Подход к. К. Платонова к профессиональному консультированию
Константин Константинович Платонов был одним из первых отечественных ученых, вернувшихся к проблеме профориентации и профотбора после репрессий в отношении психотехники в 1936 году. Ему же принадлежит заслуга в том, что были четко разведены понятия профориентации и профессиональной консультации.
С позиций личностного подхода К.К. Платонов рассматривает профессиональную консультацию как систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, раскрывающих и разносторонне оценивающих способности каждого представителя подрастающего поколения с целью помочь ему в более обоснованном выборе своей профессии. Он считал, что, являясь частью системы профориентации, профконсультация должна быть нацелена на изучение способностей конкретной личности и корригирующее формирование требующихся, но недостаточно развитых у нее способностей.
К.К. Платонов обосновывает использование личностного подхода как принцип всей профориентационной работы, в том числе и профконсультационной. Сравнивая понятия “индивидуальный подход к личности” и “личностный подход”, он считает второе определение более широким. По мнению К. К. Платонова, личностный подход требует обязательного учета всех четырех компонентов описанной им динамической функциональной структуры личности: психических функций, типологических свойств, опыта и направленности.
К.К.Платонов предложил придерживаться при проведении профконсультации следующей схемы:
анализ структуры личности;
выбор подходящей сферы деятельности;
выбор отрасли народного хозяйства;
выбор профессии;
учет интереса консультируемого к профессии, возможностей формирования и компенсации недостаточно развитых способностей и свойств;
выдача рекомендаций.
К.К. Платонов, по существу, оставляет за профконсультацией только право на выработку профессионального плана в связи с выбором и сменой профессии консультируемым (что сужает задачи и возможности профконсультирования) и различает три ее этапа: подготовительный, завершающий и уточняющий. Подготовительная профконсультация проводится в школе. Завершающая осуществляется после ее окончания. Уточняющая профконсультация нужна в профессиональных учебных заведениях и на предприятиях. Но и на предприятии К.К. Платонов оставляет за ней лишь функции исправления допущенных ошибок и наиболее рационального уточнения и изменения избранного профессионального пути. В дальнейшем уточняющая профконсультация должна быть тесно связана с профессиональной адаптацией.
- Методологические основы профессионального консультирования
- 1. Понятие профессионального консультирования в психологической теории и практике
- 2. Проблемы, решаемые в профконсультироовании
- Основные направления профконсультирования
- 3. Краткий исторический очерк опыта профконсультирования в России и за рубежом
- Обзор основных подходов к профконсультированию, сформировавшихся за последние 20 лет
- Современные воззрения на профессиональное консультирование
- 4. Концептуальные положения в профконсультировании
- 4.2. Концепций профессионализации личности
- Общая характеристика теории д. Сьюпера
- Теория самоактуализации а. Г. Маслоу
- Теория личности в профессии Дж.Голланда
- Личностно-деятельностный подход а. Н. Леонтьева
- Подход к. К. Платонова к профессиональному консультированию
- Основные идеи профессионализации е.А. Климова
- Подход б.С. Братуся к проблеме развития личности в зрелом возрасте
- Профессиональная позиция и опыт профконсультанта Выбор профессиональной позиции
- Проблема культурной эмпатии в профессиональном консультировании