Конфликтогены. Закон эскалации конфликтогенов
Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены (способствующие конфликту).
Конфликтогены – это слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту.
Ключевым здесь является определение - могут привести. То, что конфликтоген не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему.
Коварство конфликтогенов в том, что мы гораздо чувствительнее к словам других, нежели к тому, что говорим сами.
Эскалация конфликтогенов: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание ответить обидой на обиду. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.
Ошибочные действия руководителя в организационных конфликтах
Ошибочные действия руководителя. Среди неправильных действий руководителя выделяют: нарушения служебной этики, нарушения трудового законодательства, несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов их труда.
Нарушения служебной этики:
1) проявления грубости, высокомерия, неуважительного отношения к подчиненным,
2) невыполнение обещаний,
3) нетерпимость к мнениям, отличным от собственного,
4) зажим критики,
5) ущемление прав подчиненных,
6) злоупотребление положением начальника ( например, навязывание подчиненным поручений внеслужебного характера).
7) поручение исполнителю “через голову” непосредственного руководителя,
8) утаивание информации (особенно в случае сокращения штатов или реорганизации),
9) критика, принижающая достоинство человека,
10) сознательное провоцирование конфликта между подчиненными - управление по принципу “разделяй и властвуй”.
Нарушения трудового законодательства
Речь идет о нарушениях как духа, так и буквы законодательства, и попытках действовать самовластно, не считаясь с законами. Происходит это от правового нигилизма руководителей. В результате половина уволенных решением администрации работников восстанавливается через суд.
Несправедливая оценка подчиненных
1) ошибки в применении поощрений и наказаний,
2) недостатки в распределении работ между исполнителями,
3) установление оклада, нарушающего баланс “вклад - оклад”,
4) приглашение работников со стороны, когда есть претенденты среди своих,
5) руководитель болезненно относится к авторитету подчиненного,
6) неконкретная критика групп подчиненных,
7) нечеткая формулировка,
8) отсутствие информации,
9) недооценка убеждения как средства управления,
10) психологическая несовместимость.
- Конфликтогены. Закон эскалации конфликтогенов
- Примеры межличностных конфликтов
- Рассмотрим некоторые примеры межличностных конфликтов:
- Стадия открытого поведения в конфликте. Условия эскалации и деэскалации
- Кризис в развитии конфликта
- Компромиссная фаза конфликта
- Варианты исхода конфликта
- Классификация конфликтов (по основанию)
- Латентная (скрытая) стадия конфликта. Детерминанты конфликта
- Конфронтационная фаза конфликта
- Виды конфликтов в организации.
- Противоборствующие стороны в конфликте
- Коммуникативная фаза конфликта
- Инцидент как компонент конфликта. Информационный и деятельностный инцидент
- Правила формулирования конфликтной ситуации
- Конструктивные и деструктивные функции конфликта
- Понятие конфликта
- Структурные типы конфликтов
- Какими дилеммами определяется выбор модели поведения в конфликте
- Управление конфликтом
- Психологическая защита как психологический феномен. Виды защит.
- Пособники, подстрекатели и организаторы в конфликте
- Стадия познания и персонализации в конфликте. Коммуникативные барьеры
- Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера.
- Взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.
- Психологические механизмы решения внутриличностных конфликтов.
- Невротические внутриличностные конфликты.
- Формы проявления внутриличностных конфликтов.
- Мотивационные внутриличностные конфликты.
- Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
- Внутриличностные конфликты.
- Социально-психологические функции конфликтов.
- Фазы конфликтов.
- Классификация конфликтов.
- Понятие конфликта.
- Современные проблемы развития конфликтологии.
- Конфликтология в системе наук.
- Особенности развития конфликтологии в России.
- Возникновение и становление конфликтологии как науки.
- Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
- Закон социальных отношений м. Дойча. Экспериментальные исследования м.Дойча
- Теория фрустрации. Представление о фрустрации
- Теория баланса т.Хайдера - анализ согласованости между системой установок индивида и его знаниями
- Подход к изучению конфликтов в отечественной психологии. Теория деятельности а.Н. Леонтьева
- Конфликт как когнитивная схема. Интерпретация конфликта как специфического содержания знаний
- Типология конфликтов. 6 типов социальных конфликтов по Боулдингу
- Описание и анализ конкретных конфликтных ситуаций. Исследование конфликта в лабораторных условиях
- Исследование конфликта в лабораторных условиях
- Изучение конфликта в естественных условиях
- Аналоги и модели реальных конфликтов. Опросные методы
- Опросные методы
- Конфликт как вид критических ситуаций. Новое научное направление - психология конфликта