Анализ ситуации
В процессе занятия психолог (или педагог) внимательно наблюдает за поведением ребенка, за его реакциями с целью понять логику его действий, а также гамму чувств, которые он испытывает. Это одна из самых сложных задач, стоящих перед специалистом, и без ее выполнения невозможно будет двинуться дальше в обучении ребенка. Недопустимо, если ответом на попытку ребенка вступить в контакт станет непонимание.
Близкие ребенка тоже должны более вдумчиво относиться к изменениям в его поведении.
Для того, чтобы объединить усилия специалиста и родителей, советуем уделять некоторое время обсуждению итогов занятия. Разберите с мамой ребенка (или с тем из близких, кто большую часть времени проводит с ребенком) следующее:
– Содержание занятия : если близкие ребенка не проявляют инициативу сами, то в ходе такого обсуждения втягиваются в процесс обучения. Объясняя смысл происходящего на занятии, отвечая на вопросы, психолог знакомит родителей аутичного ребенка с особенностями подхода к обучению и воспитанию таких детей. Родители смогут использовать эти знания в повседневной жизни;
– Новое, появившееся в поведении ребенка : это необходимо для того, чтобы обозначить на словах моменты прогресса в развитии ребенка и спланировать дальнейшие действия. Родители, конечно же, должны знать о достижениях ребенка и учитывать это при построении своих взаимоотношений с ним;
– Непонятные моменты : педагог вынужден «расшифровывать» речь и действия ребенка. Порой это почти невозможно, если речь ребенка неразборчива и невнятна, а действия на первый взгляд лишены логики. Мы советуем запоминать все непонятное, чтобы обсудить это после занятия с мамой. И в этом случае «сокабачны» окажется «яблочным соком», а «усус» «уксусом». Протягивание педагогу веревочки со словом «тот», окажется воспоминанием ребенка о том, как покупали в магазине торт и продавец завязал коробку веревочкой. А набросив на голову полотенце, ребенок, оказывается, изображал привидение, вспомнив образ из мультфильма. Понимание смысла слов и действий ребенка позволяют поддержать его попытку пойти на контакт, вступить в общение. Кроме того, каждая такая попытка может быть использована в дальнейшем, постепенно набор понятых слов и действий ребенка увеличивается, и это дает новые возможности для развития общения;
– Повседневную жизнь ребенка : педагог должен знать, какие конфетки купил ребенок вчера в магазине, как провел выходные, какие книжки читал вчера с мамой. едь все, что происходит в жизни ребенка, может «всплыть» на занятии. Более того, педагог может специально «организовать воспоминание»: «А хорошо вчера было в „Макдоналдсе“? Ну-ка, расскажи, что ты там ел». Полезно знать, какие ребенок любит мультфильмы, сказки, детские передачи, сладости, его предпочтения в еде, и использовать эти знания на занятиях.
- Елена Янушко
- 1. Синдром раннего детского аутизма Введение в проблему
- Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы
- Люди с аутизмом, государство и общество, или социальные аспекты проблемы
- Научные исследования по проблеме, подготовка специалистов
- Вопросы диагностики, коррекции и образования
- Диагностика
- Государственные учреждения специального образования
- Интегративные группы
- Негосударственные учреждения специального образования
- Координация работы специалистов и семьи Общие требования
- Пожелания родителям Активная позиция
- Главный принцип – соблюдение интересов ребенка
- Пожелания педагогам и психологам
- 2. Организация жизни аутичного ребенка Организация пространственной среды Жизненное пространство аутичного ребенка
- Детская комната
- Первое условие – безопасность
- Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
- Третье условие – наличие необходимого оборудования
- Четвертое условие – поддержание порядка
- Пространство квартиры
- Ближайшее социальное окружение
- Дальние прогулки
- Организация времени Режим дня ребенка
- Формирование временных представлений
- Знакомство с часами
- Усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь»
- Усвоение понятий «сегодня», «вчера», «завтра».
- Усвоение понятия «неделя», дни недели
- Времена года
- Бытовые ритуалы
- Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их усложнение
- Организация четкого распорядка дня
- Семейные привычки и традиции
- Обучение ребенка умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях
- Создание информационных и других фильтров
- 3. Игровая деятельность аутичного ребенка Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра
- Элементы сюжетно-ролевой игры
- Стереотипная игра Особенности стереотипной игры
- Стереотипная игра как основа взаимодействия
- Сенсорные игры Особенности сенсорных игр
- Сенсорные игры как возможность установления контакта
- Виды сенсорных игр Игры с красками Цветная вода
- Смешиваем краски
- Кукольный обед
- Игры с водой
- Переливание воды
- Мыльные пузыри
- Пенный замок
- Тени на стене
- Театр теней
- Разноцветный лед
- Покормим птичек
- Вкусная кашка
- Разложи по тарелочкам
- Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
- Пластилиновые картинки
- Приготовление еды
- Игры с движениями и тактильными ощущениями
- Тормошение, возня
- Догоню-догоню, поймаю-поймаю
- Самолетики
- Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр
- Игровая терапия (терапевтические игры)7 Необходимость психотерапевтической работы
- Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями
- Виды терапевтических игр
- Игры с крупами Дождь, град
- Игры с ватой
- Падающая башня
- Штурм крепости
- Игры со старыми газетами или журналами Птицы летят
- Бумажная битва
- Бумажный листопад
- Игры с водой
- Наводнение, водопад, фонтан
- Брызгалки
- Психодрама Страхи аутичного ребенка
- Психодрама как способ борьбы со страхами
- Механизм возникновения психодрамы
- Варианты психодрамы
- Страх машин
- Страх «шампанского»
- Страх темноты и замкнутого пространства
- Совместное рисование Метод совместного рисования
- 3. Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.
- Этапы развития совместного рисования
- Использование специальных приемов в ходе совместного рисования Использование наклеек
- Изготовление книжек из рисунков
- Взаимосвязь разных видов игр
- 4. Для всех видов игр характерны общие закономерности:
- 4. Организация взаимодействия педагога, психолога и родителей Организация занятий
- Постановка целей
- Анализ ситуации
- Участие мамы в проведении занятия
- Закрепление полученных знаний в повседневной жизни
- Выработка единого подхода к обучению и воспитанию
- Организация специальных условий для игр
- Психологическая помощь родителям аутичного ребенка
- Приложения
- 1. Тексты стихов и детских песенок
- Потешки
- Агния Барто «Игрушки»
- Веселые гуси Украинская народная песня
- Песенка крокодила Гены (из мультфильма «Чебурашка») Слова а.Тимофеевского
- Песенка львенка и черепахи (Из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню») Слова с. Козлова
- Чунга-Чанга (из мультфильма «Катерок») Слова ю.Энтина
- Спят усталые игрушки Слова з. Петровой
- По малину в сад пойдем Слова т. Волгиной
- 2. Московские организации, оказывающие помощь аутичным детям
- 3. Ресурсы интернет (русскоязычные)
- 4. Словарь специальных терминов8
- Литература