logo search
Сущность ПК

4. Концептуальные положения в профконсультировании

Определяя методологическую базу, профконсультант формирует собственное профессиональное мировоззрение. Выбор концептуальной основы определяет понятийный инструментарий консультанта, принципы, которым он собирается следовать, положения, из которых он будет исходить при построении своих умозаключений в работе с клиентом.

Концепция включает в себя:

Таким образом, концепция предстает как система профессиональных взглядов, убеждений и позиций консультанта и определяет логику и тактику его действий в профессиональной области.

Следует обратить внимание на различие в формировании концепции психолога-консультанта и профконсультанта, работающего в организации.

Сравниваемые параметры

Психологическое консультирование

Профессиональное консультирование

1. Цель консультации

Решение личностных проблем

Помощь в профессиональном самоопределении

2. Приемы

Психодиагностика, психо-коррекция, элементы психотерапии, псих. интервью, продиктованные псих. Теориями, на которые ориентирован консультант

Профдиагностика, профинформирование, профотбор, технологии, которые заданы или характерны для данной организации (технологии диктует заказчик).

Занимаемая позиция

С позиции клиента

С позиции интересов организации, согласованными с интересами клиента

Методологические основы

Психологические теории

  1. Правовая основа (кодекс законов о труде, нормативные документы организации)

  2. Философия организации

  3. Организационная культура

  4. Экономика (характер рынка труда)

  5. Маркетинг

Концепция профконсультанта должна быть предельно согласована с идеологией, стратегий, традициями и организационной культурой той организации, в которой он работает. Требуется особенное согласование концепции профконсультанта с концепцией управления персоналом. И наконец, желательно, чтобы имело место согласование со стратегическим планом развития и миссией организации.

Пример. Придя из центра занятости в быстро развивающуюся коммерческую организацию, профконсультант узнал, что одна из его функций  быть активным помощником “heads-hunter”, т.е. “охотников за головами”. Так образно называют специалистов (чаще всего это менеджеры по работе с персоналом), которые должны любыми путями отыскивать и привлекать в организацию перспективных, опытных, высококвалифицированных специалистов. Подобная практика ведения кадровой политики получает сегодня в России достаточно широкое распространение (по аналогии с практикой зарубежных фирм). Целью деятельности профконсультанта, таким образом, становится следование интересам своей организации, а целью профконсультации – убедить нужного кандидата перейти на работу в данную организацию. На прежнем месте работы целью профконсультации было формирование профессионального плана клиента службы занятости, и профконсультант стремился строить свою работу в максимальном согласии с интересами клиента. Несмотря на то что в новых функциях, закрепленных за ним в коммерческой организации, не было ничего противозаконного, они вызвали у профконсультанта определенный протест. У него возникло серьезное опасение, что он не сможет перестроиться на такую модель консультации и принять те принципы, на которых должна строиться его профессиональная деятельность. Вскоре он уволился.