Стереотипная игра как основа взаимодействия
Чтобы научиться использовать возможности стереотипной игры в занятиях, необходимо разобраться в ее истоках. Итак, почему аутичный ребенок часами повторяет одни и те же действия? Анализируя результаты наблюдений за ребенком в такие моменты, можно предположить, что для него ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же ребенок испытывает видимое удовольствие.
Эти два тезиса – наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.
На начальном этапе коррекционной работы с аутичным ребенком взрослого не должно быть «слишком много». Педагог или психолог поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас – уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит: «Не хочешь!» любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.
Не торопите взаимодействие. Используя результаты наблюдений, постарайтесь вникнуть в структуру стереотипной игры ребенка: выделите цикл повторяющихся действий; прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. аши выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в его игре.
Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже запомнили порядок действий ребенка) подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя также тактично и постепенно.
Ваша цель – дать ребенку понять, что вы не помешаете ему играть (как обычно бывает), от вас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это потребует времени, усилий и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, – обычная в начале занятий с аутичным ребенком.
Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.
Вот еще несколько советов:
– Старайтесь включаться в стереотипную игру, а также вносить в нее новую сюжетную линию исподволь, т. к. нарушение стереотипа игры (в неосторожных словах типа «Давай по-другому!» или слишком активных действиях) вызовут у ребенка протест. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре другого человека.
– В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре – позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо.
– Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно – предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребенок переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к спокойной игре.
Можно предположить, что когда ребенок привыкнет к педагогу и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет и ребенок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной игре. Но если это все же произошло, не возражайте – возможно, ребенок на занятии получил много новой информации и ему требуется отдых.
Параллельно с этой работой начинайте предлагать ребенку сенсорные игры, описанные ниже. Может случиться, что какая-нибудь из этих игр на время станет любимой игрой ребенка – он будет повторять ее много раз и испытывать в ее ходе приятные эмоции. Однако такая предложенная извне игра может быть похожа на стереотипную только внешне и не останется любимой надолго. Обычно стереотипная игра возникает у аутичного ребенка спонтанно, откуда-то глубоко изнутри, и он может играть в нее несколько лет.
- Елена Янушко
- 1. Синдром раннего детского аутизма Введение в проблему
- Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы
- Люди с аутизмом, государство и общество, или социальные аспекты проблемы
- Научные исследования по проблеме, подготовка специалистов
- Вопросы диагностики, коррекции и образования
- Диагностика
- Государственные учреждения специального образования
- Интегративные группы
- Негосударственные учреждения специального образования
- Координация работы специалистов и семьи Общие требования
- Пожелания родителям Активная позиция
- Главный принцип – соблюдение интересов ребенка
- Пожелания педагогам и психологам
- 2. Организация жизни аутичного ребенка Организация пространственной среды Жизненное пространство аутичного ребенка
- Детская комната
- Первое условие – безопасность
- Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
- Третье условие – наличие необходимого оборудования
- Четвертое условие – поддержание порядка
- Пространство квартиры
- Ближайшее социальное окружение
- Дальние прогулки
- Организация времени Режим дня ребенка
- Формирование временных представлений
- Знакомство с часами
- Усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь»
- Усвоение понятий «сегодня», «вчера», «завтра».
- Усвоение понятия «неделя», дни недели
- Времена года
- Бытовые ритуалы
- Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их усложнение
- Организация четкого распорядка дня
- Семейные привычки и традиции
- Обучение ребенка умению использовать приобретенные навыки в различных ситуациях
- Создание информационных и других фильтров
- 3. Игровая деятельность аутичного ребенка Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра
- Элементы сюжетно-ролевой игры
- Стереотипная игра Особенности стереотипной игры
- Стереотипная игра как основа взаимодействия
- Сенсорные игры Особенности сенсорных игр
- Сенсорные игры как возможность установления контакта
- Виды сенсорных игр Игры с красками Цветная вода
- Смешиваем краски
- Кукольный обед
- Игры с водой
- Переливание воды
- Мыльные пузыри
- Пенный замок
- Тени на стене
- Театр теней
- Разноцветный лед
- Покормим птичек
- Вкусная кашка
- Разложи по тарелочкам
- Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
- Пластилиновые картинки
- Приготовление еды
- Игры с движениями и тактильными ощущениями
- Тормошение, возня
- Догоню-догоню, поймаю-поймаю
- Самолетики
- Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр
- Игровая терапия (терапевтические игры)7 Необходимость психотерапевтической работы
- Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями
- Виды терапевтических игр
- Игры с крупами Дождь, град
- Игры с ватой
- Падающая башня
- Штурм крепости
- Игры со старыми газетами или журналами Птицы летят
- Бумажная битва
- Бумажный листопад
- Игры с водой
- Наводнение, водопад, фонтан
- Брызгалки
- Психодрама Страхи аутичного ребенка
- Психодрама как способ борьбы со страхами
- Механизм возникновения психодрамы
- Варианты психодрамы
- Страх машин
- Страх «шампанского»
- Страх темноты и замкнутого пространства
- Совместное рисование Метод совместного рисования
- 3. Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.
- Этапы развития совместного рисования
- Использование специальных приемов в ходе совместного рисования Использование наклеек
- Изготовление книжек из рисунков
- Взаимосвязь разных видов игр
- 4. Для всех видов игр характерны общие закономерности:
- 4. Организация взаимодействия педагога, психолога и родителей Организация занятий
- Постановка целей
- Анализ ситуации
- Участие мамы в проведении занятия
- Закрепление полученных знаний в повседневной жизни
- Выработка единого подхода к обучению и воспитанию
- Организация специальных условий для игр
- Психологическая помощь родителям аутичного ребенка
- Приложения
- 1. Тексты стихов и детских песенок
- Потешки
- Агния Барто «Игрушки»
- Веселые гуси Украинская народная песня
- Песенка крокодила Гены (из мультфильма «Чебурашка») Слова а.Тимофеевского
- Песенка львенка и черепахи (Из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню») Слова с. Козлова
- Чунга-Чанга (из мультфильма «Катерок») Слова ю.Энтина
- Спят усталые игрушки Слова з. Петровой
- По малину в сад пойдем Слова т. Волгиной
- 2. Московские организации, оказывающие помощь аутичным детям
- 3. Ресурсы интернет (русскоязычные)
- 4. Словарь специальных терминов8
- Литература