§ 1. До кризиса о свободе и интеллигенции
Тезис «Свобода нужна только интеллигенции» становится предметом общественно-политических дискуссий и политтехнологий. Попробуем разобраться в нём. Если понимать под «свободой» вседозволенность и неограниченную самореализацию, а под «интеллигенцией» социальную группу, занятую преимущественно интеллектуальным трудом и выполняющую культурно-воспитательные и защитные функции в обществе, то этот тезис находит понимание и признание у части российского общества, уставшей от длительных реформ и не вписавшейся в новые рыночные условия.
Такая «свобода» потеряла для них привлекательность и стала тяжёлой ношей, которую хочется по-быстрее сбросить или просто обуздать железной («сталинской») рукой. Действительно, период «негативной свободы» − массового произвола подходит к завершению, и это важный симптом трансформации общественного сознания.
2. Многие самостоятельные и активные граждане не соглашаются с указанным тезисом: бизнесмены, работники частных предприятий, не относящиеся к социальной группе интеллектуалов. Им нужна свобода, они заинтересованы в ней и как в средстве самореализации, и как в высшей морально-правовой ценности, закреплённой в Конституции. Возникает вопрос: не расширяется ли тем самым социальная группа «интеллигенции»? Не пора ли переосмыслить это понятие?
3. Обратимся к латинским корням этого слова.
Intellegens – сведующий, понимающий, знающий;
благоразумный, рассудительный;
знаток, специалист
Intellegentia – понимание, рассудок;
знание;
понятие, идея
Объединяя эти идеи, можно сказать, что под «интеллигенцией» подразумевались люди с «разумной душой». Остальное общество оказывалось неразумным, невежественным и несамостоятельным («несовершеннолетним» в кантовском смысле). Так, в советское время «интеллигенция» получила социальный статус «разумной души» общества и была ответственной за формирование личности советского человека, системы ценностей, идеалов и культурных практик. Она отвечала перед коммунистической партией за «коллективный разум». Остальным можно было не думать, не заботиться о себе: система предлагала, навязывала нужные формы, практики, средства социализации и самовыражения. Для многих это было удобно, спокойно и бесконфликтно.
4. Буржуазно-демократические реформы конца XX века потрясли советскую систему, разрушив социальную структуру общества, в которой доминировали рабочий класс и крестьянство. Интеллигенция как «социальная прослойка» первой приняла горбачёвскую перестройку и поддержала демократические реформы.
Очарование раскрепощающей свободы или полной вседозволенности сменилось экономическим дележом государственной собственности и тяжелейшим вхождением в рыночную экономику. Свобода-мечта (абстрактная форма самореализации) наполнилась материальным содержанием той или иной валюты. Труднейшее, трагичное время девяностых годов заставило многих сограждан ускоренно уходить из такой жизни, не справляясь с новыми условиями и требованиями, теряя ценностные ориентиры и жизненные принципы. Свобода, измеряемая количеством денежных знаков, с одной стороны, приземлила многих россиян, заставила больше трудиться и рассчитывать только на свои силы, талант, знания, а с другой стороны, отстранила многих от реальности с помощью религии, мистики и оккультизма. Это их выбор, выражающий определённый уровень мышления и жизненных притязаний.
Бывшая советская интеллигенция оказалась на распутье: либо в рынок, продавая свои знания, умения, либо в церковь, в духовную общину или политическую организацию, уповая на милость Бога и правительства.
5. К началу XXI века свобода получила реальное правовое закрепление. Президент-юрист заставил многих уважать Конституцию и законный порядок. Обществоведы начали говорить о законе свободы. Как тут не вспомнить И. Канта.
Беззаконная свобода – это произвол, дикость, безумие страстей. Разум нуждается в законе свободы. Трезвость и серьёзность приходят на смену легкомыслию, мечтательности и буйству эгоистических желаний.
Закон свободы утверждает себя, доказывает через действие правоохранительных органов, и прежде всего через судебную систему.
Кант находит его в категорическом императиве или моральном законе.
Доказывай, что ты можешь быть свободным! А значит, можешь быть личностью, гражданином, персоной! Кант называет свободного человека «интеллигенцией», умопостигаемым лицом. Этот статус нужно доказывать, отстаивать, формировать, ибо он выражает сверхприродное назначение человека, его культуру.
Оставаться био-социальной машиной легко и просто (?): инстинкты направят, социальная система подскажет и вовлечёт, прикажет и использует по своему усмотрению.
Мыслящие и самостоятельные граждане не хотят быть «винтиками», «пушечным мясом» или послушным быдлом. Они хотят быть «интеллигенцией» в изначальном смысле: 1) знающими специалистами; 2) благоразумными гражданами; 3) свободными и достойными людьми (персонами) в своём государстве.
Ступени развития новой «интеллигенции»
1 ступень. «Я не тупой, я право имею»
Достоевский описал этот начальный этап новой интеллигенции в образе Раскольникова через негативную свободу, через преступление, через стихийное самоутверждение личности. Это та самая воля к власти, которая обострённо проявляет себя в кризисные периоды.
