Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда. Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.
Сверх-Я – это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.
Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера.
Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.
Адлер не только объясняет механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых – это развитие «социального чувства», социального интереса. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими.
Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга.
К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия.
Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма.
В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона.
Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.
- Конфликтогены. Закон эскалации конфликтогенов
- Примеры межличностных конфликтов
- Рассмотрим некоторые примеры межличностных конфликтов:
- Стадия открытого поведения в конфликте. Условия эскалации и деэскалации
- Кризис в развитии конфликта
- Компромиссная фаза конфликта
- Варианты исхода конфликта
- Классификация конфликтов (по основанию)
- Латентная (скрытая) стадия конфликта. Детерминанты конфликта
- Конфронтационная фаза конфликта
- Виды конфликтов в организации.
- Противоборствующие стороны в конфликте
- Коммуникативная фаза конфликта
- Инцидент как компонент конфликта. Информационный и деятельностный инцидент
- Правила формулирования конфликтной ситуации
- Конструктивные и деструктивные функции конфликта
- Понятие конфликта
- Структурные типы конфликтов
- Какими дилеммами определяется выбор модели поведения в конфликте
- Управление конфликтом
- Психологическая защита как психологический феномен. Виды защит.
- Пособники, подстрекатели и организаторы в конфликте
- Стадия познания и персонализации в конфликте. Коммуникативные барьеры
- Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера.
- Взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.
- Психологические механизмы решения внутриличностных конфликтов.
- Невротические внутриличностные конфликты.
- Формы проявления внутриличностных конфликтов.
- Мотивационные внутриличностные конфликты.
- Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
- Внутриличностные конфликты.
- Социально-психологические функции конфликтов.
- Фазы конфликтов.
- Классификация конфликтов.
- Понятие конфликта.
- Современные проблемы развития конфликтологии.
- Конфликтология в системе наук.
- Особенности развития конфликтологии в России.
- Возникновение и становление конфликтологии как науки.
- Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
- Закон социальных отношений м. Дойча. Экспериментальные исследования м.Дойча
- Теория фрустрации. Представление о фрустрации
- Теория баланса т.Хайдера - анализ согласованости между системой установок индивида и его знаниями
- Подход к изучению конфликтов в отечественной психологии. Теория деятельности а.Н. Леонтьева
- Конфликт как когнитивная схема. Интерпретация конфликта как специфического содержания знаний
- Типология конфликтов. 6 типов социальных конфликтов по Боулдингу
- Описание и анализ конкретных конфликтных ситуаций. Исследование конфликта в лабораторных условиях
- Исследование конфликта в лабораторных условиях
- Изучение конфликта в естественных условиях
- Аналоги и модели реальных конфликтов. Опросные методы
- Опросные методы
- Конфликт как вид критических ситуаций. Новое научное направление - психология конфликта