Ближайшее социальное окружение
Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее социальное окружение» – это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром – миром людей и предметов, природой.
Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на вражеской территории», зачастую остро ощущая враждебность окружающего мира. Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.
Чтобы ребенок «обжил», принял в свое сознание еще «кусочек мира», необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно. К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются. Ребенок может годами чего-то бояться, испытывая при этом острейшие эмоции, а близкие даже не будут догадываться об этом. другом случае ребенок может постоянно говорить о своем страхе, нагнетая его, будет искать повторения травмирующей ситуации, однако выйти из нее самостоятельно не умеет. Он зацикливается на своем страхе, и это мешает дальнейшему развитию (методику выявления скрытых страхов и избавления от них см. в разделах «Игровая терапия», с. 79, «Психодрама», с. 97).
Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической работы, теряет свою остроту, можно начинать «обживать» новый участок пространства. Во-первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций. Например, если знаете, что ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с собой на прогулку. Если ребенок испытывает особый интерес к бутылкам – не запрещайте играть с найденными на улице бутылками, даже если они грязные.
Во-вторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент – быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого малыша, спросите, как его зовут и представьте вашего, помогите своей рукой протянуть ручку новому знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени вашего ребенка, словно слившись с ним в единое целое: «Привет! Как тебя зовут?» (в этом месте попробуйте побудить вашего ребенка представиться, если не получится – представьте его сами: «А это Миша».) Придумайте варианты продолжения контакта: предложите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т. д. Конечно, варианты зависят от возраста детей, причем надо поддерживать интерес вашего ребенка и к малышам, и к ровесникам, и к детям постарше. ыберите занятие, которое понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие.
В-третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто, подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ребенка. Помните, что ребенок обязательно отреагировал, даже если внешне остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как бы показывая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните, почему «тетя назвала хулиганом»: «Ты быстро бегаешь, а тут малыши – смотри. Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать». таких случаях перед взрослым стоят две задачи. Первая – объясняя причинно-следственные связи, дать ребенку понять, что не он «плохой», а просто возникла сложная ситуация. А уже затем предложить ребенку конкретные пути ее исправления. торая – дать ребенку почувствовать, что вы его любите, что вы вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на помощь.
Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно – например, он плачет или топает ногами и с криками пинает велосипед, катаясь на котором «не смотрит, куда едет», – не мешайте ему, дайте возможность выплеснуть негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как возникновения подобной ситуации можно избежать впредь.
В магазине учите ребенка выбирать необходимое – продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие покупки – дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуации. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оля-продавец», будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмарку, чтобы выбрать пластилин и краски и т. д.
Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ребенок противится выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пути: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т. д.; покажите, где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детвора на прогулке; напомните: «Смотри-ка – автобусная остановка. Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бассейн». Описывайте все, что видите по дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание (стараясь разнообразить комментарий, вводя в него интересные детали). А в следующий раз снова попытайтесь немного изменить маршрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстояния. Для этого постарайтесь создать у ребенка мотив – «Пойдем туда, чтобы краски купить», «Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин разрешил тебе подержать ее за поводок?».
Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с собой, когда отправляетесь «по делам»: на почту, в банк, в аптеку и т. д. Часто мама оказывается вынуждена поступать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. Попутно рассказывайте ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и отправьте письмо бабушке. аптеке купите вместе с ребенком для кукольной аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет «лечить» кукол.
Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное – не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления обогатят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость принимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако следует набраться терпения, т. к. придется решать не только проблемы ребенка, но и преодолевать людское непонимание. Но при благоприятном развитии событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых друзей, наладить доброжелательные отношения с соседями.
