logo search
derkach_a_a_politicheskaya_psihologiya

Деструктивная часть

Критика существующей социальной и политической системы не подкрепляется конструктивными концепциями и действиями. Провозглашается и проводится общая линия на разрушение существующей политической системы, дестабилизацию политической обстановки.

На психологическом уровне деструктивной части оппозиционарности прослеживается обострение действия всех или основных психологических факторов на личностном, групповом и общесоциальном уровнях. Это усиливает состояние психического дискомфорта, напряжения, информационного диссонанса, определяющих обострение основных противоречий в обществе, которые нередко выливаются в конфликты между представлениями о возможном, желаемом и реально существующем типе политической системы.

Разрушительные социальные ориентации, несущие исключительно деструктивный заряд, нельзя назвать оппозиционарными. Оппозиционарность предполагает особое, научно обоснованное единство деструктивных и конструктивных ориентации.

Псевдооппозиционарные деструктивные установки и действия наносят обществу огромный ущерб, и чем большей властью обладают их носители, тем разрушительнее социальные последствия от их действий. Пример тому – политическая деятельность отдельных современных оппозиционеров, которые именуют себя по-разному, но преследуют узкокорыстные цели, которые не ориентируются на прогрессивное развитие общества. Не имея научно обоснованной и всесторонне выверенной программы, такие оппозиционеры перерождаются в антисоциальные силы, которые «подталкивают» общество к его разложению и выливаются в попытки фашизации жизнедеятельности, усиление негативных тенденций в расслоении общества, криминализации социальной практики, обострении связей и отношений страны в мировом сообществе и т. п. Поэтому псевдооппозиционарность не следует принимать за разновидность оппозиционарности, а необходимо расценивать как неприемлемый социальный рецидив, который не может быть одобрен и принят ни существующей властью, ни оппозицией.

Содержание и направленность оппозиционарности, соотношение ее конструктивно-деструктивного баланса не может быть неизменным в различные периоды развития общества. Так, во время социальных потрясений, серьезного падения уровня легитимности правящей элиты, провала экономических реформ, кризиса общества представляются большие возможности для активизации как конструктивного, так и деструктивного проявлений оппозиционарности. В ней проявляется тенденция активизации дифференциации на разрозненные группировки, между которыми обостряются противоречия, конкуренция и даже конфликты. Адекватно расширяется содержание, практика проявления оппозиционарности не только в отношении к власти, но и в отношении других субъектов политики. Именно в таких условиях проявляет себя как многоликая оппозиция, так и псевдооппозиция.

Напротив, в стабилизирующемся обществе, в котором усиливаются тенденции демократизации, в оппозиционарности начинает преобладать конструктивно-творческое начало, нацеленное на коррекцию и совершенствование проводимой в обществе политики, а также оптимизацию содержания и организации собственного функционирования. В благополучный для общества период деятельностная, коммуникативная и отношенческая стороны оппозиционарности проявляются как максимально конгруэнтными с проводимой политикой власти и жизнедеятельностью общества.

По сфере действия оппозиционарность проявляется не только на общесоциальном или групповом уровнях, но и непосредственно как определенная ориентация, позиция, действия, поведение и взаимоотношения конкретной личности как субъекта политики. В личности, как в высокоорганизованном эпицентре, аккумулируются общественные отношения». Власть и проводимая ею политика – важнейшая сфера общественного бытия, и все, что определяет отношение к ней человека, характеризует его важнейший признак как личности.

Оппозиционарность на индивидуальном уровне предстает как социально-политическая система ценностных ориентация, позиций, деятельности и поведения личности, регулирующих ее активность в наиболее значимых ситуациях в целях преодоления противоречий и конфликтов с властью. В диспозиционной концепции регуляции социальной активности субъекта политики проявление оппозиционарности личностью определяет высший уровень ее диспозиций во взаимоотношениях с властью, обществом, конкретными людьми.

