logo
работа с аутистами

Создание информационных и других фильтров

Мы живем в такое время, когда научно-технический прогресс дает огромное количество новых, порой фантастических, возможностей. Но при этом сегодня человечество сталкивается с проблемами, каких не знало раньше. Одна из самых серьезных проблем – влияние, которое оказывают на сознание человека средства массовой информации – телевидение, кино, радио, книги, газеты и журналы, интернет.

Ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством разнообразной информации. Сегодня даже взрослому человеку все труднее отделять полезную информацию от информационного мусора. Часть информации оказывает вредное воздействие на психику человека. К вредоносным факторам можно отнести следующие:

– само количество информации – она вторгается в повседневную жизнь в виде звуков, текстов, картинок, не спрашивая на то разрешения, не поддаваясь контролю;

– окружающая нас информация часто имеет агрессивный характер, наполнена жестокими сюжетами – это и криминальные новости, и разнообразные сенсации, пропаганда насилия, секса, вредных привычек, навязывание мотива стремления к выгоде. Мир предстает грязным, жестоким, опасным и враждебным;

– средства массовой информации, особенно в рекламе, неконтролируемо используют разнообразные методы психологического влияния на подсознание человека, в частности, нейролингвистическое программирование.

Самое серьезное влияние на человека оказывает телевидение. Далеко идущие последствия вторжения телевидения во внутренний мир человека будут изучаться еще не одно десятилетие. Исследование передач Би-Би-Си привело к такому выводу (относительно взрослых людей): «При длительном „потреблении“ телепередач неизбежно появляется ярко выраженная тенденция ко все возрастающей зависимости... Очевидным сопутствующим явлением становятся сужение самосознания, быстрое разрушение взаимоотношений между людьми, а также уничтожение творческих способностей».

Однако взрослые люди все же обладают способами защиты – по крайней мере часть ненужной и вредной информации блокируется, не доходя до сознания. А вот психика маленького ребенка оказывается наиболее уязвима. Следует помнить, что малыш познает окружающий мир, впитывая из него информацию, как губка. Но механизмы психической самозащиты у него еще не сформированы, ребенок не может отфильтровать вредную для него информацию. К сожалению, эти свойства детской психики беззастенчиво используются при создании рекламы сладостей, игрушек и других товаров для детей. Детские истерики, возникающие на почве отказа купить желанную вещь, можно объяснить не только и не столько недостатками воспитания, сколько внушающим действием рекламы.

Серьезность происходящего пока что не осознается ни обществом, ни родителями. К тому же взрослые сами находятся под влиянием СМИ и порой теряют способность критично и непредвзято оценивать ситуацию. Часто приходится наблюдать картину, когда детей бесконтрольно оставляют перед телевизорами и компьютерами, просто чтобы «не болтались под ногами». Однако такое положение дел разрушающе воздействует на весь ход детского развития – у детей в целом формируется искаженное представление о мире. Так, не научившись разбираться в элементарных бытовых вещах, они живут в некоем виртуальном мире. Такие дети психологически истощены, инфантильны – не умеют играть и строить отношения со взрослыми и сверстниками; можно говорить о деформации у них системы ценностей.

Многие современные игрушки и игры уводят детей в мир причудливых фантазий, не имеющий никакого отношения к реальности. А ведь историческая роль игрушки и детской игры – помочь ребенку в освоении окружающего мира, научить строить отношения с людьми, адаптироваться в социуме и в целом реализовать себя как личность.

Влияние всех описанных процессов на аутичного ребенка с его искаженным развитием и особенно хрупкой психикой однозначно вредное. Мы придерживаемся мнения, что в период дошкольного детства следует исключить из жизни аутичного ребенка телевидение, компьютер, игровые приставки, электронные игры, а игрушки, сказки, музыкальные записи, детские книги и журналы выбирать осторожно, следя за тем, чтобы сюжеты, иллюстрации были близки к реальному опыту ребенка, несли полезную положительную информацию.

Скорее всего, в ответ раздадутся возражения: нельзя оценивать, например, телевидение как явление однозначно отрицательное, сколько, например, есть прекрасных мультфильмов для детей и т. п. Ответим примером из жизни: нам доводилось видеть детей, которых до истерики пугала старуха Шапокляк из прекрасного и доброго мультфильма про Чебурашку. У аутичного ребенка любой увиденный сюжет, даже один кадр может превратиться в новый страх.

Главный аргумент против присутствия телевидения в жизни аутичного ребенка – его влияние на психику не изучено, и, как следствие, это влияние не поддается контролю. Невозможность предугадать последствия повлечет возникновение целой череды непредсказуемых ситуаций, негативных эмоциональных всплесков. Так как телевидение по силе воздействия на психику не сравнимо ни с какими другими информационными источниками, часто оказывается невозможно отвлечь внимание ребенка, переключить его на другую деятельность.

Помимо исключения телевидения, сознательного и кропотливого отбора потребует все, чему суждено попасть в поле зрения ребенка. Кроме его вещей, игрушек, книжек, придется подумать и о вещах, которые вообще попадут в квартиру. А многие из вещей, например газеты и журналы, необходимо хранить в недоступном для ребенка месте.

Советуем избегать общения с недоброжелательными людьми. Если у ребенка негативную реакцию или страх вызывает кто-либо из близких знакомых, советуем разобраться в причинах, а для начала ограничить общение.

Итак, подведем итоги и выделим следующие критерии отбора :

– поступающая информация, а также игрушки, книжки, вещи и люди должны помогать расширить представления аутичного ребенка об окружающем мире и в целом способствовать его развитию;

– экологичность вещей и игрушек, качество их исполнения;

– психологическая чистота сюжетов детских книг и другой поступающей информации;

– исключение абстрактных, агрессивных и других вредных сюжетов, игрушек и вещей;

– необходимо наблюдать за реакцией ребенка на новое: вызвать негативную реакцию или напугать может и нейтральная на первый взгляд информация или вещь;

– организовывать общение ребенка с приятными людьми с адекватным подходом к людям с нарушениями развития.

К сожалению, развитие цивилизации уводит нас все дальше от естественного хода жизни. Сегодня городской ребенок почти не получает непосредственного опыта в процессе самостоятельных прогулок, дворовых игр, общения с природой и т. д. место сверстников он общается с электронными игрушками, а информацию получает в основном посредством телевидения.

При таком положении вещей любящие родители должны взять на себя ответственность за благополучное течение развития ребенка. А это подразумевает сознательный подход к обучению и воспитанию и кропотливое отделение того, что полезно для ребенка и будет способствовать его развитию от потенциально вредного, могущего затормозить развитие. Такая позиция потребует работы над собой, новых знаний, мудрости и интуиции.