logo
Вестник ПО РФО №2

Формирование Философского мышления с точки зрения Биофизиологии

Философия − антропогенное, одно из древних, и вечно молодое научное мировоззрение. Философия как наука требует иметь собственное философское мышление равносильно врачебному, инженерному, искусствоведческому, математическому, дипломатическому, военному мышлению. Иначе назвать лицо носящего звание философа истинным философом трудно, скорее это будет историк философии, или идеолог определенного направления.

А. В. Брушлинский (1976) определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Наше определение, мышления; мышление − внутренний биофизический процесс ткани головного мозга конструирующие психическую деятельность и поведение биологического объекта в ответ на внешние раздражения и внутреннюю потребность.

Для человека характерно наличие второй сигнальной системы морфофункциональной структуры головного мозга, образуя единую систему устной и письменной речи. Первая сигнальная система человека, в основном, связана с активацией правого полушария, отвечая за конкретно-чувственное мышление. Вторая сигнальная система связана в основном с левым полушарием головного мозга, которая обеспечивает абстрактно-логическое мышление у человека. В связи с перекрестом нервных путей, раздражение правой половины тела (правши) активирует левое полушарие головного мозга и усиливается абстрактная продуктивность − математическое построение. У левшей активируется правое полушарие и усиливается конкретно чувственная продуктивность мозга, что проявляется в создание картины, музыки, детали.

У человека, мы согласны, мышление социально обусловлено, также социально обусловлено и философское мышление. Истинный философ воспринимает информацию непосредственно из окружающего мира на основе своего философского миропонимания. Из текстов научной, публицистичной, художественной, древней литературы, картины, скульптуры чувственно воспринимает знаково-зафиксированную информацию, то есть должен уметь толковать текст, картину. Философ "включает", активирует своё мышление на анализ и синтез получаемой информации. Но он должен философски осмысливать эту информацию и для этого он должен обладать философским мышлением.

По нашему мнению философское мышление должно базироваться на знаниях:

а) анатомии, физиологии, психологии и патологии человека;

б) иметь знания о космо-биологическом влияния в истории;

в) иметь инженерно-физическую подготовку;

г) знание терминообразующего языка латыни, английского как научного мирового языка, немецкого как язык велико-философских традиций. Для не русского человека обязательно знание русско-славянского языка.

Можно часть знаний получить академически, а часть самостоятельно за счет самоподготовки. Само овладение, какой либо, части из этих требований для философа обязательно.

Зарождение формирования интеллектуального продукта творческого процесса происходит от лобных долей головного мозга. Где, как показано опытами с Нинель Кулагиной происходят проявление точек, пятен на фотобумаге прикрепленной к голове. "От висков к затылку тянутся кривые полосы, штрихи, сплошная, ломанная, зубчатая линия с относительно ровными углами и участками прямых линий с более ярками точками, засветки в углах", "Максимальная концентрация изображений, хаотически расположенных, оказалось на фотопленке прикрепленные к затылку" (В. Кулагин 1991). Данный феномен психологическим исследованием описан Ж. Адемаром при исследовании изобретений в области математики.

Нервная клетка имеет электромагнитный потенциал, и он у живой клетки изменяется во времени. Электрохимическое колебание осуществляется за счет разности и потока ионов калия из клетки, ионов натрия в клетку. Именно электрохимический градиент заряженных ионов порождает электромагнитный потенциал, который составляет +55 мВ. Потенциал покоя мембраны нервной клетки равен -60 мВ. Количество колебаний электромагнитного потенциала составляет частоту. Головной мозг это электрогенератор мощностью приблизительно 25 ватт электроимпульсов. Только приблизительно 30% энергии вырабатываемой мозгом идет на тепловую энергию, остальная часть энергии расходуется на специфическую ментальную энергию психической деятельности. Данная энергия известна в мировых религиозных философиях, как ЦИ - в китайской медицине, ПРАНА - у индусов, СВЯТОЙ ДУХ - в христианстве. Это биогеноэнергия живого организма или энергия информационного поля головного мозга.

Частота электромагнитных колебаний в человеческом организме разных органов находится в пределах 0 - 1000 Гц. Головной мозг генерирует частоту колебания от 5 - 30 Гц. У экстрасенса во время лечебного сеанса от 8 - 12 Гц. При этом естественная частота электромагнитного поля Земли равно 7 Гц. Электромагнитное излучение от мышц 100 - 225 Гц. Сердца 180 - 250 Гц. Электромагнитное излучение от мест топографически соответствующих так называемым чакрам или вегетативным нервным сплетениям составляет от 100 - 1600 Гц. Основной вид энергии человеческого организма является электромагнитная энергия.

