logo
Сущность ПК

Подход б.С. Братуся к проблеме развития личности в зрелом возрасте

Даниил Борисович Эльконин, давая возрастную периодизацию психического развития, одним из первых указал на тот существенный факт, что возможной движущей силой психического развития выступает накапливающееся противоречие между мотивационно-потребностной сферой и операционально-технической стороной ведущей деятельности.

Позднее к этой позиции примкнул Б.С. Братусь, который предложил сделать данное противоречие предметом психологического анализа не только в детском, но и в зрелом возрасте, обосновав это тем, что возрастное развитие в зрелом возрасте также неизменно предполагает переоценку смыслообразующих мотивов и стремление согласовывать свои реальные практические возможности (инструментальную сторону деятельности) с мотивами и актуальными целями.

Б.С. Братусь предложил искать причину возрастных психологических неблагополучий и неспособности найти благоприятный выход из возрастного кризиса именно в неумении и неготовности человека пересмотреть теряющие актуальность мотивы и цели, умения и навыки. Такой пересмотр, по мнению Б. С. Братуся, должен приводить к поиску эффективных для нового возраста сторон ведущей деятельности.

Развивая идеи А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, Б.С. Братусь указывает, что обнаруженный и описанный ими механизм, который лежит в основе развития личности в ходе всей жизни, – это закономерно возникающее (созревающее) в ходе движения деятельности противоречие между двумя ее основными сторонами: мотивационной (смысловой) и познавательной (операционально-технической). Переломы и сдвиги в развитии, считает он, возникают именно тогда, когда появляется и заявляет о себе несоответствие между наличными возможностями (т.е. областью знаний и умений) и системой смысловых связей с миром.

Возможные способы разрешения этого противоречия могут быть конструктивными и неконструктивными. К конструктивным путям относятся:

Неконструктивными путями становятся:

Характеризуя зрелый возраст, Б.С. Братусь отмечает, что нередко прежние мотивы, представления о себе, своих возможностях и перспективах постепенно перестают соответствовать на деле изменившимся возможностям, внешней социальной ситуации развития, соотношению между пройденным и оставшимся жизненным временем. К основным изменениям, которые укладываются в понимание социальной ситуации развития в этом возрасте, можно отнести прежде всего отношение к человеку со стороны окружающих, в котором постепенно определенные надежды, возлагаемые на него, сменяются ожиданием реального подтверждения этих надежд.