Конфликт как вид критических ситуаций. Новое научное направление - психология конфликта
Поскольку конфликты всегда связаны со столкновением интересов, взглядов людей, в их зарождении, развитии и разрешении огромную роль играет психологический фактор. Начиная с 60-х годов опубликовано достаточно много работ, посвященных психологической проблематике конфликтов и особенностям их психологического изучения.
Появилось новое научное направление — психология конфликта, в основе которой лежит анализ межличностных и внутриличностных противоречий, а также вопросы практического и прикладного характера, связанные как с исследованием психологических предпосылок возникновения и эскалации конфликтов, так и поиском психологических средств регуляции и разрешения конфликтов.
Становление психологии конфликта происходит на базе и с учетом достижений психологии личности, социальной психологии, психологии управления, психологии общении, психотерапии, психоконсультирования и др.
Что же такое конфликт с точки зрения психологии?
Каждый, кто хочет понять поступки других или собственное поведение, начинает с поиска причин соответствующих действий, в том числе и конфликтных, а также анализа ситуации, в которой находится или находился.
Современная психологическая наука различает четыре ключевых понятия, описывающих психологический контекст возникновения конфликтов прежде всего как критических жизненных ситуаций. Это — стресс, фрустрация, кризис и конфликт . Безусловно, жизнь всегда богаче любых классификаций, и потому усмотреть четкую границу между этими понятиями удается далеко не всегда.
Стресс — неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Естественная природа стрессовых реакций проявляется в том, что жизнь без стресса немыслима, а "полная свобода от стресса,—как пишет Г. Селье, основатель Международного института стресса в Монреале, — означает смерть" [53, с. 20]. Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические состояния вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности.
Фрустрация определяется как состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивированности достижения цели (удовлетворения потребностей) и преграды, препятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут быть причины различного характера: физического (лишение свободы), биологического (болезнь, старение), психологического (страх, интеллектуальная недостаточность), социокультурного (нормы, правила, запреты). Если рассматривать выраженность этого состояния, то можно говорить о различных степенях перехода ситуации затруднения в ситуацию, когда трудность в осуществлении деятельности становится непреодолимой. С точки зрения нарушений в сфере поведения фрустрация может проявляться в двух уровнях: как утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или как снижение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (потеря терпения и надежды).
Однако не всякая фрустрация приводит к конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворением потребностей, должны перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, человек легче переходит грань, отделяющую его от конфликта.
Фрустрация постоянно присутствует внутри человека, она загнана вглубь и может при определенных благоприятных условиях в любой момент выйти наружу в форме агрессии. Агрессивное поведение, часто вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они являются причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит направленно социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается конфликт.
Таким образом, для возникновения конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное действие возникла ответная реакция, т. е. взаимодействие.
Кризис характеризует состояние, порождаемое возникшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти й которую не может разрешить в короткое время и привычным способом (смерть близкого человека, тяжелое заболевание, изменение внешности, резкое изменение социального статуса и т. п.).
Различают два типа кризисных ситуаций в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в реализации последующей жизни. Кризис первого типа представляет собой серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни. Ситуация второго типа — собственно кризис — бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные цели, планы, оставляя как единственный выход из положения модификацию личности и ее смысла жизни.
Ф. Василюк называет процесс преодоления критических ситуаций переживаниями, наполняя этот термин новым смыслом. До сих пор это понятие связывалось с переживанием — созерцанием, эмоцией, отражающей в сознании субъективное отношение к вызвавшему ее фактору. Он же рассматривает переживание как внутреннюю интеллектуально-волевую работу по восстановлению душевного равновесия, утраченной осмысленности существования ("производство смысла") в критической ситуации.
Конфликт как критическая психологическая ситуация предполагает наличие у человека довольно сложного внутреннего мира и актуализацию этой сложности требованиями жизни. И если при фрустрации преградой являются внешние причины или же внутренние, не подлежащие обсуждению, то причины, порождающие конфликт, не являются самоочевидными, не представляют безусловное табу и всегда связаны с условиями проблемной задачи.