Это электромагнитная энергия с длиной волны колебания равной росту человека и изменяется от 22,2 до 16,6 МГц. Магнитная составляющая больше электрической и поверхностные электромагнитные волны поджимаются к поверхности тела, из-за смены сред распространения создавая энергетическую электромагнитную оболочку около тела человека.

Процесс функционирования головного мозга, как и других органов, сопровождается изменением электромагнитной индукции. Для здорового человека электроэнцефалограмма ЭЭГ характерен альфа-ритм (на бумаге, плоскости они имеют синусоидальную форму) с частотой 8-12 колебаний в сек., наиболее характерны для затылочных и теменных долей. Колебания с частотой от 15 до 35 в сек. называют бета-ритмом, он характерен для лобных долей коры головного мозга. Дельта-ритм имеет частоту менее 4 сек. Фита-ритм имеет 4-7 колебаний в сек. На плоскости они имеют разнообразную форму округлую, заостренную, синусоидальную. Уже во внутриутробном периоде мозг будущего человека имеет электромагнитную активность и его можно регистрировать с 5 мес. На 8 мес. внутриутробного развития имеется непрерывная электрическая активность с тремя типами частот 0,08 1 Гц, 0,2 - 1 Гц, 0,5 - 1,5 Гц.

Длительное психоэмоциональное напряжение вызывает аварийную и долговременную адаптацию. При этом образуются новые функциональные системы, центры, обеспечивающие адаптационные реакции на изменяющиеся условия, морфологические изменения в нейронах. Укорачиваются ответвления апикальных дендритов лимбических нейронов, уменьшается их количество. Устойчиво и длительно держится деполяризация (инверсия потенциала покоя мембраны) нейронов лимбико-ретикулярной системы с формированием генератора (центра, очага доминантного возбуждения) патологического усиления возбуждения (ГПУВ). Это проявляется слабым отключением центра ГПУВ от системы кровообращения при любом раздражении, тем самым он не тормозится (не отключается от кровоснабжения). У таких лиц отмечается синхронизация электроэнцефалограммы головного мозга. Низкая амплитуда электромагнитных волн ЭЭГ.

Функция речи осуществляется центральной нервной системой в координации органов речи: это мышцы рта и глотки, слуха и зрения, и ряда скелетных мышц.

Поле 42 − задний отдел верхней височной извилины ответственен за понимание человеком звука слова. Это самый первый, формируется и господствует над другими полями, ответственными за отдельные элементы речи.

Поле 22 − в затылочной доле. В этом поле звуковые раздражения превращаются в зрительные образы.

Поле 44 − нижний отдел передней центральной извилины. Это поле ответственно за проговаривание речи, движения мышц рта и глотки. Это же поле ответственно за формирование внутренней речи человека.

Поле 45 − находится в передней центральной извилине. Оно ответственно за гармоничное связывание слов, грамматическую чистоту сочетаний, а также за пение.

В русском языке есть слова, обозначающие качественное состояние интеллекта "ум" и "разум". К какой части головного мозга оно относится? Приставка "раз-" означает деления целого на части. В отношении, интеллектуальной работы можно рассматривать ум как относящийся к лобным долям головного мозга, а разум как интеллектуальной работе затылочных долей. В технике вокального искусства пропевания буквенных звуков "и" и "у" вызывает вибрацию верхних резонаторов, синусы лобной кости. Отсюда напрашивается вывод, что в практике восточных религий перед молитвенной медитацией произношении слова "аум" является активацией лобных долей, тем самым активируются интеллектуальные процессы. Отсюда, по-видимому, идет оригинальное опережающее запад, видение мира восточными философами. И соответственно лица занимающие вокалом должны отличаться своим мышлением от лиц, не занимающих пением.

При нарушении кровообращения в левополушарной области головного мозга обнаруживаются элементы афазии, акалькулии, дислексии, с наличием личностной тревоги и депрессивном расстройстве. Что проявляется в творчестве таких лиц, описание тоски, серости, холодности, страха.

При философском мышлении конкретно-абстрактное мышление уравновешено, что обеспечивает таким лицам мощный абстрактно-статистический анализ конкретного феномена в природе, обществе и человеке. Таких лиц встречается очень редко, у них наблюдается научное и художественное творчество. Например, Ломоносов, Петр I, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Гёте...

При анализе продукта интеллектуальной деятельности нужно учитывать какое получил человек образование, и по какому пути идет его мышление. Были ли в его жизни травматические, интоксикационные, сосудистые повреждения головного мозга, так как это может сильно влиять на продукт интеллектуальной деятельности. При этом желательно анализировать первоисточник продукта интеллектуального труда черновые записи зарисовки, которые более правильно характеризуют личность в тот или иной период жизни. При записи секретарем, помощником, учеником мелкие характерные детали мышления утрачиваются.

