Разумные действия как форма политического поведения
Они представляют собой форму политического поведения, которая характеризуется эффективностью (соотнесением цели и результатов), степенью осознанности политических действий и соответствием высшим ценностям, поставленным во главу проводимой политики. Но, как бы ни оценивать эту форму политического поведения, главной характеристикой, отличающей ее от двух предыдущих, является выраженное целеполагание.
Чтобы обеспечить политике целенаправленный характер, объединяющий разных ее участников, применяются различные средства. В первую очередь эту задачу решают всевозможные программы, идеологические схемы, доктрины, концепции конкретных политических акций, кампаний. Особое значение для политического поведения отдельного человека и партий играют идеологии как концентрированное и систематизированное выражение целей и ценностей в политике.
Понятно, что поведение никогда полностью не совпадает с обозначенными в доктринах целями и ценностями: последние служат для человека лишь своего рода путеводителем. Исследования массового политического поведения показывают, что только незначительное число людей в разных странах и политических системах руководствуются в своем поведении идеологическими соображениями. Американский политический психолог Ф. Конверс полагает, что число таких граждан в разных странах колеблется от 10 до 25%.
В нашей стране долгое время идеологические формулы организованно внедрялись в сознание населения. В постсоциалистический период эти схемы активно разрушаются новой властью, которая понимает, что старые стереотипы служат препятствием для реформирования политической системы. Но никто из реформаторов не построил на месте разрушенного новой схемы. В мемуарах тех, кто начинал перестройку (М. Горбачев, Б. Ельцин, А. Яковлев), не содержится фактов, подтверждающих, что реформы были начаты по какому-то плану, что под ними была теоретическая схема, не говоря уже об идеологии реформ.
Знакомство с программными документами новых политических партий и движений показывает, что и в них пока не содержится четкого представления о том, что и в какой последовательности реформаторы собираются делать, какова иерархия их целей и приоритеты ценностей. Исследование индивидуального политического сознания как политиков, так и рядовых граждан показывает, что в настоящее время у них не сложилось определенных последовательных взглядов, концепций, планов.
Выделение указанных трех форм политического поведения: инстинктов, навыков и разумных действий – предпринимается с аналитическими целями. В реальности поведение включает все три формы. Разделить осознанные и бессознательные элементы в поведении не всегда представляется возможным. Однако помимо дилеммы «сознание–бессознательное» в структуре политического поведения содержится и ряд конкретных психологических элементов, учет которых делает его анализ более точным и детальным.
Политическая культура может быть представлена как система проявления сознания, сформированных ценностных ориентации, установок и стиля политической деятельности. Она выражает синтез политического сознания, менталитета и практического действия.
Современная политическая психология представлена большим числом теоретических моделей политической культуры. Однако все это пестрое разнообразие подходов, исследовательских стратегий и методов вписывается в две ведущие тенденции. Первая из них основана на представлении о человеке как объекте политического воздействия, о человеке как простом винтике политической машины. Отсюда и упрощенный, технократический подход к налаживанию работы этой «политической машины», который характерен и для исследовательско-практической философии этой группы политических психологов. Методологическим фундаментом этой группы концепций являются в большей степени позитивистские теории, пришедшие как из психологии, так и из политологии.
Вторая группа исследователей исходит из другой теоретической установки. Для них человек является не только объектом политического воздействия, но и целью развития политической системы и ее активным субъектом. В рамках этой тенденции работают иные методологические ключи. В частности, для теоретиков этого направления характерно обращение к антипозитивистским моделям личности. Они выбирают такие теоретические парадигмы, для которых не свойственны манипуляторские тенденции.
Политические психологи, исследующие культуру поведения человека, будь это лидер или обычный гражданин, индивидуальный участник либо массовый субъект политики, исходят из того, что для понимания самого феномена политического поведения необходимо видеть его как причинно обусловленный и направленный на достижение определенных целей. В политической психологии существуют различные схемы объяснения культуры политического поведения. Одной из наиболее популярных является пятизвенная «карта для изучения личности в политике», предложенная М.Б. Смитом и несколько усовершенствованная Ф. Гринстайном.
Макросоциальная и политическая система воздействует на культуру политического поведения. Одновременно аспекты непосредственного социального и политического окружения, с детства и до сегодняшнего момента формирующие личность, определяют те элементы личностной структуры (оценивающие объект, посредничающие в отношениях с другими людьми, обусловливающие эго-защиту, установки), которые непосредственно направлены на культуру поведения.
Есть и иные психологические схемы, объясняющие причинную зависимость факторов, воздействующих на культуру поведения, подчеркивающие, в частности, наличие не только условий, контекста поведения, но и цель, на которую оно направлено. Независимо от теоретических разногласий, разные авторы, тем не менее, считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты:
– внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту поведения;
– потребности индивида или группы, участвующей в деятельности;
– мотивы, которыми руководствуется субъект, установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта;
– личностные роли, стиль принятия решений, стиль межличностных отношений, когнитивный стиль;
– действия и поступки, обратную связь между поведением и условиями, его сформировавшими.
Если не вдаваться в подробности этой схемы, а проанализировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности и мотивы), то становится очевидным, что поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения внешняя среда. И сама политическая система, и отдельные ее институты предъявляют требования к культуре поведения граждан. Так, в одних условиях от них ожидается высокая активность, в других, даже если это требование декларируется, реальные ситуации, складывающиеся в политическом пространстве, отнюдь не поощряют граждан к выступлениям даже на стороне системы. Как можно расценить, например, циркулирующие в коридорах власти слухи об отмене выборов незадолго до них? Это негативный стимул (блокатор) для и без того не слишком настроенных на участие людей. Стимулами, или блокаторами, для политического поведения могут служить и общий политический контекст, и конкретные события (например, запуск первого космического корабля, непрекращающаяся война в Чечне, цепь террористических актов в стране, углубляющееся реальное обнищание населения и т. п.).
