Типология конфликтов. 6 типов социальных конфликтов по Боулдингу
Проблема, связанная с отсутствием общепринятого определения понятия конфликта, ведет за собой и трудности систематизации конфликтных явлений. Анализ имеющейся литературы по данному вопросу выявляет отказ от единой типологии. При этом большинство авторов производит классификацию конфликтов, исходя из особенностей собственной теоретической концепции. Можно привести достаточное количество различных классификаций конфликтов в зависимости от выбранного основания.
А.Раппопорт различал три типа конфликтов в зависимости от формы взаимодействия субъектов: ":есть конфликты типа "схваток", когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; есть конфликты типа "дебатов", где возможны маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа "игр", где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений".
В конфликтологии достаточно прочно утвердилось деление конфликтов на две большие группы по способу из разрешения - негативные и позитивные - и социальным последствиям - деструктивные и конструктивные.
Кроме того, существует деление конфликтов на антагонистические и неантагонистические.
Характер конфликтов первой группы обусловливает полное разрушение всей структуры взаимоотношений конфликтующих сторон, исключают возможность частичного выигрыша, какого-либо согласования своих целей или достижения компромисса. Возможен только односторонний полный выигрыш и полный отказ противоположной стороны от достижения своих целей. Среди антагонистических можно выделить так называемые конфликты с нулевой суммой (интересы сторон полностью противоположны: выигрыш одной стороны точно равен проигрышу другой, в итоге сумма выигрышей равна нулю) и конфликты с отрицательной суммой (обе стороны оказываются в проигрыше).
Способ разрешения конфликтов второй группы иной. Хотя и в этих случаях продвижение одной из конфликтующих сторон к своей цели препятствует продвижению остальных, но здесь существует мера продвижения, мера удовлетворения интересов,
потребностей. Сама цель формулируется в терминах этой меры, а иногда - и как направление движения. Такие конфликты предполагают не столь драматические исходы, как конфликты первого типа. Здесь возможны более разнообразные разрешения: компромиссы, а иногда и конструирование общей (глобальной) цели.
Л.Козер делит конфликты на реалистические и нереалистические в зависимости от того, является ли конфликт средством достижения определенного результата или становится самоцелью. Поскольку реалистические конфликты направлены на достижение определенного результата, они могут быть заменены альтернативными моделями взаимодействия при условии, что альтернативы больше подходят для достижения цели. Нереалистические конфликты вызываются просто необходимость снять напряжение по крайней мере одного из участников взаимодействия.
К.Боулдинг выделяет 6 типов социальных конфликтов в зависимости от их причин:
действительные конфликты (существующие объективно в определенной социальной подсистеме);
случайные конфликты (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызвавшим конфликт);
заместительные конфликты (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);
конфликты основанные на плохом знании (являющиеся результатом неумелого управления);
скрытые, латентные конфликты (участники по различным причинам не могут перейти к открытой борьбе);
фальшивые конфликты (не имеющие объективных основ, базирующиеся на субъективных факторах).
Я.Штумски предложил классификацию конфликтов в зависимости от их предмета:
экономические конфликты (связанные с разделением труда и возникающими на этой почве различиями между людьми в материальной и социальной сфере);
социальные конфликты (связанные с противоречиями между различными социальными слоями общества; предметом конфликта может оказаться все, что угрожает существованию социального слоя);
классовые конфликты (связанные с разделением общества на классы и проявляющиеся в экономической, политической и идеологической областях);
политические конфликты (связанные с различными причинами классового, международного и межгосударственного характера);
идеологические конфликты (предметом их могут являться различные идеологические ценности, лежащие в основе определенной социальной группы);
культурные конфликты (связанные с различиями между духовными ценностями различных культур);
аксиологические конфликты (социальные конфликты, связанные с противоположными ценностями различных социальных групп, а также внутриличностные конфликты, вызванные проблемой согласования противоположных ценностей и целей);
позиционные конфликты (возникающие вследствие противоположных интересов людей, занимающих определенные позиции в структуре организационных отношений (например, конфликт между контролером и проверяемым лицом).
С некоторой долей условности конфликты можно разделить с точки зрения сторон конфликтной ситуации на социальные, психологические (интрасубъектные, или внутриличностные), и интерсубъектные (межличностные и межгрупповые). Изучение различных видов конфликтов оказалось поделенным между различными областями научного знания. Социальные конфликты относятся к сфере интересов социологии, внутриличностные конфликты принадлежат к общепсихологической проблематике и описываются в рамках психологии личности, а межличностные и межгрупповые являются предметом социальной психологии. К рассмотрению отдельных видов конфликтов мы обратимся несколько позже.
- Конфликтогены. Закон эскалации конфликтогенов
- Примеры межличностных конфликтов
- Рассмотрим некоторые примеры межличностных конфликтов:
- Стадия открытого поведения в конфликте. Условия эскалации и деэскалации
- Кризис в развитии конфликта
- Компромиссная фаза конфликта
- Варианты исхода конфликта
- Классификация конфликтов (по основанию)
- Латентная (скрытая) стадия конфликта. Детерминанты конфликта
- Конфронтационная фаза конфликта
- Виды конфликтов в организации.
- Противоборствующие стороны в конфликте
- Коммуникативная фаза конфликта
- Инцидент как компонент конфликта. Информационный и деятельностный инцидент
- Правила формулирования конфликтной ситуации
- Конструктивные и деструктивные функции конфликта
- Понятие конфликта
- Структурные типы конфликтов
- Какими дилеммами определяется выбор модели поведения в конфликте
- Управление конфликтом
- Психологическая защита как психологический феномен. Виды защит.
- Пособники, подстрекатели и организаторы в конфликте
- Стадия познания и персонализации в конфликте. Коммуникативные барьеры
- Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера.
- Взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.
- Психологические механизмы решения внутриличностных конфликтов.
- Невротические внутриличностные конфликты.
- Формы проявления внутриличностных конфликтов.
- Мотивационные внутриличностные конфликты.
- Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
- Внутриличностные конфликты.
- Социально-психологические функции конфликтов.
- Фазы конфликтов.
- Классификация конфликтов.
- Понятие конфликта.
- Современные проблемы развития конфликтологии.
- Конфликтология в системе наук.
- Особенности развития конфликтологии в России.
- Возникновение и становление конфликтологии как науки.
- Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
- Закон социальных отношений м. Дойча. Экспериментальные исследования м.Дойча
- Теория фрустрации. Представление о фрустрации
- Теория баланса т.Хайдера - анализ согласованости между системой установок индивида и его знаниями
- Подход к изучению конфликтов в отечественной психологии. Теория деятельности а.Н. Леонтьева
- Конфликт как когнитивная схема. Интерпретация конфликта как специфического содержания знаний
- Типология конфликтов. 6 типов социальных конфликтов по Боулдингу
- Описание и анализ конкретных конфликтных ситуаций. Исследование конфликта в лабораторных условиях
- Исследование конфликта в лабораторных условиях
- Изучение конфликта в естественных условиях
- Аналоги и модели реальных конфликтов. Опросные методы
- Опросные методы
- Конфликт как вид критических ситуаций. Новое научное направление - психология конфликта