Аксиологический аспект профессионального самоопределения личности
Существуют разные трактовки понятия профессионального самоопределения личности в зависимости от научного подхода, применяемого к исследуемому явлению. В данной статье под профессиональным самоопределением личности будем понимать процесс становления профессионала, процесс и результат формирования отношения личности к профессионально-трудовой деятельности, профессии. То есть профессиональное самоопределение понимается в своем наиболее широком смысле – это и профессиональный выбор, и подготовка к нему, и процесс обучения ремеслу, и профессиональная самоидентификация, и включение в профессионально-трудовую среду, самосовершенствование и совершенствование как профессионала и т.д.
Феномен профессионального самоопределения личности является предметом изучения ряда наук – педагогики, психологии, социологии, философии, но каждая из них, рассматривая данное явление со своего ракурса, обращает внимание на аксиологический аспект.
Всё, что окружает человека (да, и сам человек), может стать объектом оценивания. То или иное явление может быть хорошим или плохим, красивым или безобразным и т.д., но с точки зрения конкретного человека. Поэтому ценность существует субъективным образом. Одновременно ценности и объективны, и таковыми они являются, потому что порождаются универсальными началами как человек, разум, история, действительность, которые обладают собственной объективностью: «… человек объективен по отношению к другим людям, сообщество людей объективно по отношению к индивиду… ценности возникают в совокупности объективных факторов и сами становятся объективными по отношению к нам». [3, с. 3].
Главной чертой ценности является наличие в ней благотворных для человека свойств, качеств, возможности использовать эту ценность во благо человека.
По нашему мнению, аксиологический аспект профессионального самоопределения может заключаться в трех основных моментах:
– Ценности как фактор (внутренний и внешний), определяющий профессиональное самоопределение личности
– Ценности как результат профессионального самоопределения личности
– Профессиональное самоопределение личности и сама профессия, как таковые, могут рассматриваться как ценность. Кстати, само понятие «профессия» можно определить как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.». [1, с. 30].
Теперь подробнее о каждом моменте.
Ценности как фактор (внутренний и внешний), определяющий профессиональное самоопределение личности. Е.А. Климов предлагает восемь тесно взаимодействующих между собой факторов профессионального самоопределения: способности, склонности, уровень притязаний, информированность, мнение родителей, мнение товарищей, потребности рынка и личная профессиональная перспектива, фактор, которому автор отдает центральное, важнейшее место в своем «восьмиугольнике» выбора профессии. [2]. Думается, что к данному перечню следует добавить систему ценностей профессионально самоопределяющегося (как фактор внутренний, пользуясь терминологией автора данной статьи) и системы ценностей представителей ближайшего окружения профессионально самоопределяющегося (товарищей, родителей, одноклассников коллег и т.д.), а также более крупных социальных и территориальных общностей, к которым он принадлежит (как фактор внешний). Точнее говоря, само влияние представителей ближайшего окружения, социальных и территориальных общностей и т.д. на профессиональное самоопределение личности – есть выражение их систем ценностей.
К ценностям подобного рода можно отнести престиж образования, престиж профессии, семейные традиции, профессиональные знания и умения, самосовершенствование, талант, творчество и т.д.
Ценности как результат профессионального самоопределения личности. Профессионально самоопределяясь личность безусловно может менять своё отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности, переоценивать значимость их для себя, социальной группы и общества, к которым она принадлежит. Какие-то ценности могут стать более значимыми, а какие то отойти на второй план. Это может быть связано прежде всего со спецификой профессии, организационной культурой. Причем профессиональное самоопределение как процесс предполагает постоянную переоценку происходящих вокруг явлений, событий и т.д. Понятно, что такой процесс может быть связан и с развитием, совершенствованием человека в целом, в течение всей его жизни, но профессиональная среда, в которой индивид зачастую проводит большую часть своего времени, является важнейшим условием изменчивости системы ценностей.
К ценностям такого рода можно отнести профессионализм, профессиональные знания, активность, инициативность в труде, творческий характер труда, профессиональная интуиция (или, как часто её называют, «профессиональный нюх»), авторитет в трудовом коллективе, трудолюбие, власть, профессиональное совершенствование, самосовершенствование, ответственность, самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде, целеустремленность, деловитость, исполнительность и т.д.
Профессиональное самоопределение личности и сама профессия как таковые могут рассматриваться как ценность. Профессиональное самоопределение и профессия являются для человека способами самореализации, а порой даже и смыслом жизни. Чаще всего подобное можно увидеть в творческих профессиях: для художников, музыкантов, писателей их деятельность зачастую является смыслом жизни.
Иногда можно услышать – человек обладает той или иной профессией по призванию, причем, как правило, высказывается это с уважением к представителю профессии. Но в истории данной проблематики существовало и противоположное мнение: профессия не должна быть призванием, поскольку это звучит как приговор человеку – он «обречен» всю свою жизнь заниматься одним единственным делом, ремеслом. «Признавая признание, мы вынуждены признать фатальность человеческой жизни, но человек – это творец своей судьбы», – писал К. Маркс. «При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять свою профессию». [4, С. 158]. Человек должен иметь возможность, в зависимости от своих желаний и потребности, профессионально переориентироваться.
