Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр
Во время проведения сенсорных игр возможно возникновение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.
– Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте . Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь , продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, «введите» в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре. Может случиться и так, что ребенок станет воспроизводить игровые действия вне занятия. Или однажды попросит педагога повторить действие. К примеру, ребенок, который вроде бы не обращал внимания на пение педагога, вдруг начинает петь песенки самостоятельно. Такое поведение аутичного ребенка можно объяснить особенностями его психического развития: по внешним проявлениям далеко не всегда удается понять, что он усвоил, а что нет.
– Помните, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями . нимательно следите за реацией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
– Понравившаяся ребенку игра потребует повторений . Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
– Учитывайте, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не осложняйте сюжет . Пусть поначалу игровые действия будут свернуты – например, на «грядку» «посажены» всего два «помидорчика», а кукольный «обед» длится всего пару минут. Главная задача на данном этапе – с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
– Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации) . Такая форма общения – своеобразная «перекличка» – даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
– Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти возможность это желание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации), либо предложите заменитель желаемого . Например, вместо таблеток для кукольной аптечки подойдут безвредные конфетки-горошки. Однако часто это бывает непросто, т. к. желание оказывается необычным или опасным для ребенка. К тому же можно встретить возражения родителей: «Нельзя потакать ребенку во всем». Но не следует забывать, что в этот момент ребенок по-настоящему страдает от неудовлетворенности своего желания. К тому же особенности его психики не позволяют быстро переключиться, забыть о своем желании, а объяснения и порицания не достигают своей цели. этом случае перед взрослыми стоит трудная и серьезная задача – найти социально адекватный способ разрешения ситуации. любом случае, недопустимо просто отмахнуться от настойчивых просьб ребенка. едь желание захватывает его целиком, и он не успокоится, пока не получит желаемое.
При этом ребенок не понимает, «почему нельзя». Может, к примеру, захотеть в магазине какую-нибудь очень дорогую вещь – а как объяснить, почему невозможно ее купить: аутичный ребенок не видит разницы между покупкой конфетки (которую «можно») и флакона французских духов? Понимая особенности психики аутичного ребенка, следует искать заменитель желаемого, но далеко не всегда ребенок примет такой заменитель. При этом его желание не исчезает, его сила не ослабевает. Тогда постарайтесь организовать исполнение желания, но под вашим контролем и страховкой.
Приведем пример. Аутичный мальчик пяти лет, увидев дома бутылку с коньяком, стал проявлять к ее содержимому большой интерес. Ребенок целый год подходил к шкафу, в котором стояла бутылка, и, заглядывая в глаза взрослым, просительно повторял: «Коньяк! Коньяк!» Наконец, на одном из занятий с психологом была организована игра в «Бар» – торжественно извлечена из шкафа бутылочка, расставлены стаканы. Бармен (ребенок, который по такому поводу по собственной инициативе надел нарядную одежду, а на шею – галстук-бабочку) открыл бутылку и разлил напиток по стаканам. Под наблюдением психолога мальчик даже попробовал капельку напитка, который тут же выплюнул. Затем напиток переливался по разным стаканам и посудинкам. Таким образом, желание ребенка, его любопытство было удовлетворено. Игра была повторена еще два раза (при этом содержимое бутылки было заменено на подкрашенную воду): ребенок разливал «коньяк» по стаканам, носил стаканы на подносе, угощал мишку, переливал содержимое бутылки в разные емкости. Под руководством специалиста игра продолжалась, пока мальчик не насытился этим впечатлением. Некоторое время ребенок еще играл с пустой бутылкой, а еще через некоторое время перестал об этом вспоминать.
В другой раз ребенок страстно захотел выбросить за окошко детали конструктора. Поскольку переключить ребенка на другую деятельность никак не удавалось, педагог разрешил и даже принял участие в выбрасывании конструктора (ребенок жил на первом этаже, под окном находился палисадник). Однако после того, как конструктор оказался за окном, ребенку было настойчиво предложено одеться, обуться, взять ведерко и вместе с педагогом отправляться собирать конструктор. Таким образом, ребенок смог достичь желаемого и получил от этого удовлетворение. Но вместе с тем его действия не остались «висеть» в пространстве и времени – ему было предложено самому устранить последствия этих действий, что, безусловно, дало возможность практическим путем осмыслить некоторые простые причинно-следственные связи.
– Развивая сюжет игры , осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты , которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагогического чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.
– Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой – неадекватной форме. Так, ребенок стучит по стеклу со всей силой, с помощью огня свечи начинает поджигать палочки и т. п. При этом отвлечь ребенка от подобных экспериментов не получается. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на стереотипную игру .
