logo
работа с аутистами

Виды терапевтических игр

Перед тем как приступить к описанию вариантов терапевтических игр, представим правила их проведения :

– Поддерживайте ребенка в моменты выражения им эмоций и чувств . Осуществить это можно путем повторения действий ребенка, его слов и вокализаций. Если ребенок закричит – покричите вместе с ним, если упал на пол – присядьте рядом, если произносит слова или фразы – повторите их. Благодаря таким вашим действиям ребенок не будет чувствовать себя одиноким в этот сложный для него момент. Однако здесь может возникнуть ряд трудностей у взрослого – скорее всего, вы обнаружите в себе ряд ограничений: окажется трудным крикнуть, т. к. в нашей культуре подобное поведение непринято и мы годами отучались проявлять эмоции подобным образом; скажутся стереотипы поведения («Что обо мне подумают?», «Как это будет выглядеть со стороны?»). Но постарайтесь отказаться от стереотипов мышления цивилизованного человека, забудьте на время о правилах приличия, думайте только о ребенке и не оставляйте его один на один с его переживаниями. Если вы последуете этому совету, то в последующем ребенок будет ждать от вас ответной реакции, проникнется к вам доверием, вы станете для него «своим»;

– Во время терапевтических игр перед взрослым стоит важная задача – объяснить ребенку его поведение путем эмоционального комментария . Основной смысл комментария – дать ребенку понять, что он «не плохой», а то, что происходит, – это такая игра. Обычно ребенок принимает такой способ «легализации» собственного поведения. И тогда грохот разбрасываемых игрушек становится «землетрясением», а истошные крики ребенка: «Ну, погоди!» перетекают в игру «Заяц и волк»;

– Изучив ребенка, понимая мотивы его поведения, его желания, заручившись его доверием, начинайте предлагать ему новые, более социально адекватные способы проявления эмоций . Так, вместо того, чтобы стучать молотком по полу, предложите «забивать гвоздики», мастеря домик для кукол. А когда ребенок играет с водой, переливая ее в бутылки, предложите «полить цветочки». Помните, что такое предложение возможно в том случае, если ребенок уже в более спокойном состоянии, пик эмоционального напряжения миновал. Но и в этом случае успех не гарантирован, ребенок может упорно не принимать такое развитие событий, однако следует продолжать попытки;

– Помните, что нельзя допускать проявление агрессии по отношению к людям и игрушкам – прототипам людей (куклам, мишкам и т. п.) . такой ситуации немедленно переведите агрессивные действия ребенка на объекты предметного мира – крупу, песок, кубики, подушки, воду. Если ребенок замахнулся для удара, спокойно, но твердо перехватите его руку. А в случае, когда ребенок готовится выбросить мишку за окошко, заберите игрушку, сказав твердо: «Нет». замен предложите палочку, кусочек пластилина, бумажку. Даже если реакция ребенка на запрет будет острой, стойте на своем;

– Такие игры возникают спонтанно . Например, во время сенсорной игры с крупой ребенок может начать ее разбрасывать. Это значит, что сенсорная игра перетекла в терапевтическую. Не делайте попыток «образумить» ребенка и вернуться к спокойной игре, а действуйте дальше в соответствии с принципами терапевтической игры. Так же внезапно игра может вернуться в прежнее спокойное русло;

– Со временем острота переживаемых ребенком во время таких игр ощущений начнет спадать. Как только это произойдет, становится возможным развитие сюжета игры, предложение новых вариантов развития сюжета . Более того, такое развитие необходимо – ребенок не должен зацикливаться на единственном варианте игры. К тому же нельзя допустить, чтобы у ребенка был зафиксирован единственный способ действия с данным конкретным материалом или предметом;

– В ходе проведения терапевтической игры, которая нравится ребенку, со временем появится возможность постепенного введения контролирующих правил и запретов . Так, нельзя бросать в воздух мишку, но можно подбрасывать подушку; можно устроить небольшое «наводнение», но после придется собирать воду тряпкой; нельзя вытряхивать содержимое маминой сумочки, но можно высыпать конструктор из коробки. При этом постоянно придется искать компромисс между желаниями ребенка и реальными возможностями их удовлетворить, а также учитывать степень опасности таких желаний ребенка для него самого и окружающих.

Приступим к описанию игр. Принцип этой классификации игр – используемый в игре материал .