Чтение специальной литературы и отдых
Необходимость чередования труда и отдыха очевидна. Работа студента в процессе обучения требует активного отдыха. В период продолжительных самостоятельных занятий плодотворна выработка системы кратковременных «передыхов». Это могут быть несколько упражнений для разминки, умывание или окатывание холодной водой, стакан чая или кофе. Среди многочисленных рекомендаций на эту тему выберете наиболее подходящие для вас. Используйте приемы, предложенные в главе 6.
При чтении нельзя забывать о гигиене зрительной работы: не забывайте проветривать комнату; если дневного освещения недостаточно, место работы должно располагаться у окна, текст при чтении должен быть хорошо освещен лампой в 60—100 Вт. Существуют специальные способы для отдыха глаз: посидите с закрытыми глазами, переведите взгляд с близких предметов на отдаленные, сосредоточьтесь на зеленом цвете (смотрите на траву, хвойные деревья).
Полезно систематическое применение гимнастики глаз. Можно предложить несколько упражнений. Их следует выполнять через каждые 2—2,5 часа зрительной работы, а также в течение 2—4 минут перед началом работы.
Упражнение 1
Быстрое моргание 1—2 мин.
Упражнение 2
1. Смотреть прямо вдаль: 2—3 с.
2. Держите палец «а расстоянии 25—30 см от средней линии лица.
Переведите взгляд на палец и смотрите на него в течение 3—5 с.
Опустите руку, посмотрите вдаль.
Эти упражнения желательно повторить 10—12 раз. Они снимают зрительное утомление при работе с близко расположенным текстом.
Упражнение 3
Закрыть глаза.
Осторожно массировать веки с помощью круговых движений пальцев. Повторять одну минуту.
Упражнение 4
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко.
Спустя 1—2 с. снять пальцы с века. Повторить упражнение 3—4 раза.
Упражнения 3—4 расслабляют мышцы глаз, улучшают кровообращение.
Упражнение 5
Смотреть прямо перед собой 2—3 с.
Перевести взор на кончик носа 3—5 с.
Повторить 6—8 раз. Эти упражнения развивают способность длительно удерживать взор на близких предметах.
Упражнение 6
Палец правой руки держать на расстоянии 25—30 см от средней линии лица на уровне глаз.
Смотреть двумя глазами на палец в течение 3—5 с.
Левой ладонью закрыть левый глаз на 3—5 с.
4. Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на палец 3—5 с.
Поменять руки.
Смотреть двумя глазами 4—5 с.
Правой рукой закрыть правый глаз на 5 с.
8. Смотреть двумя глазами на колец пальца 3—5 с.
Повторить 5—6 раз, меняя руки.
Упражнение 6 способствует укреплению бинокулярного зрения.
Развитие и распространение образования, к сожалению, неизбежно сопровождается все более массовой близорукостью, которая часто является следствием легкомысленного отношения к своему зрению. Ваше зрение во многом зависит от вас самих. Если же вы приступили к обучению в университете, уже имея близорукость, — особенно внимательно отнеситесь к гигиене зрительной работы. В настоящее время разработаны специальные методы лечения близорукости, в том числе с помощью особой гимнастики «Зоркость», которой вы можете заниматься самостоятельно.
- Самоорганизация студентов первого курса
- Оглавление
- Глава 1 из жизни первокурсника
- Новые условия — новые требования
- Впечатления о первом семестре
- Почему бы не помочь себе?
- Сетование или анализ?
- Изменение или «обнаружение» себя?
- Цена привычки
- О пользе работы в читальном зале и посещения занятий
- Учебное общение
- Сессия, сессия, сессия..
- Поведение на экзаменах
- Глава 2 организация времени
- Другое время?
- Можно ли иметь время?
- Прошлое — настоящее — будущее
- Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
- Почему необходим учет времени
- Техника учета времени Сплошное наблюдение за использованием личного времени
- Учет трудоемкости отдельных видов занятий
- Анализ использования времени
- Планирование или регулирование?
- О важности режима
- О биоритмах
- Распределение дел во времени
- О реализации планов
- Глава 3 работа с книгой
- Общие принципы ознакомления со специальной литературой
- Как подобрать необходимую литературу?
- Где брать литературу?
- Картотека — лишняя забота?
- Что нужно знать для работы с книгой Предварительное ознакомление
- Виды чтения специальной литературы
- Полезные приемы при фиксации информации
- Записи при чтении
- Чтение и общение
- Чтение специальной литературы и отдых
- Конспектирование лекций
- Глава 4 приемы эффективной работы с информацией
- Сосредоточение на чтении
- Подавление регрессий
- Отсутствие внешней и внутренней вокализации (проговаривания)
- Вертикальное движение глаз
- Развитие фотографической зрительной памяти
- Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
- Узнавание
- Запоминание
- Непреднамеренное и преднамеренное запоминание
- 1. Двойная гласно-согласная, замена цифр
- 2. Двойная согласная замена цифр
- 3. Фонетический способ
- 4. Сложный способ зацепок
- Глава 5 принципы грамотного мышления
- Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
- Как не утонуть в море информации?
- Найти проблему
- Мысленные экраны
- Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
- Мыслители и художники
- Возможно ли творчество в обучении?
- Глава 6 оперативная саморегуляция
- Расслабление
- Резиновая игрушка
- Солнечная масса
- Голубое небо
- Приятное прошлое
- Мобилизация
- Самовнушение
- Когда болит голова
- Пример из практики
- Опять об экзаменах
- Воспоминание о будущем
- Послесловие
- Самоорганизация студентов первого курса