Путешествие как способ духовного бытия и преображения человека
Идея путешествия, интерпретируемая с философских позиций, может рассматриваться как основополагающий принцип бытия, вечное движение и развитие материи и духа, восхождение и нисхождение, инволюция и эволюция. Эта мысль лежала в основе древних мистических учений Индии и Египта и отразилась в иудаизме в известном библейском сюжете о видении Иакова. «Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран и пришел на одно место и остался там ночевать, …И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и бог Исаака… Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему… » [Быт. 29].
Обращаясь к величайшим сокровищницам духовной жизни человека, священным книгам и текстам различных религий, нельзя не заметить, что путешествие очень часто является тем фоном, на котором происходит общение человека с Богом, преображение души и тела, образа мыслей и отношения к миру.
Если внимательно читать книгу Бытия, то нельзя не заметить, что земная жизнь человека начинается именно с путешествия, и в основе самого соблазна Евы Змием лежит страстное стремление человеческой натуры к новому, неизвестному и неизведанному. Эта идея своеобразно интерпретируется Эдуардом Шюре в книге «Великие посвященные», в которой описывается и анализируется эзотерический смысл мировых религий. Рассматривая сокровенный смысл этого библейского сюжета, Э. Шюре интерпретирует грехопадение первой пары или «первородный грех» как «великое устремление природы с ее царствами, видами и родами в могучий круговорот жизни» [5, с. 151].
Библейские сюжеты дают на огромное разнообразие примеров того, как путешествие является для человека наказанием Божиим, но в то же время и средством его преображения и духовного развития.
«И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он был взят… И изгнал Адама …» [Быт. 3].
Изгнанные из Рая, и удалённые от Бога, Адам и Ева становятся на путь возвращения к Нему, и каждый из их потомков проходит часть этого великого пути. Таким образом, жизнь человеческая есть шествие по пути к Богу.
Этот сюжет находит свое неожиданное, но очень интересное развитие в одном из современных художественных произведений, написанном по мотивам библейских сюжетов.
Ева, обращаясь к свому сыну своему Сифу, мечтавшему отправиться на поиски потерянного рая, найти древо жизни, о котором говорил Адам, принести елей и помазать умирающего отца, говорила: «Вряд ли ты отыщешь это место, Сиф… Оттуда выходила река, и мы шли по ее течению. Порой она становилась такой широкой, что не было видно противоположного берега. Это еще больше подавляло нас, хотя мы и без того были подавлены. …Звезды престали петь … или мы перестали слышать их музыку… будто Бог повелел миру хранить молчание. … А с онемением звезд ушло наше согласие с вещами, которые нас окружали. Адаму с его любовью было тяжелее, чем мне. Он любил и знал каждую вещь до их тончайших данностей, но не мог применить своей любви. Он чувствовал тончайшие нюансы нашего бытия, и вдруг жизнь вокруг настала невыносимо грубой. Каждый вечер Адам пытался остановить движение солнца. Но то, что раньше давалось легко, теперь не получалось. Солнце не слушалось Адама. И главное – мы сами теряли любовь и доброту, теряли то, о чем не умели сказать, потому что не с чем было сравнить, Сиф… Наконец мы дошли до места, где река разделилась на четыре рукава. Вот тут-то, Сиф, и таится главное, о чем я хочу тебе напомнить. Когда мы подошли к четырем рукавам, все, абсолютно все потеряло свою легкость. Мы как будто перешагнули через что-то… Казалось, мы ступали по той же земле, и все же уже не по той же самой. … Другая земля, другое небо… И мы стали земными. И появилась тяжесть, невыносимая тяжесть» [4, с. 25].
В этом сюжете и отчаяние и надежда, и наказание и возможность искупления. Люди, потомки Адама и Евы, вечные странники на земле, но земное странствие человека освещено и согрето мечтой о возвращении в рай.
В книге Бытия раскрывается и другая грань путешествия. Вечное путешествие без цели и смысла, скитание по земле есть величайшее наказание, которому может быть обречен человек, совершивший смертный грех. Наказывая Каина за убийство Авеля, Бог обрекает него на вечные скитания: «… ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».
Предчувствуя, какие страдания ждут его, Каин отвечает: «…Наказание мое больше, нежели снести можно. Вот Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле»… [Быт. 4].
