4. Концептуальные положения в профконсультировании
Определяя методологическую базу, профконсультант формирует собственное профессиональное мировоззрение. Выбор концептуальной основы определяет понятийный инструментарий консультанта, принципы, которым он собирается следовать, положения, из которых он будет исходить при построении своих умозаключений в работе с клиентом.
Концепция включает в себя:
теоретические положения, обосновывающие выбор подходов к решению задач;
основополагающие принципы, на основе которых консультант строит свою деятельность и поведение;
методы, методики и техники, согласованные с теоретическими положениями и принципами;
основные цели и главные задачи профессиональной деятельности консультанта.
Таким образом, концепция предстает как система профессиональных взглядов, убеждений и позиций консультанта и определяет логику и тактику его действий в профессиональной области.
Следует обратить внимание на различие в формировании концепции психолога-консультанта и профконсультанта, работающего в организации.
Сравниваемые параметры | Психологическое консультирование | Профессиональное консультирование |
1. Цель консультации | Решение личностных проблем | Помощь в профессиональном самоопределении |
2. Приемы | Психодиагностика, психо-коррекция, элементы психотерапии, псих. интервью, продиктованные псих. Теориями, на которые ориентирован консультант | Профдиагностика, профинформирование, профотбор, технологии, которые заданы или характерны для данной организации (технологии диктует заказчик). |
Занимаемая позиция | С позиции клиента | С позиции интересов организации, согласованными с интересами клиента |
Методологические основы | Психологические теории |
|
Концепция профконсультанта должна быть предельно согласована с идеологией, стратегий, традициями и организационной культурой той организации, в которой он работает. Требуется особенное согласование концепции профконсультанта с концепцией управления персоналом. И наконец, желательно, чтобы имело место согласование со стратегическим планом развития и миссией организации.
Пример. Придя из центра занятости в быстро развивающуюся коммерческую организацию, профконсультант узнал, что одна из его функций быть активным помощником “heads-hunter”, т.е. “охотников за головами”. Так образно называют специалистов (чаще всего это менеджеры по работе с персоналом), которые должны любыми путями отыскивать и привлекать в организацию перспективных, опытных, высококвалифицированных специалистов. Подобная практика ведения кадровой политики получает сегодня в России достаточно широкое распространение (по аналогии с практикой зарубежных фирм). Целью деятельности профконсультанта, таким образом, становится следование интересам своей организации, а целью профконсультации – убедить нужного кандидата перейти на работу в данную организацию. На прежнем месте работы целью профконсультации было формирование профессионального плана клиента службы занятости, и профконсультант стремился строить свою работу в максимальном согласии с интересами клиента. Несмотря на то что в новых функциях, закрепленных за ним в коммерческой организации, не было ничего противозаконного, они вызвали у профконсультанта определенный протест. У него возникло серьезное опасение, что он не сможет перестроиться на такую модель консультации и принять те принципы, на которых должна строиться его профессиональная деятельность. Вскоре он уволился.
- Методологические основы профессионального консультирования
- 1. Понятие профессионального консультирования в психологической теории и практике
- 2. Проблемы, решаемые в профконсультироовании
- Основные направления профконсультирования
- 3. Краткий исторический очерк опыта профконсультирования в России и за рубежом
- Обзор основных подходов к профконсультированию, сформировавшихся за последние 20 лет
- Современные воззрения на профессиональное консультирование
- 4. Концептуальные положения в профконсультировании
- 4.2. Концепций профессионализации личности
- Общая характеристика теории д. Сьюпера
- Теория самоактуализации а. Г. Маслоу
- Теория личности в профессии Дж.Голланда
- Личностно-деятельностный подход а. Н. Леонтьева
- Подход к. К. Платонова к профессиональному консультированию
- Основные идеи профессионализации е.А. Климова
- Подход б.С. Братуся к проблеме развития личности в зрелом возрасте
- Профессиональная позиция и опыт профконсультанта Выбор профессиональной позиции
- Проблема культурной эмпатии в профессиональном консультировании