Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез.
Анализ — это разложение, разбиение целостного объекта, целостной картины на отдельные части, куски. Вспомните, как маленькие дети, играя с красивыми игрушками, пытаются узнать, что у них внутри, из чего они состоят. Достигают своей цели они зачастую разламыванием игрушки. Такая разборка объекта, предмета на части составляет аналитическую сторону познания.
Синтез — это обратная анализу операция и вторая сторона познания, это сборка целого из отдельных частей. Мышление — это всегда взаимодействие анализа и синтеза. Для того чтобы разобраться в механизме часов, нужно разобрать их на отдельные детали. Увидев каждую деталь, узнав о ее назначении, необходимо понять, как эти детали связаны друг с другом и как их общее взаимодействие обеспечивает нормальный ход часов. Для этого необходимо осуществить последовательную сборку деталей в целый, единый механизм.
Применительно к предмету нашего обсуждения выделение подструктур — это функция аналитической составляющей мышления. А вот составление схем целого курса — это работа синтетической составляющей мышления.
В процессе мыслительной деятельности каждый человек применяет и анализ, и синтез. Однако у каждого из вас более развита какая-то одна сторона мыслительного процесса. Людей, у которых сильнее развита аналитическая составляющая, условно называют аналитиками, а людей с преобладанием синтетической составляющей — синтетиками. Сказать, какой мыслительный тип наиболее эффективен, невозможно, так как все зависит от конкретной ситуации и конкретной задачи. В одних ситуациях наиболее успешными оказываются синтетики, в других — аналитики. Безусловно, нужно знать свой тип и использовать его преимущества, не оставляя без внимания и менее развитую сторону мышления.
Синтетики обычно быстрее схватывают целое, им легче изучать предмет дедуктивным методом (выведение частных суждений на основе более общих), но труднее анализировать частности, расчленять целое на части, сравнивать эти части, дробить их еще на более мелкие образования. Аналитики предпочитают идти индуктивным путем (от частных суждений к более широким обобщениям).
Доверяйте особенностям вашей природной организации. Синтетический и аналитический типы мышления тесно пересекаются с образным и логическим мышлением. Как уже было сказано, синтетический и аналитический типы выделяются в соответствии с наибольшим развитием операций синтеза или анализа. Мыслительные операции совершаются над определенными мыслительными объектами, к которым относятся образы, понятия, смыслы и т. д. Если человек успешнее совершает операции над образами, у него преобладает образное мышление, если над понятиями — логическое.
Наблюдение над стилем вашей работы поможет вам выявить его особенности. Помните: нет хороших и плохих стилей мышления! Есть лишь неумелое их использование. Верьте в свои возможности!
- Самоорганизация студентов первого курса
- Оглавление
- Глава 1 из жизни первокурсника
- Новые условия — новые требования
- Впечатления о первом семестре
- Почему бы не помочь себе?
- Сетование или анализ?
- Изменение или «обнаружение» себя?
- Цена привычки
- О пользе работы в читальном зале и посещения занятий
- Учебное общение
- Сессия, сессия, сессия..
- Поведение на экзаменах
- Глава 2 организация времени
- Другое время?
- Можно ли иметь время?
- Прошлое — настоящее — будущее
- Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
- Почему необходим учет времени
- Техника учета времени Сплошное наблюдение за использованием личного времени
- Учет трудоемкости отдельных видов занятий
- Анализ использования времени
- Планирование или регулирование?
- О важности режима
- О биоритмах
- Распределение дел во времени
- О реализации планов
- Глава 3 работа с книгой
- Общие принципы ознакомления со специальной литературой
- Как подобрать необходимую литературу?
- Где брать литературу?
- Картотека — лишняя забота?
- Что нужно знать для работы с книгой Предварительное ознакомление
- Виды чтения специальной литературы
- Полезные приемы при фиксации информации
- Записи при чтении
- Чтение и общение
- Чтение специальной литературы и отдых
- Конспектирование лекций
- Глава 4 приемы эффективной работы с информацией
- Сосредоточение на чтении
- Подавление регрессий
- Отсутствие внешней и внутренней вокализации (проговаривания)
- Вертикальное движение глаз
- Развитие фотографической зрительной памяти
- Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
- Узнавание
- Запоминание
- Непреднамеренное и преднамеренное запоминание
- 1. Двойная гласно-согласная, замена цифр
- 2. Двойная согласная замена цифр
- 3. Фонетический способ
- 4. Сложный способ зацепок
- Глава 5 принципы грамотного мышления
- Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
- Как не утонуть в море информации?
- Найти проблему
- Мысленные экраны
- Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
- Мыслители и художники
- Возможно ли творчество в обучении?
- Глава 6 оперативная саморегуляция
- Расслабление
- Резиновая игрушка
- Солнечная масса
- Голубое небо
- Приятное прошлое
- Мобилизация
- Самовнушение
- Когда болит голова
- Пример из практики
- Опять об экзаменах
- Воспоминание о будущем
- Послесловие
- Самоорганизация студентов первого курса