Эта мысль получила дальнейшее развитие в апокрифическом сюжете об Агасфере. Иудей-ремесленник, мимо дома которого вели на распятие Христа, оттолкнул Иисуса, когда тот попросил позволения отдохнуть у его дома, и за это был осужден на вечное скитание по земле и вечное презрение со стороны людей. Диалог Агасфера и Христа, обычно входящий, с разными вариациями, во все версии легенды, состоит из двух фраз: «Иди, что ты медлишь?». — «Я пойду, но и ты пойдешь и будешь меня ждать».
Ещё один христианский сюжет, который нельзя обойти молчанием, обсуждая тему путешествия как средства духовного преображения человека, связан с именем апостола Павла.
Павел (Савл) один из наиболее последовательных преследователей первых христиан отправился с карательной миссией из Иерусалима в Дамаск.
«Пройдя Итурию, Павел вступил в обширную равнину Дамаска. Он уже подходил к городу и, должно быть, находился среди окружавших его садов. Был полдень. С Павлом было еще несколько странников, и шли они, вероятно, пешком.
С каждым шагом, приближавшим его к Дамаску, терзавшие его сомнения становились все мучительнее, все острее. Гнусная роль палача, которую ему предстояло здесь играть, делалась невыносимой для него… К гнетущим мыслям присоединяется утомление после долгого пути: он изнемогает…
Что же увидел, что услышал он среди видений, поглощавших все его чувства? Он увидел лицо, преследовавшее его уже несколько дней.; увидел призрак, о котором ходило столько рассказов. Он увидел самого Иисуса, и тот сказал ему по-еврейски: « Савл, Савл, что ты гонишь меня? Все самые сокровенные мысли Павла столпились в душе его в несколько секунд. Ужас его поведения яркой картиной встал пред ним. Он увидел себя, покрытым кровью Стефана; этот мученик явился к нему в виде отца и наставника. Сердце в нем перевернулось; он был потрясен до глубины души…
Среди картин, сменявшихся в его возбужденном мозгу, вдруг всплыла одна: ему показалось, что он видит, как вошел Анания, и сделал общепринятый между христианами знак. С той минуты он был убежден что Анания его исцелил…. С того момента мир сошел на душу Павла… Почти вслед за этим он был окрещен» [3, с. 132–136].
В жизни человека путешествия всегда играли и продолжают играть существенную роль. Очевидно, что сам процесс путешествия, постоянной перемены места пребывания, в результате которого человек получает новые впечатления, заряд душевной и физической бодрости и здоровья является своеобразной самоцелью. Однако путешествие не может рассматриваться только как способ удовлетворения физических и социальных потребностей человека. Его смысл и значение для физической, социальной и духовной жизни человека гораздо больше и значительнее, чем это может показаться на первый взгляд.
Становление человека как личности подразумевает изменения и преобразования на всех уровнях бытия. В определённый момент жизни человек осознает противоречие между обыденностью, устойчивостью и неизменностью мира, в котором он живёт и собой как развивающимся, формирующимся, становящимся существом, которому тесны рамки обыденной, привычной и неизменной жизни. Возникает потребность каким-то образом преодолеть это противоречие – и тогда человек становится путешественником. Он начинает «перемещаться» по миру в прямом или переносном смысле слова в поисках иных, необычных, неизвестных ему граней бытия: новых земель, впечатлений, переживаний, знаний, людей, новой реальности, позволяющей ему установить более гармоничные отношения с миром.
Путешествие в духовном смысле – это движение человека по жизненному пути в поисках своего истинного предназначения
Таким образом, сущностью путешествия является не столько физическое передвижение по земле, сколько духовная деятельность по постижению чего-то нового и неизведанного – того, что изменяет жизнь человека, выводит его за грань обыденности, гармонизирует его.
Иногда для того, чтобы удовлетворить эту потребность, человеку приходится отправляться чуть ли не на край света, преодолевать трудности и лишения, рисковать жизнью. Иногда бывает достаточно встретить одного единственного нового человека, прочитать книгу или соприкоснуться с явлением, которое перевернёт всё его мировоззрение и последующую жизнь. Но в любом случае мы имеем дело с путешествием, будь то путешествие в мире природы, в мире духа или в мире людей.
Таким образом, определить путешествие просто как перемещение в пространстве и посещение иных земель, значит, дать неполное и даже, каком- то смысле, ложное определение данного явления, так как физическое перемещение в пространстве есть лишь один, хотя и существенный его признак.
Истинное путешествие – это духовная деятельность по постижению чего-то нового, ранее неизвестного и неизведанного – того, что изменяет жизнь человека, выводит его за грань обыденного бытия и гармонизирует его взаимоотношения с природой, людьми и самим собой.
