logo
Внутриличностный конфликт

Изучение конфликта в естественных условиях

Изучение конфликтов в естественных условиях может осуществляться при помощи создания в них конфликтных ситуаций. Наиболее известны такого рода построения в исследованиях межгрупповых конфликтов М.Шерифа. Эксперимент Шерифа состоял в том, что в летнем лагере группа ранее незнакомых подростков делилась на две подгруппы, в каждой из которых шла своя жизнь.

Вскоре мальчики сдружились между собой, образовав две сплоченные группы с сильным чувством групповой принадлежности своих членов. На следующей стадии эксперимента между группами создавалась конкурентная ситуация, например, разнообразные соревнования со строгим соперничеством. В результате одна группа объявлялась победительницей, а другая - проигравшей. Объективная конкурентная ситуация, в которой оказывались группы, как и предполагал Шериф, вызывала конфликт между ними. Искусственно преобразуя  ситуацию  конкуренции  в  ситуацию  кооперации  с  помощью  постановки перед враждующими группами общих объединяющих целей, Шериф наблюдал заметное уменьшение неприязни между членами первоначально враждовавших групп.

Нередко для создания конфликта в реальных условиях используется прием так называемого  "конфликта  мнений"  с  применением  давления  подставной  группы, идущего вразрез с собственным мнением испытуемого.

Однако  использование  подобных  приемов  провоцирования  конфликтов  не всегда возможно и оправдано по понятным этическим соображениям.