Подобные разногласия по отношению к профессии как призванию можно объяснить различным пониманием данного понятия. Призвание можно рассматривать как склонность к тому или иному делу, профессии; а можно и как дело жизни, назначение. Во втором случае профессия как призвание действительно может пониматься как необходимое выполнение своих социально-профессиональных функций в обществе, ограничивающее или подавляющее свободу профессионального самоопределения, творчество. Здесь профессия есть ценность прежде всего для общества. В первом же случае, профессия как призвание предполагает именно способности, личностное желание, «внутреннее влечение», творческое начало, свободу в профессиональной сфере. Здесь профессия есть ценность прежде всего для личности.
Профессиональное самоопределение также может рассматриваться как ценность, так как процесс формирования отношения личности к профессионально-трудовой деятельности, профессии есть сам по себе процесс положительно значимый в жизни любого человека, творческий, сопровождающийся самоанализом, познанием и оцениванием окружающей действительности.
Все вышеописанные ценности, по нашему мнению, можно назвать профессиональными как разновидности социальных, поскольку, во-первых, такие ценности являются способом социальной ориентации, нормирования отношения человека к миру, и, во-вторых, они существуют как значимые, ценные по-настоящему, только в обществе, конкретной социальной группе.
Конечно же, профессиональные ценности не существуют сами по себе, но в тесном взаимодействии с другими разновидностями ценностей, которые также играют большую роль в профессиональном самоопределении личности. Так, моральные ценности (совесть, честь, порядочность, честность, искренность, обязательность, преданность, доброжелательность и др.), политические ценности (способности управлять, решать, договариваться и т.д.), познавательные (интеллектуальность, интуиция, критицизм и т.д.) и другие ценности – тоже немаловажны в процессе профессионального самоопределения личности.
Также нельзя забывать о материальных или предметных ценностях, которые имеют огромное значение в профессиональном самоопределении личности. К таковым можно отнести учебники, литературу определенного содержания, специализированные компьютерные программы, материально-техническое оборудование и т.д. – в общем, всё, что необходимо для профессионального выбора, обучения, повышения квалификации, переориентации, то есть профессионального самоопределения.
Список литературы:
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 стр.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004
Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности. // Вопросы философии. – 2005, №2. с. 3 – 16.
Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. о коммунистическом труде. М.: Политиздат, 1984.
Ставицкая Е. И. (ПГПУ, Пенза)
- Вестник Пензенского отделения
- Москва-Пенза
- Содержание
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной
- Мясникова о. А. Становление личности, достойной счастья:
- Кантовская логика природы………………………………………… 145
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии
- И спорта
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной
- Раздел 5. Наши гости
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Раздел 7. Философская публицистика
- Приветствие Председателя Правительства Пензенской области
- А. И. Черницов Приветствие главного спонсора − «МегаФон-Поволжье»
- Приветственное слово директора филиала ргсу в Пензе
- Предисловие главного редактора
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- 25 Столетий науки о языке
- О периодизации истории языкознания
- 9. Подступы к сравнительно-историческому языкознанию
- Знание, нравственность, наука
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной культуры
- «Нравы», «нравственность» в россии и необходимая ложь (историко-понятийный анализ)
- О последней задаче человечества
- Что делать с культурным наследием, в частности, с философским?
- Миф как экзистенциально-архетипичное начало человеческого мышления
- Гуманитарные ценности в современном обществе
- Проблема поиска идентичности в ситуации «текучей современности»
- Проблемы формирования политической культуры личности в настоящее время
- Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса
- Путешествие как способ духовного бытия и преображения человека
- Категория коммюнотарности в позднем творчестве н. А. Бердяева и трансцендентальная теория диалога э. Левинаса
- Социально-психологический аспект изучения истории в работах ипполита тэна
- Понимание иноверца в философии рабиндраната тагора
- Влияние информационного общества на мироощущение городского и сельского жителя россии (социокультурный аспект)
- Становление личности, достойной счастья: кантовская логика природы
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии и спорта
- Денисенко н. Н. (паии, Пенза),
- Ильина н. Л. (пгпу, Пенза)
- Космобиоритмология и новое время
- Формирование философского мышления посредством химических дисциплин
- Современный спорт как состязание биотехнологий
- Развитие полифонического мышления – условие существования человека XXI века
- Формирование Философского мышления с точки зрения Биофизиологии
- Правда клятвы гиппократа раскрывается через заповеди христа
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной работы
- Определение сущности и основных проблем философии социальной работы
- Социальная помощь в классовом обществе или волки и овцы воейкова
- Культура информационного общества и человеческая природа
- Проблема развития социальной помощи терминальным больным в современном российском обществе
- Аксиологический аспект профессионального самоопределения личности
- Социально-философский аспект исследования проблем адаптации студентов к обучению в вузе
- Социально-культурное формирование потребности у населения к интеллектуальным телепередачам
- Раздел 5. Наши гости
- О смысле и суде истории
- Множество философских языков: проблема взаимопонимания философов
- Категориальный анализ иррационального в философии с. Франка
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Взгляд на суфизм
- Раздел 7. Философская публицистика
- Докризисные и антикризисные тезисы (с оглядкой на канта)
- § 1. До кризиса о свободе и интеллигенции
- § 2. До кризиса о религии и правах человека
- § 3. Философия как антикризисная интеллектуальная терапия −
- Философствование без границ, или симулякр?
- С.Я. Маршак
- Ибо истина скрывается в заУмии
- Образование в россии