logo search
derkach_a_a_politicheskaya_psihologiya

Психотехнологии создания эффективного политического имиджа

Для ответа на вопрос «как сделать имидж?» и созданы психологические технологии. Относительно самого термина «психологические технологии» сейчас возникает немало споров, так как многие привыкли слово «технология» отождествлять с производственными процессами. Психологическую технологию мы рассматриваем как совокупность психологических методов, позволяющих изменять у человека его психические свойства.

Термин «психологическая технология» носит обобщающий характер. Заметим, что большинство психологических технологий направлены на развитие личности, поэтому их часто называют гуманистическими. Психологические технологии, применяемые при создании политических имиджей, являются во многих случаях по сути манипулятивными. Но их объединяет одно: они базируются на свойствах имиджа как психического образа. Эскизно они были описаны ранее. Конкретизируем их:

■ имидж, как психический образ, является объектом идеальным, он «продукт сознания людей»;

■ как психический образ, он неустойчив, склонен к изменениям, поэтому его необходимо постоянно и целенаправленно подкреплять специально организованной информацией;

■ имидж должен быть эмоционально окрашенным, «серые» личности в памяти не запечатлеваются;

■ необходимо, чтобы имидж был реалистичным, вера в «чудо-богатырей» прошла, сильные качества личности в нем, несомненно, должны представляться, но не фантастические;

■ имидж следует в большинстве случаев создавать прагматичный, то есть под конкретную задачу (хотя можно действовать с «запасом», с перспективой);

■ эффективный имидж – целостный, в нем не должно быть противоречивых качеств или неравномерно выраженных;

■ эффективный имидж всегда простой, набор положительных характеристик в нем не должен быть большим, личность целостной представляться не будет.

Что же представляют собой психологические технологии, связанные с созданием эффективного имиджа? Хотелось бы отметить, что они носят выраженный манипулятивный характер, ведь по сути дела часто идет обман избирателей: рассчитанный с определенными целями образ выдается за истинные качества. Поэтому считаем своим долгом описать эти технологии. В процессе анализа многих политических кампаний, литературных источников, общения с отечественными имиджмейкерами были выявлены и описаны важнейшие из них. Рассмотрим их.