Оппозиционарность следует различать по формам участия в выработке политики, политической деятельности, взаимоотношений, самоорганизации. Она проявляется в реально противодействующих власти формах политической активности. Все они могут быть представлены как формы взаимодействия в рамках существующей политической системы; массового, группового и индивидуального участия в политических акциях протеста; проведения мероприятий внутриор-ганизационного характера; опосредованного влияния на политическое и социально-экономическое развитие страны, региона, конкретной структуры, организации и пр. Конкретное их использование проявляется как выборы, акции протеста и гражданского неповиновения, парламентская деятельность и др.

В тех случаях, когда оппозиционарность ограничивается только внутренним, психологическим выбором социально-политических ценностей, в инакомыслии или инакоговорении, можно говорить о пассивном или потенциальном типе оппозиционарности. При этом в массовом масштабе оппозиционарность предстает как относительно пассивный, мировоззренческо-ценност-ный протест – недовольство широких масс той или иной формой ущемления их интересов. Потенциальные основы оппозионарности выступают предпосылкой для ее активного проявления.

Активная (деятельностно-отношенческая) сторона оппозиционарности осуществляется в реальных шагах по достижению своих целей, выполнению программ и планов в реальном противостоянии с властью. Критерием оппозиционарной активности является готовность и способность субъектов оппозиции к достижению выдвинутых целей и задач. Политическая практика показывает, что оппозиционарность остается пассивной, если в ней не обеспечивается конгруэнтность общей цели и целей отдельных субъектов оппозиции – человека, группы, общности, которые скорее всего преследуют свои «атомарные» интересы, прикрываясь или играя в оппозиционарность, имитируют ее.

Поэтому, когда оценивается проявление оппозиционарности, надо иметь в виду активную, пассивную и иммитационную оппозиционарность. Именно их следует считать основным объектом анализа. Вполне очевидно, что психологические аспекты активной, пассивной и имитационной оппозиционарности в корне отличаются друг от друга.

Проанализировав сущность, механизмы и факторы проявления оппозиционарнсти как закономерного явления демократизирующегося общества, представляется возможность определить социально-психологические особенности оппозиционарности в российской политической практике в интересах придания конструктивной направленности оппозиционарности в демократизирующемся обществе России.

Для этого важно исходить из сложившегося опыта, реальной политической и социально-психологической ситуации и прогноза по развитию политических процессов. Анализ данной стороны проблемы характеризуется следующим.

Оппозиционарность в современной российском обществе проявляется как сложное социально-психологическое явление, которое нельзя свести к чему-то одномерному, например, к ценностной сфере или только к деятельности, общению и прочей активности определенных субъектов политики. Она представляет собой синтез усвоенных социально-политических концепций и собственного политического опыта, эмпирических знаний и социальных установок, во многом определяемых политическими лидерами. Именно в этом проявляется сложная, двойственная природа оппозиционарности, в которой особым образом синтезированы воедино социально-политический и психологический компоненты.

В России следует различать оппозиционарность широких масс, оппозиционарность политически организованной группы и оппозиционарность конкретно-^ го человека как субъекта политики. Оппозиционарная установка, являясь базой и основным источником оппозиции, вместе с тем не всегда имеет организованное начало, четкую цель и не предполагает обязательных политических действий.

Оппозиционарность как качество присуще каждому зрелому индивиду или групповому субъекту политики. Даже самый далекий от политики человек или деполитизированное объединение людей имеет какие-либо, пусть даже упрощенные и фрагментарные, социально-политические концепции и проявляет свое определенное отношение к власти, обеспечивая себе определенное место в жизнедеятельности общества. При этом все они, даже частично являясь субъектами политики, не могут иденцифицировать себя с общественно-политической системой, властью и в какой-то степени всегда находятся под влиянием самых различных идей и представлений и собственных целей, мотивов и переживаний.