В случае конфликта именно сознание должно соизмерить ценность мотивов, сделать между ними выбор, найти компромиссное решение. С критической ситуацией имеют дело тогда, когда субъективно невозможно ни выйти из сложившейся конфликтной ситуации, ни найти приемлемое решение, в результате чего сознание капитулирует перед неразрешимой задачей.
Таким образом, критические ситуации, если идти от сравнительно легких к наиболее трудным их формам (от стресса через фрустрацию и конфликт к кризису), требуют от человека различной внутренней работы. Различные стрессовые реакции часто проявляются в виде предельной активизации внутренних ресурсов личности, отстаивающей свои
прежние возможности в реализации жизненных планов. Более сложные жизненные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня его жизненных целей, потребностей и притязаний и одновременной реконструкции своего "Я".
Конфликт как вид критических ситуаций, таким образом, является и одним из типичных видов критических ситуаций, и одновременно тесно связан с каждой из них. Конфликты всегда связаны со стрессом, и практически всегда при этом проявляются фрустрированность, неудовлетворенность, стрессовость и кризисность определенного периода либо ситуации в жизни человека. Конфликты являются одновременно и причинами, и предметом, и, наконец, следствием (как позитивным, так и негативным) различных критических ситуаций в жизни человека.
- Конфликтогены. Закон эскалации конфликтогенов
- Примеры межличностных конфликтов
- Рассмотрим некоторые примеры межличностных конфликтов:
- Стадия открытого поведения в конфликте. Условия эскалации и деэскалации
- Кризис в развитии конфликта
- Компромиссная фаза конфликта
- Варианты исхода конфликта
- Классификация конфликтов (по основанию)
- Латентная (скрытая) стадия конфликта. Детерминанты конфликта
- Конфронтационная фаза конфликта
- Виды конфликтов в организации.
- Противоборствующие стороны в конфликте
- Коммуникативная фаза конфликта
- Инцидент как компонент конфликта. Информационный и деятельностный инцидент
- Правила формулирования конфликтной ситуации
- Конструктивные и деструктивные функции конфликта
- Понятие конфликта
- Структурные типы конфликтов
- Какими дилеммами определяется выбор модели поведения в конфликте
- Управление конфликтом
- Психологическая защита как психологический феномен. Виды защит.
- Пособники, подстрекатели и организаторы в конфликте
- Стадия познания и персонализации в конфликте. Коммуникативные барьеры
- Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера.
- Взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.
- Психологические механизмы решения внутриличностных конфликтов.
- Невротические внутриличностные конфликты.
- Формы проявления внутриличностных конфликтов.
- Мотивационные внутриличностные конфликты.
- Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
- Внутриличностные конфликты.
- Социально-психологические функции конфликтов.
- Фазы конфликтов.
- Классификация конфликтов.
- Понятие конфликта.
- Современные проблемы развития конфликтологии.
- Конфликтология в системе наук.
- Особенности развития конфликтологии в России.
- Возникновение и становление конфликтологии как науки.
- Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
- Закон социальных отношений м. Дойча. Экспериментальные исследования м.Дойча
- Теория фрустрации. Представление о фрустрации
- Теория баланса т.Хайдера - анализ согласованости между системой установок индивида и его знаниями
- Подход к изучению конфликтов в отечественной психологии. Теория деятельности а.Н. Леонтьева
- Конфликт как когнитивная схема. Интерпретация конфликта как специфического содержания знаний
- Типология конфликтов. 6 типов социальных конфликтов по Боулдингу
- Описание и анализ конкретных конфликтных ситуаций. Исследование конфликта в лабораторных условиях
- Исследование конфликта в лабораторных условиях
- Изучение конфликта в естественных условиях
- Аналоги и модели реальных конфликтов. Опросные методы
- Опросные методы
- Конфликт как вид критических ситуаций. Новое научное направление - психология конфликта