Наглядно-чувственное мышление проявляется у ребёнка после грудничкового возраста, то есть после 1 года жизни. Ребёнок, облизывает, кусает предмет, так он познает мир. Как говорят родители «тянет всё в рот». В этот период мышления очень важный элемент отводится запечетлеванию, в будущем, которое отойдёт в подсознание.

Наглядно-действенное мышление. Фактически тактильно-вибрационное мышление, познание характерно до 3 - 5 летнего возраста. При этом ребенок и человек мыслит только то, что он может познать руками, расчленить, соединить, связать. То есть познание идет через практическое действие. Данное мышление уже функционирует в последние месяцы беременности матери и доброе отношение с женщиной ощущается и её плодом.

Наглядно-образное мышление характерно для дошкольников и школьников младших классов. Происходит разрыв познания с практическим действием. Уже познание через видение, через зрительный анализатор, познание на расстояние.

Абстрактное мышление. У старших школьников, а тем более у студентов ВУЗов должно быть абстрактное мышление, мышление на основе понятий о предмете, о действии, о явлении. Абстрактное мышление формируется на основе социально-педагогической деятельности человека (ученика) и учителя на основе логики.

Атрибутивное мышление есть форма абстрактного мышления, − простое суждение мышления о принадлежности свойства предмету осмысливания. В каждом атрибутивном мышлении (суждении) есть связка, которая отражает или не отражает того свойства с предметом. То есть свойство присуще или не присуще предмету. Связку часто опускает вовсе или в виде тире (-) заменяют на письме, или вводят словами «есть», «является», «не есть», «не является». Мышление с отношениями - простое суждение мышления отражается отношения как минимум два и больше чисел предметов друг связывается с другом, друг противопоставляется друга. В этом мышлении выделяются абстрактно-математическое мышление, абстрактно-музыкальное мышление, абстрактно-конструкторское мышление... При этом у обычного человека активность головного мозга проявляется следующим образом: активация левой лобной доли - затем информация по передней комиссуриальной спайки мозолистого тела переходит на правую затылочную долю головного мозга. Затем возврат.

Математическое мышление является одним из частных случаев абстрактного мышления наряду, например, с музыкальным мышлением.

За оперирование числами и математическое мышление отвечает левое полушарие головного мозга, а правая рука записывает математическое исследование. В височной левой доле у человека происходит усвоение акустического эквивалента цифры. В левой затылочной доле формируется пространственная и визуальная картина цифры и математического действия. В левой теменной доле формируется пространственная координата цифр, понимание состава и разрядности строения цифрового ряда чисел, понимание арифметических знаков, направленность счета цифр. При поражении этой части головного мозга формируется первичная счётопатия — акалькулия. Лобные доли головного мозга вырабатывают программу действиями, не является функционально однородным целым. В левой лобной доле, при намерении человека произвести математическое действие, при предъявление в поле его сознания чисел, у человека появляется активность в медиобазальной части предлобной коре левого полушария. Заднелобный левый отдел отвечает за автоматичность и развернутость построения математических программ действия. Конвекситальная поверхность левой лобной доли ответственна за программирование математического действия, контроль выполнения математический действий, построение цифро-математической программы.

Математическое мышление это счёт, пересчитывание реальных предметов, выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление...), в письменной или устной форме.

Философское мышление. Мысль на разных языках народов выражается различными грамматическими средствами, соответственно и философские элементы мышления, идеи, гипотезы, теории, науки будут разные. Так как в некоторых языках нет понятий, нет терминов (они заимствуются из других языков) тому или иному элементу, (предмету) осмысливания. Понятие есть закрепленная формула текста, в котором отражены специфические свойства элемента (предмета). Понятие элемента формируется словами языка. Понятие должно соответствовать объему, специфическим границам элемента (предмета). Философское мышление - это такое мышление человека, которое основывается на здоровой психофизиологии головного мозга в пространственно-временных направлениях со статистическим анализом случаев на неустойчивой логике и создание неологизма обнаруженному явлению. Философское мышление должно быть у врача − клиническое мышление. Должно философское мышление у учёного. Должно быть, у следователя правоохранительных органов.

