психологические признаки субъектов политики
- 5.1. Социально-политический статус личности
- 5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики
- 5.3. Имидж и авторитет субъектов политической деятельности
- Личность политика
- Взаимодействие со сми
- Этнопсихологические инварианты политического имиджа
- Психологические модели политического имиджа
- Четырехлучевая модель
- Трехлучевая модель имиджа типа «личность-деятелышсть-отношения»
- Многофакторная (шеснадцатифакторная) модель
- Психотехнологии создания эффективного политического имиджа
- Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата
- Сценарный подход (формирование «событийного ряда»)
- Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия»
- Использование некоторых закономерностей социальной перцепции
- Использование вербальных и лингвистических приемов
- Психологические условия укрепления авторитета субъекта политики
- Должностной и личностный авторитет политика
- 5.4. Психолого-акмеологические детерминанты подбора политической команды
- 5.5. Организационная культура политической команды
- Глава 6 .Политические коммуникации и их психотехнологическое обеспечение
- 6.1. Модели, алгоритмы и технологии продуктивных политических коммуникаций
- Ключевые слова
- Языковые средства контакта с аудиторией
- Средства авторизации
- Глаголы
- Глаголы-операторы
- Конструкции с изъяснительными придаточными
- Средства адресации
- Конструкции с местоимениями и глаголами 2 лица
- Обращения
- Вводные конструкции
- Побудительные конструкции
- Аргументирование
- Порядок расположения в тексте «наиболее сильных аргументов»
- Апелляция к чувствам
- Формирование «речевого образа»
- Риторический стиль
- Стилистические приемы усиления эмоционально-психологического воздействия
- Конструкции с однородными членами.
- Эмоциональное противопоставление
- Приемы второй группы
- Невербальные средства воздействия на аудиторию
- Факторы восприятия политического лидера
- Аппаратчик
- Радикал
- Харизмам
- Легитимист
- Эффект «туннеля»
- Драматизация
- Эффект увеличительного стекла
- Моментальностъ
- Критерии эффективности телевизионного действия
- Телевизионные клипы
- 6.2. Политическая реклама как интегративная агитационно-пропагандистская технология
- Политическая реклама как система политических коммуникаций
- Базовые понятия и определения
- Общие психологические требования к политической рекламе
- Образ лидера в политической рекламе
- Психологическое заражение
- Подражание
- О других методах психологических воздействий
- Специальные виды политической рекламы
- Антиреклама
- Свидетельская или утверждающая политическая реклама
- 6.3. Психологические характеристики политической манипуляции
- Техника формирования доверия и предпочтения политику
- 6.4. Информационно-психологическая безопасность в политических отношениях
- Сущность тайного принуждения, раскрываемая через основные понятия
- 6.5. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга
- Литература