Как правило, для того чтобы успешно осознать и понять то или иное явление, ставшее для человека привычным, обыденным необходимо «выйти» за его пределы, оказаться от него на некотором удалении.
Для того чтобы обыденный мир «проявился» в сознании человека, чтобы человек увидел «себя в обыденном мире», а « обыденный мир в себе», то есть, чтобы произошёл акт рефлексии, необходимо удалиться от этого мира, «разрушить» его и создать «альтернативную» реальность, пусть даже внешне похожую на обыденную, на ту в которой человек привык жить, но иную по сути взаимоотношений реальности и личности.
На этой основе строятся все путешествия и в дальние неизвестные края, и в виртуальную реальность, и даже за пределы телесного бытия. Форма и степень удаления от обыденности может быть различной, но так или иначе, ткань обыденности должна быть разорвана, чтобы неожиданно и непредсказуемо обнажились иные, непривычные «срезы» бытия. Путешествие даёт возможность по-новому увидеть и воспринять привычные грани обыденности («…когда постранствуешь, воротишься домой – и дым отечества нам сладок и приятен»). И это, в общем-то, неудивительно: ведь из путешествия человек возвращается не таким, каким он туда отправился. В путешествии происходит обновление, а обновлённый человек по-новому воспринимает обыденность, в лоно которой он погружается, вернувшись из путешествия.
Являясь целостным способом существования человека в мире, путешествие позволяет постигать мир в целостных формах его проявления в повседневном, целостном бытии, «воспринимать предметы внешнего мира непосредственно в подлиннике» [2, c. 187]. Понимание в традиционном, рациональном смысле сводится к минимуму, но со-переживание, со-звучие и со-чувствование – максимальны. Под целостностью же человека понимается его бытие во всём возможном многообразии его свойств, проявлений и отношений с миром, образующим, тем не менее, внутреннее единство, позволяющее ему существовать самостоятельно и осознавать себя свободным.
Путешествуя, человек имеет возможность соприкоснуться с миром как с целостностью, и целостно пережить и почувствовать его и себя в нем как нечто нераздельно существующее.
Во все времена люди, стремящиеся познать мир и приобрести душевное равновесие и мудрость, отправлялись в путешествия. Их влекла к себе нетронутая природа, возможность в одиночестве или в узком кругу единомышленников предаться созерцанию и размышлению. Трудности пути, испытания и лишения закаляли волю, дисциплинировали и укрепляли духовно, а красота природы, её бесконечное разнообразие, порождающее всё новые и новые впечатления, служили источником новых чувств, мыслей и творческого вдохновения. В мировой религиозной и художественной литературе путешествие стало символом духовного восхождения, на котором путник преодолевает физические и нравственные испытания, постигает истину и смысл бытия.
Идея путешествия как духовного восхождения и постижения Бога близка и русской духовной культуре. Мистический смысл путешествия и его значение для совершенствования человеческой души прекрасно описаны С.Н. Булгаковым
«Вечерело. Ехали южною степью, овеянные благоуханием медовых трав и сена, озолочённые багрянцем благостного заката. Вдали синели уже ближние Кавказские горы. Впервые я видел их. И вперяя жадные взоры в открывшиеся горы, впивая в себя свет и воздух, внимал я откровению природы. Душа давно привыкла с тупою молчаливою болью видеть в природе лишь мёртвую пустыню под покрывалом красоты как под обманчивой маской; помимо собственного сознания она не мирилась с природой без Бога. И вдруг в тот час заволновалась, зарадовалась, задрожала душа: а если есть… если не пустыня, не ложь не маска, не смерть, но ОН, благой и любящий Отец, его риза, Его любовь.
…вскоре опять то заговорило, но уже громко, победно, властно. И снова вы, о горы Кавказа! Я зрел ваши льды, сверкающие от моря до моря, ваши снега, алеющие под утренней зарёй, в небо вонзались эти пики, и душа истаивала от восторга… Передо мной горел первый день мироздания. Всё стало ясно, всё стало примирённым, исполненным звенящей радости. Сердце готово было разорваться от блаженства. Нет жизни и смерти, есть одно неподвижное днесь. И нежданное чувство ширилось и крепло в душе: победы над смертью… Царило безмерное и властное ОНО и это ОНО фактом бытия своего, откровением своим испепеляло в этот миг все преграды» [1, с. 13–14].