Космическое мышление. Мышление, когда знания идут и усваиваются напрямую из ноосферы. И, при этом этот человек должен на доступном уровне объяснить окружающим его лицам полученные космические знания. Обычно такое состояние достигают духовно продвинутые адепты психофизических практик. Но иногда такое получение информации происходит спонтанно в виде интуиции, сновидений, видений «голосовых галлюцинаций», в измененном состоянии сознания у продвинутых ученых. Интуиция − получение космической информации по основным каналам поступления информации напрямую из ноосферного информационного поля земли в виде зрительной картинки у визуала, в виде голосовой информации у вербалов, в виде тактильной у кинестетика. При этом чаще активность головного мозга проявляется следующим образом: активация левой затылочной области − затем информация по задней комиссуриальной спайки мозолистого тела переходит на правую лобную долю головного мозга. То есть в начале идёт активация анализатора, а затем информация переводится в лобную долю на сознательный уровень, для интеллектуального анализа полученной информации.

Что является первопричиной получения космической информации и развития космического мышления информации. По одной версии это вегетативная нервная предпозвоночная система. По другой, это само сердце, за счёт своих четырех сферических образований, большая левая сфера - желудочек, далее меньшая правая сфера − желудочек, еще меньшее левая сфера - предсердие. Ещё чуть поменьше правая сфера предсердие и ещё две маленькие ушки предсердий. В 1975 г. А. Мартынов с коллегами провели изучение электрической модели сердца, объемного конденсатора выполненного и генерирующего импульс в виде электрокардиограммы. И подключили к электроэнцефалографу. Нахождение вблизи этой модели человека, животного, облучение УФ-лучами, насыщения музыкой пространства, ... и на бумаге электроэнцефалографа писалось соответствующие изменения в виде изменения частоты генерации. Так что вопрос этот пока остаётся открытым для биофизики, биопсихофизики.

Мозг человека его сознание и психика это капелька в информационном океане, отражается всё в высокоорганизованной Вселенной, создавшей чудо разумного человека. Для человека разумного нет недостижимых тайн, способностей и целей. При этом сила такого мышления способно влиять на нейтроны, нейтрины, электроны - слабое ментальное взаимодействие.

Есть лица, которые обладают как философским мышлением, так и космическим, и этот сплав мышлений даёт удивительные гениальные способности таким лицам. Но имеются также и лица, которые, получая космическую информацию не обладая философским и даже абстрактным мышлением остаются непонятым человеком, известные как юродивые. Так, в Библии указано на то, что пророки, получающие космическую информацию, пастух Амос, земледелец Елисей, воспринимали её, но в силу своего интеллектуального состояния они не могли её довести в удобной форме до понимания общества или доводили её в зависимости от их умственных способностей и познавательного кругозора. И выдавали её обществу на языке, которым они владели. Их информацию нужно ещё расшифровать, интерпретировать до уровня хотя бы абстрактного мышления.

Русские исторические деятели, владевшие философско-космическим мышлением: Яков Брюс 1670 - 1735 гг., Василий Васильев известный как монах Авель 1755 - 1841 гг., Федор Достоевский, Елена Блаватская, Николай Морозов, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов. Велимир Хлебников. Если рассмотреть великих философов, то в их биографии мы всегда находим знание иностранных языков или воспитание в многоязычной среде, знания человека (медицинское образование, или естественно-научное), законченное или незаконченное техническое образование или имеющих два разных образования. Пример Л.Н. Толстой, Сеченов, о. Павел Флоренский, А.Л. Чижевский, Л.Н. Гумилев, Б.В. Раушенбах, ...

Философское мышление − это такое мышление человека, которое основывается на здоровой психофизиологии головного мозга в пространственно-временных направлениях со статистическим анализом случаев на неустойчивой логике и создание неологизма обнаруженному явлению.

Вот как отвечает на вопрос сам себе В.И. Раушенбах (2000), объясняя создание им совершенной системы перспективы: «чтобы написать это, необходимо был человек обладающий знанием трех предметов, а именно, во-первых, классической теории перспективы, во вторых психологии зрительного восприятия, в-третьих, математики», и далее определяет, интересующийся вопросом для практики. В данном случае он почти вывел формулу философского мышления, не указав знание терминообразующего языка, но сам в своей автобиографии указывает на знание немецкого и английского языка.

При любом обучающем психическом напряжении, обучение игре на музыкальном инструменте, иностранному языку, автовождению, происходит активация левого логического полушария. По мере усвоения этой информацией активность постепенно переходит к правому образному полушарию. Также, по-видимому, можно формировать и философское мышление у человека. Обучая его иностранному языку, усваивая знания о биофизиологии человека и имея знания о физики и техники.

Список литературы:

1. Адемар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. – М.: Сов. радио, 1979.

2. Общая психология. Учеб для пед. инст. – М.: "Просвещение", 1976.

3. Б. Раушенбах. " Пристрастие". – М.: "Аграф", 2000.

4. Феномен. Сост. Л.Е. Колодный. – М.: Политиздат, 1991.

Вдовкин А. В. (ПО РФО, Пенза)