«Мы – бригада!» – говорят друг другу криминальные бизнесмены, и смотрят на своего киногероя – Сашу Белого.
«Дай себе волю!» – кричит герой Мадагаскара, убегая из комфортного зоопарка.
2 ступень. «Действуй по праву и живи с удовольствием»
Право и удовольствие. Позитивная свобода начинается с легальности поведения, законопослушности и благоразумной осмотрительности в поступках и знакомствах.
Мы разные, но мы живём рядом и вынуждены общаться, а потому должны уважать интересы друг друга.
Формально-правовые отношения защищают личность от произвольных вторжений и возможного материального ущерба и морального вреда.
Морально-правовые принципы гражданского сообщества чётко сформулированы Кантом:
– уважай личность другого (включая его убеждения, верования, предрассудки и т.д.)
– не убивай
– не лги
– не кради
– не прелюбодействуй
Их можно свести к двум фундаментальным запретам:
не совершай насилия над другими разумными существами
не обманывай
От их реализации зависит возможность существования самого общества, т. е. жизнеспособность самих граждан и общества в целом.
3 ступень. Мой нравственный мир, мой дом, моя семья.
Любовь и честность, основанные на взаимном доверии близких людей, создают особую атмосферу. Семейное счастье основа стабильности всего общества.
В сложные периоды взаимоотношений спасительными оказываются прощение и надежда – они поднимают над трудной ситуацией и позволяют видеть лучшее и перейти к нему.
Пространство сакрального, личного, интимного, моего дома. А также моего клуба, союза или общественной организации.
Ради Бога или из любви к людям, по совести или по долгу человек творит благо, помогает, дарит радость, учится жить и учит других.
- Вестник Пензенского отделения
- Москва-Пенза
- Содержание
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной
- Мясникова о. А. Становление личности, достойной счастья:
- Кантовская логика природы………………………………………… 145
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии
- И спорта
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной
- Раздел 5. Наши гости
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Раздел 7. Философская публицистика
- Приветствие Председателя Правительства Пензенской области
- А. И. Черницов Приветствие главного спонсора − «МегаФон-Поволжье»
- Приветственное слово директора филиала ргсу в Пензе
- Предисловие главного редактора
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- 25 Столетий науки о языке
- О периодизации истории языкознания
- 9. Подступы к сравнительно-историческому языкознанию
- Знание, нравственность, наука
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной культуры
- «Нравы», «нравственность» в россии и необходимая ложь (историко-понятийный анализ)
- О последней задаче человечества
- Что делать с культурным наследием, в частности, с философским?
- Миф как экзистенциально-архетипичное начало человеческого мышления
- Гуманитарные ценности в современном обществе
- Проблема поиска идентичности в ситуации «текучей современности»
- Проблемы формирования политической культуры личности в настоящее время
- Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса
- Путешествие как способ духовного бытия и преображения человека
- Категория коммюнотарности в позднем творчестве н. А. Бердяева и трансцендентальная теория диалога э. Левинаса
- Социально-психологический аспект изучения истории в работах ипполита тэна
- Понимание иноверца в философии рабиндраната тагора
- Влияние информационного общества на мироощущение городского и сельского жителя россии (социокультурный аспект)
- Становление личности, достойной счастья: кантовская логика природы
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии и спорта
- Денисенко н. Н. (паии, Пенза),
- Ильина н. Л. (пгпу, Пенза)
- Космобиоритмология и новое время
- Формирование философского мышления посредством химических дисциплин
- Современный спорт как состязание биотехнологий
- Развитие полифонического мышления – условие существования человека XXI века
- Формирование Философского мышления с точки зрения Биофизиологии
- Правда клятвы гиппократа раскрывается через заповеди христа
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной работы
- Определение сущности и основных проблем философии социальной работы
- Социальная помощь в классовом обществе или волки и овцы воейкова
- Культура информационного общества и человеческая природа
- Проблема развития социальной помощи терминальным больным в современном российском обществе
- Аксиологический аспект профессионального самоопределения личности
- Социально-философский аспект исследования проблем адаптации студентов к обучению в вузе
- Социально-культурное формирование потребности у населения к интеллектуальным телепередачам
- Раздел 5. Наши гости
- О смысле и суде истории
- Множество философских языков: проблема взаимопонимания философов
- Категориальный анализ иррационального в философии с. Франка
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Взгляд на суфизм
- Раздел 7. Философская публицистика
- Докризисные и антикризисные тезисы (с оглядкой на канта)
- § 1. До кризиса о свободе и интеллигенции
- § 2. До кризиса о религии и правах человека
- § 3. Философия как антикризисная интеллектуальная терапия −
- Философствование без границ, или симулякр?
- С.Я. Маршак
- Ибо истина скрывается в заУмии
- Образование в россии