Глубок смысл и духовная значимость путешествия для души и сердца человека. Открывая для себя новое, неизведанное, приобщаясь к тайне бытия, каждый человек поучает возможность открыть для себя не просто внешнюю красоту, «маску» мира, но приобщиться к процессу мироздания, на какой то миг испытать блаженство единения с Богом через природу.
Таким образом, если рассматривать путешествие с философской точки зрении, как категорию «бытийную», онтологическую, как способ существования человека в мире, способ самореализации, самопознания и «самосовершения», то смысл воспитания состоит в том, чтобы помочь человеку найти путь в жизни и в мире, путь к Богу и самому к себе, помочь пройти это путь твердо и достойно.
Список литературы:
1. Булгаков С.Н.Свет невечерний. – М.: Республика, 1994.
2. Лосский Н.О.Учение о перевоплощении. Интуитивизм. – М., 1992.
3. Ренан Э.Апостолы / Репринтное воспроизведение издания Н. Глаголева. – М.: Издательский центр «Терра», 1991.
4. Сорокин Ефим.Енох. Повесть. Журнал «Сура» №1. 2004, с.25).
5. Шюре Э.«Великие посвященные» очерк эзотеризма религий. Второе исправленное издание, репринтное воспроизведение издания 1914. – М.: СП «Книга-Принтшоп», 1990.
Кириллов Г. М. (ПГУ, Пенза)
- Вестник Пензенского отделения
- Москва-Пенза
- Содержание
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной
- Мясникова о. А. Становление личности, достойной счастья:
- Кантовская логика природы………………………………………… 145
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии
- И спорта
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной
- Раздел 5. Наши гости
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Раздел 7. Философская публицистика
- Приветствие Председателя Правительства Пензенской области
- А. И. Черницов Приветствие главного спонсора − «МегаФон-Поволжье»
- Приветственное слово директора филиала ргсу в Пензе
- Предисловие главного редактора
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- 25 Столетий науки о языке
- О периодизации истории языкознания
- 9. Подступы к сравнительно-историческому языкознанию
- Знание, нравственность, наука
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной культуры
- «Нравы», «нравственность» в россии и необходимая ложь (историко-понятийный анализ)
- О последней задаче человечества
- Что делать с культурным наследием, в частности, с философским?
- Миф как экзистенциально-архетипичное начало человеческого мышления
- Гуманитарные ценности в современном обществе
- Проблема поиска идентичности в ситуации «текучей современности»
- Проблемы формирования политической культуры личности в настоящее время
- Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса
- Путешествие как способ духовного бытия и преображения человека
- Категория коммюнотарности в позднем творчестве н. А. Бердяева и трансцендентальная теория диалога э. Левинаса
- Социально-психологический аспект изучения истории в работах ипполита тэна
- Понимание иноверца в философии рабиндраната тагора
- Влияние информационного общества на мироощущение городского и сельского жителя россии (социокультурный аспект)
- Становление личности, достойной счастья: кантовская логика природы
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии и спорта
- Денисенко н. Н. (паии, Пенза),
- Ильина н. Л. (пгпу, Пенза)
- Космобиоритмология и новое время
- Формирование философского мышления посредством химических дисциплин
- Современный спорт как состязание биотехнологий
- Развитие полифонического мышления – условие существования человека XXI века
- Формирование Философского мышления с точки зрения Биофизиологии
- Правда клятвы гиппократа раскрывается через заповеди христа
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной работы
- Определение сущности и основных проблем философии социальной работы
- Социальная помощь в классовом обществе или волки и овцы воейкова
- Культура информационного общества и человеческая природа
- Проблема развития социальной помощи терминальным больным в современном российском обществе
- Аксиологический аспект профессионального самоопределения личности
- Социально-философский аспект исследования проблем адаптации студентов к обучению в вузе
- Социально-культурное формирование потребности у населения к интеллектуальным телепередачам
- Раздел 5. Наши гости
- О смысле и суде истории
- Множество философских языков: проблема взаимопонимания философов
- Категориальный анализ иррационального в философии с. Франка
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Взгляд на суфизм
- Раздел 7. Философская публицистика
- Докризисные и антикризисные тезисы (с оглядкой на канта)
- § 1. До кризиса о свободе и интеллигенции
- § 2. До кризиса о религии и правах человека
- § 3. Философия как антикризисная интеллектуальная терапия −
- Философствование без границ, или симулякр?
- С.Я. Маршак
- Ибо истина скрывается в заУмии
- Образование в россии