logo
Сущность ПК

3. Краткий исторический очерк опыта профконсультирования в России и за рубежом

Характерной особенностью социально-экономического развития послереволюционной России и зарубежных стран конца ХIХ – начала ХХ века была потребность в рациональном распределении рабочей силы. Это способствовало становлению профконсультационной службы в рамках профотбора. В 20–30-е годы в нашей стране, так же как в США, Англии, Германии, Швейцарии, Бельгии и других странах, развивались теория и практика профконсультационной работы.

В 30-е годы в Чикаго создается первая консультативная служба в одной из крупнейших электрических компаний США. Задача работающих в службе консультантов – помогать работникам компании в решении их профессиональных проблем. К этому времени в России уже существовало несколько психотехнических лабораторий, занимавшихся проблемами профотбора.

Профконсультация этого периода отвечала социальным нормам своего времени и помогала распределению трудовых ресурсов. Как отечественные, так и зарубежные авторы уделяли значительное внимание профконсультации молодежи, поскольку эта категория населения более всего нуждалась в социальной поддержке и защите в сложных экономических условиях и вместе с тем была наиболее перспективной производительной силой.

Американский социолог Фрэнк Парсонс предложил подход к организации процесса управления выбором профессии, использовав для этого определенную последовательность действий консультанта. Предложенная Ф. Парсонсом модель профконсультации включает три этапа: 1) изучение личности и психических особенностей претендента на профессию (работу или учебу); 2) изучение требований профессии к человеку; 3) сопоставление данных, полученных на предшествующих этапах, с целью выдачи рекомендации о выборе профессии. В этой модели само консультирование как процесс диалога с клиентом, который американцы считают “чисто американским продуктом”, проводится лишь на третьем этапе, когда человек непосредственно выбирает профессию [47].

Система оказания профконсультационных услуг молодежи, выбирающей профессию, стала активно развиваться во многих странах. Развитие практики профконсультационной работы, ее востребованность в технически развивающемся обществе способствовали совершенствованию методов изучения индивидуальных психофизиологических особенностей и появлению на их основе методов оценки и отбора.

В 1883 году английский психолог Ф. Гамильтон впервые предложил применять тестовые испытания для диагностической оценки личности. Его идеи развил Г. Мюнстерберг, директор психологической лаборатории Гарвардского университета, разработав психотехнические тесты для целей профессионального отбора.

Отечественные ученые (А.П. Болтунов, Н.Д. Левитов, Н.А. Рыбников) сместили акцент в профессиональном отборе с рабочего места на человека. Они считали важнейшей задачей профконсультации нахождение оптимального соответствия между возможностями человека и требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Практическая и теоретическая работа в области профконсультации осуществлялись в русле получившей широкое распространение диагностической концепции, основу которой составляла теория врожденной профессиональной пригодности человека [22].

Профконсультирование опиралось прежде всего на диагностические методы и в результате практически сводилось к профдиагностике. В профконсультационной работе использовались следующие методы: тестирование, бланковые и аппаратурные методики, эксперименты на разных приборах (“штифты”, аппарат Пиорковского, прибор Хайдера и др.), наблюдение и анализ индивидуальных особенностей с последующими рекомендациями относительно пригодности или непригодности человека к выбранной им профессии. Преобладал не подбор подходящей для человека профессии с учетом его способностей, а подбор человека к той или иной профессии. Подобная практика профконсультационной работы была вызвана тем, что заказчиками профконсультационных услуг были организации, стремившиеся решать свои проблемы поиска и подбора подходящих кадров для выполнения профессиональных функций. Тем самым не только нарушался принцип гуманного отношения к личности, но и ценностью личности становилась степень соответствия ее индивидуальности определенному требуемому профессией стандарту.

Профконсультационную деятельность в России осуществляли специалисты-психотехники, прошедший курс обязательной специальной подготовки. Для их работы требовались специально разработанные и апробированные описания профессий – профессиограммы. Они стали появляться сначала на относительно несложные виды профессиональной деятельности (например, водитель трамвая), а затем и на более сложные профессии.

Психотехники стали рассматривать школу как основное звено в работе по профотбору учащихся. Они считали, что именно в школе могут быть составлены характеристики динамики и индивидуальных особенностей развития для определения тех способностей и склонностей учащегося, которые необходимы при выборе профессионального направления.

Важность профконсультации для оказания помощи подростку в выборе профессии отмечали Н.А.Рыбников, Н.Д.Левитов, О.Липман и др. Они же подчеркивали необходимость введения специальной должности школьного психолога.

После постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” в России была прекращена всякого рода психотехническая деятельность, а вместе с ней остановлены и работы в области профконсультации.

Однако в 20–30-е годы сформировались основные теоретические и практические направления профконсультирования, а именно:

Состояние профконсультационной деятельности в нашей стране с конца 30-х до конца 50-х годов связано с застоем в широкомасштабной профориентационной работе. Прекратили свою работу профконсультационные пункты и другие службы. Это было обусловлено и известным постановлением ЦК ВКП(б), и войной, и восстановлением разрушенного народного хозяйства, для чего требовались все новые кадры. В профконсультации доминирует директивный подход. Однако постепенно в русле зарождающейся инженерной психологии разворачивается проблематика анализа операторской деятельности и отбора операторов.

Характеризуя этот период, можно отметить, что профконсультация в России не была ориентирована на интересы личности, решающей проблему профессионального выбора, так как по своим задачам она фактически являлась средством селекции, отбора учеников в школе и после ее окончания.

В зарубежной науке и практике в послевоенное время усиливается интерес к профориентации и профконсультации. Поднимается вопрос о важном значении для успешной профессиональной деятельности не только профессиональной пригодности работника, но и его профессиональной удовлетворенности. Начинается активное обсуждение проблемы мотивации человека в труде.