9. Подступы к сравнительно-историческому языкознанию
Уже в XVIII в. зарождается взгляд на общество как явление историческое – меняющееся и развивающееся, а вместе с ним и на язык. Особенно чётко «философию истории» выразил итальянский философ Джамбатиста Вико (Vico) в работе «Новая наука» (Scienza nuova, 1725). Идеи Вико на материале языка и культуры развивали Шарль де Брос, Жан-Жак Руссо, Монбоддо, Гердер и многие другие. Так, Гердер издает двухтомник «Старые народные песни» (Alte Volksliеder, 1778-1779), демонстрируя ценность народного языка и фольклора. В поле зрения попадают группы (ветви) европейских языков. М.В. Ломоносов говорит о родстве пяти индоевропейских языков (русского, курляндского (латышского), греческого, латинского, немецкого), относящихся к разным ветвям, что наводило на мысль происхождения их из какого-то древнего языка. Были и более убедительные факты, свидетельствовавшие о родстве индоевропейских языков. Однако решающим толчком к поискам в этом направлении оказалась деятельность В. Джонса (Jones), английского востоковеда. В его речи «Азиатские исследования» (1786) по существу уже демонстрировалось грамматическое родство санскрита и индоевропейских языков: «Санскритский язык при всей своей древности обладает изумительным строем. Он совершеннее греческого, богаче латинского и утонченнее обоих, в то же время он обнаруживает столь близкое родство с греческим и латинским языками как в глагольных корнях, так и в грамматических формах, что оно не могло сложиться случайно; родство это так поразительно, что ни один филолог, который желал бы эти языки исследовать, не может не поверить, что все они возникли из одного общего источника, которого, может быть, уже не существует» (цит. по [Кондрашов: 30]. Ещё определеннее о родстве санскрита с указанными языками говорилось в книге Ф. Шлегеля “О языке и мудрости индийцев” (1808).
Немалый вклад в подготовку исторического и сравнительного изучения языков внесли слависты – продолжатели славных деяний Кирилла (Константина) и Мефодия, а также таких грамматистов, как Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Юрий Крижанич, уже названный выше М.В. Ломоносов, в особенности же Иосиф Добровский (1753-1829), снискавший славу отца славянской филологии. Он написал “Историю чешского языка и литературы” (1792), “Немецко-чешский словарь” (1809), изучал старославянский язык (“Глаголица” (1807), “Кирилл и Мефодий, славянские апостолы” (1823), дал классификацию славянских языков.
В последующих статьях–очерках будут рассмотрены «Сравнительно-историческое языкознание: от зарождения в XIX веке до наших дней» и «Важнейшие направления в современной лингвистике».
Список литературы:
1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – 1999.
2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. – М., 1975.
3. Арно А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика (Грамматика Пор-Пояля (1676). – Л., 1991.
4. Карпенко Л.Б. Глаголица – славянская священная азбука. – Самара, 1999.
5. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974.
6. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 1979.
7. Томсен В. История языкознания до конца XIX века. – М., 1939.
Солянов А. А. (ПГПУ, Пенза)
- Вестник Пензенского отделения
- Москва-Пенза
- Содержание
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной
- Мясникова о. А. Становление личности, достойной счастья:
- Кантовская логика природы………………………………………… 145
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии
- И спорта
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной
- Раздел 5. Наши гости
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Раздел 7. Философская публицистика
- Приветствие Председателя Правительства Пензенской области
- А. И. Черницов Приветствие главного спонсора − «МегаФон-Поволжье»
- Приветственное слово директора филиала ргсу в Пензе
- Предисловие главного редактора
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- 25 Столетий науки о языке
- О периодизации истории языкознания
- 9. Подступы к сравнительно-историческому языкознанию
- Знание, нравственность, наука
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной культуры
- «Нравы», «нравственность» в россии и необходимая ложь (историко-понятийный анализ)
- О последней задаче человечества
- Что делать с культурным наследием, в частности, с философским?
- Миф как экзистенциально-архетипичное начало человеческого мышления
- Гуманитарные ценности в современном обществе
- Проблема поиска идентичности в ситуации «текучей современности»
- Проблемы формирования политической культуры личности в настоящее время
- Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса
- Путешествие как способ духовного бытия и преображения человека
- Категория коммюнотарности в позднем творчестве н. А. Бердяева и трансцендентальная теория диалога э. Левинаса
- Социально-психологический аспект изучения истории в работах ипполита тэна
- Понимание иноверца в философии рабиндраната тагора
- Влияние информационного общества на мироощущение городского и сельского жителя россии (социокультурный аспект)
- Становление личности, достойной счастья: кантовская логика природы
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии и спорта
- Денисенко н. Н. (паии, Пенза),
- Ильина н. Л. (пгпу, Пенза)
- Космобиоритмология и новое время
- Формирование философского мышления посредством химических дисциплин
- Современный спорт как состязание биотехнологий
- Развитие полифонического мышления – условие существования человека XXI века
- Формирование Философского мышления с точки зрения Биофизиологии
- Правда клятвы гиппократа раскрывается через заповеди христа
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной работы
- Определение сущности и основных проблем философии социальной работы
- Социальная помощь в классовом обществе или волки и овцы воейкова
- Культура информационного общества и человеческая природа
- Проблема развития социальной помощи терминальным больным в современном российском обществе
- Аксиологический аспект профессионального самоопределения личности
- Социально-философский аспект исследования проблем адаптации студентов к обучению в вузе
- Социально-культурное формирование потребности у населения к интеллектуальным телепередачам
- Раздел 5. Наши гости
- О смысле и суде истории
- Множество философских языков: проблема взаимопонимания философов
- Категориальный анализ иррационального в философии с. Франка
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Взгляд на суфизм
- Раздел 7. Философская публицистика
- Докризисные и антикризисные тезисы (с оглядкой на канта)
- § 1. До кризиса о свободе и интеллигенции
- § 2. До кризиса о религии и правах человека
- § 3. Философия как антикризисная интеллектуальная терапия −
- Философствование без границ, или симулякр?
- С.Я. Маршак
- Ибо истина скрывается в заУмии
- Образование в россии