Оппозиционарность в то же время проявляется по-разному в количественном и в качественном отношениях. Применительно к российской действительности можно утверждать о слабо выраженной оппозиционарности тех субъектов политики, которые всецело одобряют выбранный правящей властью курс, и о сильно выраженной оппозиционарности у тех, кто полностью отрицает курс развития российского общества. Имеют место и маргинальные оппозиционеры, которые в зависимости от развития ситуации занимают наиболее приемлемые радикальные или конформистские позиции. Это обусловлено объективными и субъективными условиями и факторами, которые характеризуют сущность субъекта политики, в том числе оппозиционного в процессе демократизации в России.

Примечательно, что изменение социально-политической и экономической ситуации в обществе вызывает существенные изменения характера проявления оппозиционарности. Причем наиболее яркое и активное это проявление наблюдается среди маргинальной и латентной (скрытой) части представителей оппозиции. Например, случившаяся в августе 2000 года трагедия с атомной подводной лодкой «Курск» дала мощный импульс проявления радикальной активности различных группировок оппозиции. Актуализированный спектр проявления оппозиционарности в этот период вобрал в себя самые разные оценки российской политической системы и действительности, протесты и демонстрации экстремистской политической направленности, консолидированные действия, в том числе с участием международных сил, конструктивного, деструктивного или псевдооппозиционарного характера и др.

Особенностью данной ситуации явилось то, что властные структуры оказались недостаточно подготовленными к активному и полезному взаимодействию и эффективному использованию того потенциала, которым уже реально располагала сформировавшаяся в последнее десятилетие отечественная оппозиция, да и другие субъекты политики и общество в целом. Здесь не полностью учтено то, что оппозиционарность реализуется прежде всего через выбор системы социально-политических ценностей, целей и самосотоятельных действий, отличающихся от социально-политических ценностей, целей и ориентации существующей власти. Динамика отношений широких народных масс к власти связана с легитимностью правящей элиты и популярностью политически организованной оппозиции. Представляется, что в таких ситуациях снижение легитимности и доверия общества законной власти актуализирует проявление оппозиционарной ориентации. При этом следует учитывать, что факторы и условия мировоззренческо-целевого, организационно-правового, социально-психологического характера актуализируют активность конструктивной, деструктивной оппозицио-нарности и проявление псевдооппозиционарности.

Опыт политических взаимоотношений в российском обществе в последние десятилетия свидетельствует о том, что власть во взаимоотношениях с субъектами политики использует различные методы, в том числе методы психологического воздействия на общественное сознание, мнение, поведение, в определенной степени контролируя направленность и проявление оп-позиционарности. Так, власть использует время и традиции, для того чтобы народ привык к данному типу управления, адаптировался к нему, считал бы его естественным, относился к нему без отчуждения. Именно для этого демонстрируются политические ритуалы. Действительно, то, к чему человек привыкает, воспринимается им как должное. С другой стороны, традиции и время могут стать прямыми противниками управляющей группы, поскольку существует и такой феномен, как психологическая усталость от привычного, которая рождает отказ от традиций и поиск новых ориентиров. Следовательно, психологически важным является легитимность власти и ее организационно-правовых и социально-психологических основ.

При этом власть широко использует гигантский потенциал правового, экономического и психологического воздействия, в том числе с применением средств массовой информации (СМИ), которые, искусно формируя харизму политических лидеров, умело поддерживают правящую верхушку. В определенных условиях СМИ занимают и оппозиционную по отношению к власти позицию. Чаще всего это проявляется, когда затрагиваются их интересы как «четвертой» власти, при выполнении «определенного» заказа или при других обстоятельствах. В частности, ими занималась резко конфронтационная позиция в отношении правоохранительных структур по делу В. Гусинского, в оценке действий Президента РФ В. Путина при трагических событиях, связанных с трагедией атомной подводной лодки «Курск», и др. Однако эти отдельные эпизоды не нарушают общей тенденции тесного взаимодействия власти и средств массовой информации.