Итак, мы описали возможные варианты игр, дающих ребенку новые сенсорные ощущения и разнообразные положительные эмоциональные впечатления. о всех вариантах были приведены возможные пути расширения игры в дальнейшем. Такое развитие игры происходит либо посредством разнообразия впечатлений (например, использования различных материалов), либо путем введения сюжетной линии . Первый путь имеет количественный характер, второй вносит качественное новообразование в развитие ребенка – дает возможность развития начатков сюжетно-ролевой игры. Однако описание методики формирования и развития у аутичного ребенка сюжетно-ролевой игры выходит за рамки данной книги и требует отдельного разговора.
- Елена Янушко
- 1. Синдром раннего детского аутизма Введение в проблему
- Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы
- Люди с аутизмом, государство и общество, или социальные аспекты проблемы
- Научные исследования по проблеме, подготовка специалистов
- Вопросы диагностики, коррекции и образования
- Диагностика
- Государственные учреждения специального образования
- Интегративные группы
- Негосударственные учреждения специального образования
- Координация работы специалистов и семьи Общие требования
- Пожелания родителям Активная позиция
- Главный принцип – соблюдение интересов ребенка
- Пожелания педагогам и психологам
- 2. Организация жизни аутичного ребенка Организация пространственной среды Жизненное пространство аутичного ребенка
- Детская комната
- Первое условие – безопасность
- Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
- Третье условие – наличие необходимого оборудования
- Четвертое условие – поддержание порядка
- Пространство квартиры
- Ближайшее социальное окружение
- Дальние прогулки
- Организация времени Режим дня ребенка
- Формирование временных представлений
- Знакомство с часами
- Усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь»
- Усвоение понятий «сегодня», «вчера», «завтра».
- Усвоение понятия «неделя», дни недели
- Времена года
- Бытовые ритуалы
- Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их усложнение
- Организация четкого распорядка дня
- Семейные привычки и традиции
- Обучение ребенка умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях
- Создание информационных и других фильтров
- 3. Игровая деятельность аутичного ребенка Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра
- Элементы сюжетно-ролевой игры
- Стереотипная игра Особенности стереотипной игры
- Стереотипная игра как основа взаимодействия
- Сенсорные игры Особенности сенсорных игр
- Сенсорные игры как возможность установления контакта
- Виды сенсорных игр Игры с красками Цветная вода
- Смешиваем краски
- Кукольный обед
- Игры с водой
- Переливание воды
- Мыльные пузыри
- Пенный замок
- Тени на стене
- Театр теней
- Разноцветный лед
- Покормим птичек
- Вкусная кашка
- Разложи по тарелочкам
- Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
- Пластилиновые картинки
- Приготовление еды
- Игры с движениями и тактильными ощущениями
- Тормошение, возня
- Догоню-догоню, поймаю-поймаю
- Самолетики
- Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр
- Игровая терапия (терапевтические игры)7 Необходимость психотерапевтической работы
- Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями
- Виды терапевтических игр
- Игры с крупами Дождь, град
- Игры с ватой
- Падающая башня
- Штурм крепости
- Игры со старыми газетами или журналами Птицы летят
- Бумажная битва
- Бумажный листопад
- Игры с водой
- Наводнение, водопад, фонтан
- Брызгалки
- Психодрама Страхи аутичного ребенка
- Психодрама как способ борьбы со страхами
- Механизм возникновения психодрамы
- Варианты психодрамы
- Страх машин
- Страх «шампанского»
- Страх темноты и замкнутого пространства
- Совместное рисование Метод совместного рисования
- 3. Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.
- Этапы развития совместного рисования
- Использование специальных приемов в ходе совместного рисования Использование наклеек
- Изготовление книжек из рисунков
- Взаимосвязь разных видов игр
- 4. Для всех видов игр характерны общие закономерности:
- 4. Организация взаимодействия педагога, психолога и родителей Организация занятий
- Постановка целей
- Анализ ситуации
- Участие мамы в проведении занятия
- Закрепление полученных знаний в повседневной жизни
- Выработка единого подхода к обучению и воспитанию
- Организация специальных условий для игр
- Психологическая помощь родителям аутичного ребенка
- Приложения
- 1. Тексты стихов и детских песенок
- Потешки
- Агния Барто «Игрушки»
- Веселые гуси Украинская народная песня
- Песенка крокодила Гены (из мультфильма «Чебурашка») Слова а.Тимофеевского
- Песенка львенка и черепахи (Из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню») Слова с. Козлова
- Чунга-Чанга (из мультфильма «Катерок») Слова ю.Энтина
- Спят усталые игрушки Слова з. Петровой
- По малину в сад пойдем Слова т. Волгиной
- 2. Московские организации, оказывающие помощь аутичным детям
- 3. Ресурсы интернет (русскоязычные)
- 4. Словарь специальных терминов8
- Литература