Общая характеристика теории д. Сьюпера
Американский ученый Д. Сьюпер считает, что консультация стала необходима только тогда, когда у молодежи появилась свобода выбора профессии. Это оказалось возможным вследствие появления многообразия профессий и специальностей, а предлагаемое разнообразие профессиональных образовательных возможностей делает эту свободу реальной. Наряду с этим глобальные процессы демократизации благоприятствуют признанию и развитию индивидуальных возможностей, интересов, способностей.
Д. Сьюпер отмечает, что на определенном жизненном этапе человек, выходящий на рынок труда или выбирающий вид профессиональной подготовки, пытается реализовать “Я-концепцию”. Таким образом, Д.Сьюпер рассматривает выбор профессии через реализацию “Я-концепции”, а профессиональное развитие – как составную часть общего развития личности. Он предлагает трактовать профессиональное развитие в соответствии с пятью возрастными этапами:
этап роста: от рождения до 14 лет (развитие интересов, способностей и других индивидуально-психологических особенностей);
этап исследования: от 14 до 25 лет (апробация своих сил во внешкольной профессиональной деятельности, на временной работе и т.п.);
этап утверждения: от 25 до 44 лет (целенаправленное профессиональное образование и упрочение своих профессиональных позиций);
этап поддерживания: от 45 до 64 лет (сохранение устойчивого положения в профессиональной деятельности);
этап спада: от 65 лет и далее (уменьшение профессиональной активности, постепенное или неожиданное прекращение профессиональной деятельности).
Д.Сьюпер подчеркивает важность понимания консультантом положительной “Я-концепции” клиента, указывает на значительную роль не только способностей, но и ценностей клиента в правильном профессиональном выборе. Он считает весьма важным довести до сознания клиента соответствие выбираемых способов поведения и развития его жизненному этапу. Уровня профессиональной зрелости, по мнению Д. Сьюпера, человек достигает, проходя последовательно через все жизненные этапы.
В свою очередь, оценивая степень профессиональной зрелости клиента, консультант должен определить, к какого рода решениям относительно своего профессионального пути или образования готов в данный период клиент.
В профессиональном консультировании, по мнению Д. Сьюпера, надо проявлять заботу о развитии личности и уделять внимание “Я-концепции”, анализу чувств и мыслей клиента о приоритетности роли работника по сравнению с другими жизненными ролями.
- Методологические основы профессионального консультирования
- 1. Понятие профессионального консультирования в психологической теории и практике
- 2. Проблемы, решаемые в профконсультироовании
- Основные направления профконсультирования
- 3. Краткий исторический очерк опыта профконсультирования в России и за рубежом
- Обзор основных подходов к профконсультированию, сформировавшихся за последние 20 лет
- Современные воззрения на профессиональное консультирование
- 4. Концептуальные положения в профконсультировании
- 4.2. Концепций профессионализации личности
- Общая характеристика теории д. Сьюпера
- Теория самоактуализации а. Г. Маслоу
- Теория личности в профессии Дж.Голланда
- Личностно-деятельностный подход а. Н. Леонтьева
- Подход к. К. Платонова к профессиональному консультированию
- Основные идеи профессионализации е.А. Климова
- Подход б.С. Братуся к проблеме развития личности в зрелом возрасте
- Профессиональная позиция и опыт профконсультанта Выбор профессиональной позиции
- Проблема культурной эмпатии в профессиональном консультировании