Эта тенденция характеризуется тем, что психологическое воздействие средств массовой информации, властное манипулирование увеличивают долю иррациональных компонентов оппозиционарности, в результате чего человек в своем политическом решении руководствуется такими иррациональными факторами, как образ лидера, политические мифы, психологическая защита, стереотипы восприятия. Находясь во власти иррациональных представлений, человек только полагает, что он субъект политической жизни; на самом деле он является псевдосубъектом, поскольку его выбор зависит не от отстаивания собственной социально-политической ориентации, а от того, насколько успешно манипулируют его сознанием. Практика показывает, что от уровня политической зрелости субъектов политики и рядовых граждан существенно зависит удельный вес в структуре оппозиционарности, преобладание рациональных компонентов, и тем в большей степени в своем политическом решении она опирается на свои социальные интересы и собственную систему социально-политических ценностей.

Рассматривая особенности проявления оппозиционарности в современной российской политической практике, следует выделить ее характерные взаимосвязи с политической властью. Оппозиционарность не существует сама по себе, ее содержание зависит от особенностей политической системы. В наибольшей степени сущность политической системы выражается через политические отношения, определяющие силы власти, методы управления, приоритетные социальные группы. В свою очередь политические отношения определяют тип политического режима, господствующий в обществе. Для анализа оппозиционарности важно понимать, при каком режиме она реально появилась и получила развитие.

Политический режим определяет форма существования власти. Сущность политического режима раскрывается через определение политического господства, выбор социально-государственных или индивидуальных приоритетов, методов управления, количество легализованных партий, соотношение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Среди разновидностей политического режима следует прежде всего выделять диктаторские и демократические режимы.

К диктаторским относят авторитарные и тоталитарные режимы, определяющими чертами которых являются: абсолютное доминирование исполнительной власти, выражающееся в полном подчинении средств массовой информации, законодательной и судебной власти; бюрократизации, запрещении деятельности оппозиции, исключении ее из одобренного властью, легального процесса, борьба с оппозиционарностью. Оппозиционарность воспринимается в структуре резко негативных связей и ассоциаций – как угроза режиму, враг государству.

Отличительными чертами демократического режима являются: президентская форма правления с уравновешиванием законодательной, исполнительной, судебной властей, опирающихся на широкие демократически ориентированные объединения и слои населения. Определяющими чертами демократии являются свободные выборы, многопартийность, легализация борьбы за власть, правовое обеспечение политических процессов. Неотъемлемой частью такого демократического социального механизма является оппозиция. Без нее демократия просто невозможна. Демократический режим предполагает легализацию деятельности политической оппозиции, терпимо относится к проявлением оппозиционарности.

Конституционная оппозиция в условиях демократического режима имеет право: создавать партии, участвовать в выборах, использовать средства массовой информации и т. д. Многочисленные и влиятельные слои общества, способные представить во власти свои интересы, хотя и не победившие на выборах, представляют собой парламентскую оппозицию. Атрибутом демократии является социальный механизм, с помощью которого различные социальные слои и группы, представляя своих кандидатов на политических постах, могут успешно отстаивать свои интересы, в социально приемлемых формах выражать ориентацию оппозиционарности.

В условиях демократизации российского общества оппозиционарность воспринимается властью не только терпимо, ее считают оплотом режима, главным механизмом, уравновешивающим интересы различных социальных групп, стабилизатором политических процессов, способствующим преодолению социальных, экономических кризисов и вооруженных конфликтов.

Оппозиционарность как реальный феномен имеет признаки общего, частного и специфического характера. В том числе большой интерес представляют ее особенности, обусловленные национальным характером культуры многонациональной России. Это обусловлено тем, что специфика оппозиционарности в российском обществе зависит от стереотипов массовой идеологии и психологии. Эти стереотипы в различных регионах страны и у разных народов связаны с этно-национальными, культурными, религиозными, экономическими, историческими и другими факторами.

В свете рассмотрения данной проблематики, особенный интерес представляют следующие важные черты русской культуры: многомерный социокультурный уклад с различными уровнем и содержанием ценностных приоритетов, вероисповеданий, геополитических связей и отношений с Западом и Востоком; динамизм обновления и интеграции русской культуры и всех ее составляющих субкультур со своими ценностными, ментальными и приоритетными ориен-тациями; приверженность к гуманизму, коллективизму, соборности, централизации, нравственным принципам и традициям, самодержавности и др.

