logo search
derkach_a_a_politicheskaya_psihologiya

Трехлучевая модель имиджа типа «личность-деятелышсть-отношения»

Предыдущие модели эффективного имиджа отличаются прежде всего тем, что в них были представлены главным образом обобщенные личностные качества и некоторые профессиональные умения политика. Это, безусловно, состоятельные и конструктивные модели. Однако в психологическом отношении они не совсем точны, ведь образ политика складывается не только на основе его качеств, но обязательно деятельности (в том числе предшествующей, об этом было сказано ранее), поведения, отношений и общения. Личность не существует вне деятельности и общения; кроме того, о качествах личности мы судим по ее поступкам и отношениям (особенно у нас ценится позиция «служителя общества»).

На это наши отечественные избиратели обращают особое внимание, нередко именно это и являются главными детерминантами их выбора. Следовательно, психологически обоснованно строить модель политического имиджа по трем следующим векторам: «личностные качества» – «отношения» - «деятельность (и поведение)». Естественно, что отмеченные в трех и четырехлучевых моделях качества могут входить в структуру данной модели. К тому же, личностный компонент можно было обоснованно дополнить ценностными ориентациями и характеристиками направленности.

Личностные характеристики политика проявляются в его конкретной деятельности, а одной из ее главных отличительных особенностей является практически постоянное общение и различные взаимодействия. Следовательно, чтобы имидж был привлекательным, необходимо, чтобы политик обладал разнообразными коммуникативными умениями, в том числе и такими специфическими, как телекоммуникативные (более подробно об этом см. в рекомендованной литературе).

С помощью экспертной оценки и опросов были выявлены наиболее ценимые характеристики, которые вписывались бы в данную модель. Это позволило раскрыть их содержание. Оно описано в следующей неструктурированной шестнадцатифакторной модели (факторы – качества и умения нетрудно представить в векторной форме).

Такая структура имиджа обусловливается проблемами, характерными для нашего государства, особенностями ведущих политических лидеров. Например, эффективное поведение в экстремальных ситуациях оценивается весьма высоко, так как они в стране возникают весьма часто и их протекание и последствия зависят во многом от поведения лидера. Поведение в «текучке». Этот показатель связан с особенностями харизматического поведения – такие лидеры в основном сильны в экстремальных ситуациях. Повседневная работа для них является рутинной, но она совершенно необходима для нормального процесса управления. Отношение к стране, народу, соратникам, своему делу, важные характеристики нравственных качеств личности. По ним судят, можно ли доверять политику. Наконец, отношение к себе.

Данная модель политического имиджа особенно эффективна в регионах, где преобладает преимущественно сельское население, в российской глубинке. В крупных мегаполисах ее применение требует серьезного обоснования.