Основные идеи профессионализации е.А. Климова
Евгений Александрович Климов выдвинул и экспериментально обосновал идею индивидуального оптимального стиля деятельности. Его подход основывался на следующих предпосылках:
1. Индивидуальный стиль деятельности – обобщенная характеристика индивидуальных особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его деятельности. Индивидуальный стиль деятельности обнаруживает зависимость от следующих факторов:
процесса социализации индивида, становления личности;
психических качеств субъекта, обусловленных свойствами нервной системы;
особенностей его включения в постоянно повторяющиеся ситуации (производственные, управленческие и т.д.).
2. Индивидуальный стиль деятельности – это деятельностное проявление индивидуальности. Его разновидностями являются стиль руководства, лидерства, деловой стиль и т.д.
Индивидуальный стиль – устойчивая система приемов, способов работы и подготовки к ней, позволяющая людям с разными индивидуально-типологическими особенностями (нервной системы, темперамента, характера) добиваться равной эффективности при осуществлении профессиональной деятельности.
Общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля деятельности можно считать следующие: 1) сформирована устойчивая система приемов и способов деятельности; 2) эта система обусловлена определенными личностными качествами; 3) она является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Ядро индивидуального стиля деятельности составляют две категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке (А); особенности, противодействующие успеху (Б).У этого деления чисто функциональная характеристика, т. е. одна и та же особенность может оказаться в зависимости от характера требований в одном случае в категории А, в другом – в категории Б.
Индивидуальный стиль деятельности не определяется однозначно комплексом природных особенностей человека. Такого индивидуального стиля просто не существует. Под индивидуальным стилем деятельности следует понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой.
Имеются широкие возможности преодоления недостаточного развития определенных способностей за счет их компенсации другими способностями или приемами и способами работы. Главное при этом – соответствие новых приемов индивидуальным возможностям человека [19].
Такой подход, предложенный Е.А. Климовым позволил поставить под сомнение традиционные способы профессионального отбора и определения профессиональной пригодности человека. Данный подход оставлял значительные возможности в сфере профессионального самоопределения, профессионального развития и достижения профессионального мастерства. Последнее, согласно изложенным выше принципам, определяется не столько природными задатками человека, сколько его активностью в процессе поиска, выбора и формирования средств своей профессиональной самореализации.
- Методологические основы профессионального консультирования
- 1. Понятие профессионального консультирования в психологической теории и практике
- 2. Проблемы, решаемые в профконсультироовании
- Основные направления профконсультирования
- 3. Краткий исторический очерк опыта профконсультирования в России и за рубежом
- Обзор основных подходов к профконсультированию, сформировавшихся за последние 20 лет
- Современные воззрения на профессиональное консультирование
- 4. Концептуальные положения в профконсультировании
- 4.2. Концепций профессионализации личности
- Общая характеристика теории д. Сьюпера
- Теория самоактуализации а. Г. Маслоу
- Теория личности в профессии Дж.Голланда
- Личностно-деятельностный подход а. Н. Леонтьева
- Подход к. К. Платонова к профессиональному консультированию
- Основные идеи профессионализации е.А. Климова
- Подход б.С. Братуся к проблеме развития личности в зрелом возрасте
- Профессиональная позиция и опыт профконсультанта Выбор профессиональной позиции
- Проблема культурной эмпатии в профессиональном консультировании