Культурно-политическое своеобразие порождает своеобразие русского характера, который существенно влияет на особенности национальной оппозиционарности. Среди них обращают на себя следующие черты национального характера: амбивалентноть русского характера как одновременное присутствие в нем апполонистического и дионисийского начал, приводящих к борьбе противоположностей в суждениях и действиях; неумеренность и склонность к крайностям; высокая способность к кратковременному волевому усилию и политическая пассивность во все остальное время; неустойчивость ценностных ориентации; потребность в критической оценке и стремление к оппо-зиционарной активности.

Эти характерные особенности передаются от поколения к поколению и доходят до современной социальной практики. В ней, кроме того, находят отражение и особенности оппозиционарности нового демократизирующегося российского общества.

В предшествующие десятилетия государство, установив жесткий контроль за всей общественной жизнью, утвердив однопартийный политический режим и исключив инакомыслие, практически полностью подавило собой и гражданское общество в целом, и политическую, социальную, экономическую активность отдельной личности.

Неформальные объединения, возникшие в период перестройки, заложили основу гражданского общества, однако в дальнейшем, с приходом к власти сил, провозгласивших себя демократическими, общество не получило того, что было провозглашено в лозунгах, программах и обещаниях новой власти, которая под лозунгом демократии стала во главе общества. Она, ослабив мощь государства, позволила занять ведущие позиции в обществе коррумпированным группировкам, которые безнравственными средствами и способами перераспределили национальные богатства, подорвали отечественный потенциал, криминализировали все стороны функционирования общества. Эти тенденции, берущие начало с конца 80-х годов XX столетия, определили исключительную роль оппозиционарности, которая на рубеже третьего тысячелетия может сыграть исключительную роль в действительной демократизации российского общества.

В таких условиях оппозиция в России не только коренным образом отличается от оппозиции в развитых в гражданском и правовом отношении европейских стран; во многих отношениях современная российская и западная оппозиции противоположны. Дееспособность российской оппозиции связана с активностью масс, национальными традициями и культурой, а также с развитием партийной структуры общества. В частности, настоящая политическая ситуация в России, характеризующаяся расширяющейся многопартийностью, требует существенной оптимизации этого вопроса.

Отличительная особенность российской оппозиционарности проявляется и в следующем. Если в традициях развитой демократической политической системы основная, системная оппозиция поддерживает существующий порядок и малая, внесистемная, ультрарадикальная оппозиция стремится его разрушить, то в условиях российской действительности, наиболее популярные и сильные оппозиционные партии отрицают весь политический и социально-экономический курс правящего режима. Несущественная же часть оппозиционного движения, поддерживая стратегический курс власти, оспаривает его конкретные, частные моменты.

Следует отметить, что в перспективе роль оппозиции в России будет зависеть от того, на какие слои она будет ориентироваться. Если в их главу будут поставлены интересы большинства населения, прежде всего производителей, то оппозиция будет конструктивная, центристская. В случае победы леворадикальных сил оппозиция будет демократической. Авторитарному режиму будет противостоять непримиримая оппозиция, объединяющая левые и правые силы.

Важнейшая задача оппозиционных сил в современной России – создание политической коалиции, как объединенной конструктивной оппозиционной силы. Для такого объединения оппозиционные организации должны быть готовы на определенные жертвы, такие, как поиск общих точек соприкосновения в социальных, экономических, политических программах, утверждение единого, признанного всеми оппозиционными силами лидера и т. д.

Объединение оппозиционных групп в единую коалицию может преследовать различные цели – от совместных акций протеста, для которых не требуется выбор единых руководящих органов, до совместного проведения предвыборной кампании. Пренебрежение властью жизненными интересами большинства народа зашло настолько далеко, что в настоящее время возможно объединение конструктивных оппозиционных сил.

