2. Проблемы, решаемые в профконсультироовании
В практике профессионального консультирования до сих пор сохранились представления о том, что профконсультации востребованы прежде всего в двух случаях: во-первых, на этапе выбора профессии и, во-вторых, в ситуации безработицы. Однако в настоящее время экономическая ситуация изменяется столь стремительно, что качественные и количественные потребности организаций в персонале не могут оставаться постоянными. Становятся высокодинамичными требования не только к профессиональной квалификации и компетентности специалиста, но и к количеству исполнителей профессиональных функций. В результате у специалиста остается все меньше шансов, что он сможет стабильно трудиться на одном и том же рабочем месте длительное время, выполняя при этом одни и те же функции. Смена рабочего места, специализации, специальности и даже профессии – неизбежное следствие интенсивного развития экономики. Таким образом, практически ни у кого не остается сегодня шансов избежать ситуации смены работы. Вот почему профконсультанты становятся востребованными практически на всех этапах профессионального развития специалиста, во всех организациях, стремящихся наращивать и сохранять свою конкурентоспособность.
Традиционно при оказании профконсультативной помощи консультант обращается к потенциалу человека, пытаясь максимально объективно оценить его способности, склонности, интересы, устремления. Вместе с тем до сих пор, на наш взгляд, не используется как важный источник сведений о человеке его жизненный и профессиональный опыт.
Опыт человека имеет не только некую формально описываемую структуру (знания, умения, навыки), но и свою поверхностную и глубинную структуру. Обращение к глубинной структуре профессионального опыта позволяет выявить и актуализировать те внутренние ресурсы, которыми клиент располагает, но при этом неадекватно их оценивает. Обращение к профессиональному опыту как более или менее структурированной части психического делает, в свою очередь, более эффективным и обращение к жизненному опыту. Нередко клиенту бывает сложно самостоятельно продуктивно отрефлексировать связь профессионального и жизненного опыта, динамику их взаимопроникновения и обогащения. Совместно с психологом или профконсультантом это становится возможным.
Помощь в профессиональном самоопределении
Профессиональная адаптация
Повышение квалификации и профессионального роста
Профессиональная реабилитация
Профессиональные кризисы, стагнации, деформации
- Методологические основы профессионального консультирования
- 1. Понятие профессионального консультирования в психологической теории и практике
- 2. Проблемы, решаемые в профконсультироовании
- Основные направления профконсультирования
- 3. Краткий исторический очерк опыта профконсультирования в России и за рубежом
- Обзор основных подходов к профконсультированию, сформировавшихся за последние 20 лет
- Современные воззрения на профессиональное консультирование
- 4. Концептуальные положения в профконсультировании
- 4.2. Концепций профессионализации личности
- Общая характеристика теории д. Сьюпера
- Теория самоактуализации а. Г. Маслоу
- Теория личности в профессии Дж.Голланда
- Личностно-деятельностный подход а. Н. Леонтьева
- Подход к. К. Платонова к профессиональному консультированию
- Основные идеи профессионализации е.А. Климова
- Подход б.С. Братуся к проблеме развития личности в зрелом возрасте
- Профессиональная позиция и опыт профконсультанта Выбор профессиональной позиции
- Проблема культурной эмпатии в профессиональном консультировании