- Елена Янушко
- 1. Синдром раннего детского аутизма Введение в проблему
- Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы
- Люди с аутизмом, государство и общество, или социальные аспекты проблемы
- Научные исследования по проблеме, подготовка специалистов
- Вопросы диагностики, коррекции и образования
- Диагностика
- Государственные учреждения специального образования
- Интегративные группы
- Негосударственные учреждения специального образования
- Координация работы специалистов и семьи Общие требования
- Пожелания родителям Активная позиция
- Главный принцип – соблюдение интересов ребенка
- Пожелания педагогам и психологам
- 2. Организация жизни аутичного ребенка Организация пространственной среды Жизненное пространство аутичного ребенка
- Детская комната
- Первое условие – безопасность
- Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
- Третье условие – наличие необходимого оборудования
- Четвертое условие – поддержание порядка
- Пространство квартиры
- Ближайшее социальное окружение
- Дальние прогулки
- Организация времени Режим дня ребенка
- Формирование временных представлений
- Знакомство с часами
- Усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь»
- Усвоение понятий «сегодня», «вчера», «завтра».
- Усвоение понятия «неделя», дни недели
- Времена года
- Бытовые ритуалы
- Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их усложнение
- Организация четкого распорядка дня
- Семейные привычки и традиции
- Обучение ребенка умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях
- Создание информационных и других фильтров
- 3. Игровая деятельность аутичного ребенка Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра
- Элементы сюжетно-ролевой игры
- Стереотипная игра Особенности стереотипной игры
- Стереотипная игра как основа взаимодействия
- Сенсорные игры Особенности сенсорных игр
- Сенсорные игры как возможность установления контакта
- Виды сенсорных игр Игры с красками Цветная вода
- Смешиваем краски
- Кукольный обед
- Игры с водой
- Переливание воды
- Мыльные пузыри
- Пенный замок
- Тени на стене
- Театр теней
- Разноцветный лед
- Покормим птичек
- Вкусная кашка
- Разложи по тарелочкам
- Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
- Пластилиновые картинки
- Приготовление еды
- Игры с движениями и тактильными ощущениями
- Тормошение, возня
- Догоню-догоню, поймаю-поймаю
- Самолетики
- Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр
- Игровая терапия (терапевтические игры)7 Необходимость психотерапевтической работы
- Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями
- Виды терапевтических игр
- Игры с крупами Дождь, град
- Игры с ватой
- Падающая башня
- Штурм крепости
- Игры со старыми газетами или журналами Птицы летят
- Бумажная битва
- Бумажный листопад
- Игры с водой
- Наводнение, водопад, фонтан
- Брызгалки
- Психодрама Страхи аутичного ребенка
- Психодрама как способ борьбы со страхами
- Механизм возникновения психодрамы
- Варианты психодрамы
- Страх машин
- Страх «шампанского»
- Страх темноты и замкнутого пространства
- Совместное рисование Метод совместного рисования
- 3. Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.
- Этапы развития совместного рисования
- Использование специальных приемов в ходе совместного рисования Использование наклеек
- Изготовление книжек из рисунков
- Взаимосвязь разных видов игр
- 4. Для всех видов игр характерны общие закономерности:
- 4. Организация взаимодействия педагога, психолога и родителей Организация занятий
- Постановка целей
- Анализ ситуации
- Участие мамы в проведении занятия
- Закрепление полученных знаний в повседневной жизни
- Выработка единого подхода к обучению и воспитанию
- Организация специальных условий для игр
- Психологическая помощь родителям аутичного ребенка
- Приложения
- 1. Тексты стихов и детских песенок
- Потешки
- Агния Барто «Игрушки»
- Веселые гуси Украинская народная песня
- Песенка крокодила Гены (из мультфильма «Чебурашка») Слова а.Тимофеевского
- Песенка львенка и черепахи (Из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню») Слова с. Козлова
- Чунга-Чанга (из мультфильма «Катерок») Слова ю.Энтина
- Спят усталые игрушки Слова з. Петровой
- По малину в сад пойдем Слова т. Волгиной
- 2. Московские организации, оказывающие помощь аутичным детям
- 3. Ресурсы интернет (русскоязычные)
- 4. Словарь специальных терминов8
- Литература