logo
Сущность ПК

Обзор основных подходов к профконсультированию, сформировавшихся за последние 20 лет

Разнообразие теоретических подходов к профконсультационной деятельности за рубежом положило начало переходу от диагностического подхода в профконсультировании к концепции профессионального развития. В центр внимания все чаще ставились процессы целостного развития личности, признавалась необходимость непрерывности профконсультационной деятельности, содействующей осознанию того, что профессионализация проходит сквозь всю жизнь человека, а не сводится лишь к выбору профессии.

Профессиональная консультация в 70–80-е годы развивается в рамках воспитательной концепции профориентации и является важным условием осуществления индивидуального подхода к личности выбирающего профессию с учетом формирования его профессиональной направленности. К сожалению, реальная практика в целом не обеспечивала декларируемого профессионального развития личности. В начале 80-х годов все острее ощущалось противоречие между теоретическими подходами, провозглашавшими идею приоритета личности, и практикой профконсультации, ориентированной на обслуживание потребностей народного хозяйства в кадрах.

Несмотря на то что не сложилось единого определения сущности профессиональной консультации, большинство авторов признают важность оказания поддержки личности в ее подготовке к выбору профессии. Основная задача при этом заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. В связи с этим усиливаются требования к психологическим знаниям самих профконсультантов: от них требуются знания о психологических возможностях, внутренних ресурсах личности, ее скрытом потенциале.

Одновременно с этим формируется подход, в частности, английского исследователя А. Г. Уоттса, который замечает, что многие из тех, кто занимается профконсультированием, как правило, имеют специальное психологическое образование. Поэтому в ходе профконсультации больше внимания уделяется анализу проблемы клиента, его личностных особенностей, оказанию помощи в процессе принятия решения, чем процессу информирования клиента о мире профессий, их возможностях и требованиях. Именно задачу информирования клиента А. Г. Уоттс считает приоритетной в профконсультировании [22].

Таким образом, в конце 80-х годов отечественные и зарубежные авторы склонны рассматривать профконсультацию как процесс творческого совместного взаимодействия консультанта и клиента, в результате которого оптант осознанно подходит к формированию своего профессионального плана и определяет пути его реализации. В этот период в теории и практике профессиональной консультации намечается отход от директивной консультации, актуализируется ее личностная направленность, основой которой становится активизация позиции самого клиента.