Семейные привычки и традиции
Особенности семейного уклада оказывают непосредственное влияние на восприятие ребенком окружающего мира. Жизнь семьи, ее привычки и традиции – это то, что хранит, бережет и поддерживает ребенка, дает ему ощущение безопасности, дарит радость общения с близкими, побуждает к дальнейшему познанию мира. Это те особые условия жизни малыша, его воспитания и развития, которые закладывают в психике основу для всей последующей жизни. семье ребенок получает первый опыт общения, учится договариваться с другими, разрешать конфликты.
Стиль отношений в семье усваивается ребенком на уровне подсознания и часто переносится во взрослую жизнь, в уже собственную семью в неизменном виде – подсознательная информация не поддается критическому анализу (это возможно только в ходе специальной работы с психоаналитиком или психологом). Поэтому так важно, какие отношения между членами семьи, основаны ли они на взаимной любви, заботе, внимании и терпении, или же взаимные упреки, авторитарное давление одного члена семьи на других, а то и психологический шантаж – обычное дело...
У нормально развивающегося ребенка срабатывают механизмы защиты, и он, даже нуждаясь в психологической коррекции (особенно если детство его окрашено в невеселые тона), продолжает расти и развиваться. У аутичного ребенка все иначе. Он беззащитен перед миром и людьми, не в состоянии самостоятельно адаптироваться в травмирующей ситуации, защитить себя. Поэтому, помимо специальной коррекционной работы, психическое развитие аутичного ребенка и успешность его социальной адаптации во многом зависят от состояния внутрисемейных отношений. И если в этих отношениях отсутствуют доброжелательность, терпение и такт, есть большая опасность того, что ребенок замкнется, уйдет еще глубже в себя, и вытащить его из глубин аутизма в окружающий мир станет еще труднее.
Значит, близким аутичного ребенка нужно пересмотреть весь семейный уклад и стиль внутрисемейных отношений. Это подразумевает анализ всего происходящего внутри семьи и большую работу над собой. А при необходимости – исправление неблагоприятных условий. Не только ребенок должен быть окружен лаской, заботой, пониманием, такие отношения друг к другу должны стать основой взаимодействия всех членов семьи.
Помимо создания теплой, благоприятной во всех отношениях обстановки в семье необходимо продуманное отношение к семейным привычкам, а также поддержка уже сложившихся и создание новых полезных семейных традиций.
Например, можно взять за правило провожать утром папу на работу, встречать из школы сестренку, а вечером собираться всем вместе за общим столом. выходные дни могут стать традиционными дальняя прогулка в парк, поездка в гости к бабушке, посещение кафе, театра, музея, другие формы организации семейного досуга; дача – место возникновения традиций, связанных с летним отдыхом. К семейным праздникам – дням рождения и другим – готовятся заранее, в подготовке участвуют все члены семьи. Это лишь небольшой перечень возможностей наполнить радостью и глубоким смыслом повседневную жизнь семьи.
- Елена Янушко
- 1. Синдром раннего детского аутизма Введение в проблему
- Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы
- Люди с аутизмом, государство и общество, или социальные аспекты проблемы
- Научные исследования по проблеме, подготовка специалистов
- Вопросы диагностики, коррекции и образования
- Диагностика
- Государственные учреждения специального образования
- Интегративные группы
- Негосударственные учреждения специального образования
- Координация работы специалистов и семьи Общие требования
- Пожелания родителям Активная позиция
- Главный принцип – соблюдение интересов ребенка
- Пожелания педагогам и психологам
- 2. Организация жизни аутичного ребенка Организация пространственной среды Жизненное пространство аутичного ребенка
- Детская комната
- Первое условие – безопасность
- Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
- Третье условие – наличие необходимого оборудования
- Четвертое условие – поддержание порядка
- Пространство квартиры
- Ближайшее социальное окружение
- Дальние прогулки
- Организация времени Режим дня ребенка
- Формирование временных представлений
- Знакомство с часами
- Усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь»
- Усвоение понятий «сегодня», «вчера», «завтра».
- Усвоение понятия «неделя», дни недели
- Времена года
- Бытовые ритуалы
- Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их усложнение
- Организация четкого распорядка дня
- Семейные привычки и традиции
- Обучение ребенка умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях
- Создание информационных и других фильтров
- 3. Игровая деятельность аутичного ребенка Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра
- Элементы сюжетно-ролевой игры
- Стереотипная игра Особенности стереотипной игры
- Стереотипная игра как основа взаимодействия
- Сенсорные игры Особенности сенсорных игр
- Сенсорные игры как возможность установления контакта
- Виды сенсорных игр Игры с красками Цветная вода
- Смешиваем краски
- Кукольный обед
- Игры с водой
- Переливание воды
- Мыльные пузыри
- Пенный замок
- Тени на стене
- Театр теней
- Разноцветный лед
- Покормим птичек
- Вкусная кашка
- Разложи по тарелочкам
- Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
- Пластилиновые картинки
- Приготовление еды
- Игры с движениями и тактильными ощущениями
- Тормошение, возня
- Догоню-догоню, поймаю-поймаю
- Самолетики
- Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр
- Игровая терапия (терапевтические игры)7 Необходимость психотерапевтической работы
- Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями
- Виды терапевтических игр
- Игры с крупами Дождь, град
- Игры с ватой
- Падающая башня
- Штурм крепости
- Игры со старыми газетами или журналами Птицы летят
- Бумажная битва
- Бумажный листопад
- Игры с водой
- Наводнение, водопад, фонтан
- Брызгалки
- Психодрама Страхи аутичного ребенка
- Психодрама как способ борьбы со страхами
- Механизм возникновения психодрамы
- Варианты психодрамы
- Страх машин
- Страх «шампанского»
- Страх темноты и замкнутого пространства
- Совместное рисование Метод совместного рисования
- 3. Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.
- Этапы развития совместного рисования
- Использование специальных приемов в ходе совместного рисования Использование наклеек
- Изготовление книжек из рисунков
- Взаимосвязь разных видов игр
- 4. Для всех видов игр характерны общие закономерности:
- 4. Организация взаимодействия педагога, психолога и родителей Организация занятий
- Постановка целей
- Анализ ситуации
- Участие мамы в проведении занятия
- Закрепление полученных знаний в повседневной жизни
- Выработка единого подхода к обучению и воспитанию
- Организация специальных условий для игр
- Психологическая помощь родителям аутичного ребенка
- Приложения
- 1. Тексты стихов и детских песенок
- Потешки
- Агния Барто «Игрушки»
- Веселые гуси Украинская народная песня
- Песенка крокодила Гены (из мультфильма «Чебурашка») Слова а.Тимофеевского
- Песенка львенка и черепахи (Из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню») Слова с. Козлова
- Чунга-Чанга (из мультфильма «Катерок») Слова ю.Энтина
- Спят усталые игрушки Слова з. Петровой
- По малину в сад пойдем Слова т. Волгиной
- 2. Московские организации, оказывающие помощь аутичным детям
- 3. Ресурсы интернет (русскоязычные)
- 4. Словарь специальных терминов8
- Литература