В целом, исходя из общего понимания политической оппозиции (лат. oppositio – противопоставление, противодействие) как противостояния в системе политических отношений, можно обоснованно считать, что оппозиционарность выступает ее наиболее общей характеристикой и является одним из проявлений общеонтологического закона, который наиболее ярко выражается в демократизирующемся обществе. Его нарушение приводит к нарушению поступательного развития общества и к обострению противоречий в нем.

Оппозиционарность как целенаправленная активность субъектов политики, интересы, цели и задачи которых не совпадают с официально выработанным курсом и практикой по их реализации, выступает неотъемлемой частью процесса демократизации общества. Она проявляется на индивидуальном, групповом и общесоциальном уровнях.

Для придания конструктивной направленности оппозиционарности важно знать ее сущность, механизмы и факторы проявления в конкретных условиях. Неудовлетворенность материальных, социальных и других интересов обусловливает направленность оппозиционарности. Власть, обеспечивая реализацию своих целей, не может удовлетворить потребности всех слоев общества, которые по этой причине становятся в оппозицию к ней. Будучи главным субъектом оппозиционарности, оппозиция может и должна играть определяющую роль в демократизации общества, так как это отвечает ее сущностному предназначению в обществе.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте массовое политическое сознание – структуру, тенденции развития, а также возможности воздействия на него.

2. Раскройте психологические основы генезиса макросоциума, выделите его структуру и функции основных элементов.

3. Проанализируйте основные психологические факторы политических изменений и этнополитических процессов в современной России.

4. Охарактеризуйте общественное мнение как фактор, определяющий направленность политического процесса и активность политических лидеров.

5. Выделите условия эффективного политического влияния на феномены неструктурированной социальной среды – элиту, толпу, деструктивные образования.

6. Каковы особенности проявления оппозиционарности в мегаполисах и регионах современной России?

7. Проведите психологический анализ проблемы политического партнерства, конкуренции, конфликтов и влияния на них массового сознания.

8. Раскройте основы политико-психологического анализа формальных и неформальных структур макро- и микроуровней.

9. Изложите особенности прикладного исследования общественного мнения в политической психологии.

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ 3

1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи 3

1.2. Теоретико-методологические и прикладные основы политической психологии 22

1.3. Соотношение политики, психологии и морали 37

1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах 52

1.5. Модельное представление о генезисе и функционировании социально-политических общностей как социально-территориальных систем 75

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ 114

2.1. Политические идеалы 114

2.2. Политическая культура как синтез политического сознания, менталитета и поведения 128

2.3. Этно-национальный характер в политическом процессе 147

2.4. Политическая элита в современном обществе 166

2.5. Оппозиционность как феномен демократизирующегося общества 179

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 205

3.1. Профессионализм политической деятельности 205

3.2. Психология политического лидерства 224

3.3. Массовое стихийное поведение 242

3.4. Свобода и плюрализм, насилие и диктатура как детерминанты политической активности 255

3.5. Радикализм, экстремизм и конфликты в политическом процессе 280

Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 299

4.1. Психология власти: генезис и основные виды проявления 299

4.2. Психологические оризнаки легитимности власти 319

4.3. Психологические особенности российской парламентской деятельности 333

4.4. Психология парламентского лоббизма 347

Глава 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ 382

5.1. Социально-политический статус личности 382

5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики 395

5.3. Имидж и авторитет субъектов политической деятельности 417

5.4. Психолого-акмеологические детерминанты подбора политической команды 448

5.5. Организационная культура политической команды 471

Глава 6 .ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ И ИХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 488

6.1. Модели, алгоритмы и технологии продуктивных политических коммуникаций 488

6.2. Политическая реклама как интегративная агитационно-пропагандистская технология 512

6.3. Психологические характеристики политической манипуляции 557

6.4. Информационно-психологическая безопасность в политических отношениях 578

6.5. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга 599

ЛИТЕРАТУРА 621