Следует также учитывать и роль группового климата, воздействие ближайшего окружения на принятие человеком решения о том или ином политическом действии. Так, решение баллотироваться в депутаты Думы разные кандидаты принимали под воздействием разных стимулов: для одних было необходимо получить депутатскую неприкосновенность, чтобы укрыться от преследования со стороны закона, для других было важно перебраться из провинции в Москву, для третьих решающую роль сыграли экономические стимулы. Возможно, определенное число политиков стремились принести пользу обществу и ими двигали побуждения типа «если не я, то кто».
Так же, как и политиков, обычных граждан стимулируют к политическому поведению разнообразные средовые воздействия, среди которых есть и общие для всех, и сугубо личные. Но все эти внешние для человека воздействия не работают автоматически. Они дают эффект только будучи пропущенными через внутренний мир личности.
Среди внутриличностных факторов, определяющих культуру поведения в политике, первыми выступают потребности. Трудно себе представить, чтобы политика порождала у человека какие-то специфические потребности, если не считать навязчивого стремления стать депутатом, министром или президентом, которое, подобно заразному заболеванию, распространилось среди отечественных политиков. В политике действуют обычные человеческие потребности, среди которых можно встретить и любопытство, и стремление к свободе, и необходимость удовлетворить голод, и иные материальные нужды.
Чтобы понять, как происходит воздействие потребностей на политическое поведение, приведем некоторые данные из исследования образов власти у российских граждан. Как показал анализ требований граждан к власти, за ними имеются вполне конкретные психологические причины. Рассмотрим те потребности, которые стоят за приведенными высказываниями респондентов и определяют их недовольство нынешней властью. Воспользуемся психологической классификацией потребностей, предложенной известным американским психологом А. Маслоу. Все потребности он предложил разделить на пять ступеней, расположенных иерархически: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в самореализации, потребность в самоактуализации [159].
Классификация потребностей, предложенная А. Маслоу, помогает классифицировать многообразные человеческие нужды по мере их возвышения. Ученый предположил, что потребности более высокого уровня можно удовлетворить лишь тогда, когда более низкие ступени уже пройдены. Это не означает, что поиском социального статуса можно заниматься только на сытый желудок. У Маслоу речь идет об ограничении, которое накладывают нереализованные низшие потребности на восхождение человека к самоактуализации [159].
Анализ мотивации политического поведения основан на фундаментальных закономерностях, изученных психологической наукой. Так, общепризнанной является классификация мотивов, предложенная Д. Маклел-ландом и Дж. Аткинсоном, где выделены три ключевых мотива: мотив власти, мотив достижения и мотив аффилиации (стремления быть с другими) [143, 154]. Иногда мотив власти дополняется мотивацией контроля, который выступает четвертым в этой схеме.
Анализ выделенных подходов к мотивации политического поведения указывает на следующее. Целесообразно проанализировать все выделенные мотивы.
- Глава 1 введение в политическую психологию 3
- Предисловие
- Глава 1 введение в политическую психологию
- 1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи
- Становление зарубежной политической психологии
- Современное состояние политической психологии
- Отечественная политическая психология
- Перспективы политической психологии
- Основные категории психолого-политического анализа
- 1.2. Теоретико-методологические и прикладные основы политической психологии
- Методы политико-психологических исследовании
- 1.3. Соотношение политики, психологии и морали
- Политика как процесс
- Политика как система ценностей
- Политика как деятельность
- Область субъектной самореализации человека
- 1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах
- 1.5. Модельное представление о генезисе и функционировании социально-политических общностей как социально-территориальных систем
- Статическая модель социально-территориальной системы
- Глава 2. Психология современных социально политических феноменов
- 2.1. Политические идеалы
- 2.2. Политическая культура как синтез политического сознания, менталитета и поведения
- Сознание и политическая система
- Политические модели политического поведения
- Инстинкты как форма политического поведения
- Навыки как форма политического поведения
- Разумные действия как форма политического поведения
- Мотив обладания властью
- Мотив достижения
- Мотив аффилчции
- 2.3. Этно-национальный характер в политическом процессе
- Психологический анализ генезиса русского национального характера
- Понятие национального характера
- Ментальные признаки русского и западноевропейского национальных характеров
- 2.4. Политическая элита в современном обществе
- 2.5. Оппозиционность как феномен демократизирующегося общества
- Социально-психологические истоки, факторы и механизмы оппозиционарности
- Конструктивная часть
- Деструктивная часть
- Глава 3. Психологические характеристики политической активности
- 3.1. Профессионализм политической деятельности
- 3.2. Психология политического лидерства
- 3.3. Массовое стихийное поведение
- Виды толпы
- Приемы управления (манипуляции) поведением толпы
- Классификация слухов
- Основные предпосылки возникновения слухов
- 3.4. Свобода и плюрализм, насилие и диктатура как детерминанты политической активности
- Коллективное структурированное насилие
- Индивидуальное структурированное насилие
- Индивидуальное неструктурированное насилие
- Психологические реакции на диктатуру
- Есть три варианта реагирования на такую жизнь.
- 3.5. Радикализм, экстремизм и конфликты в политическом процессе
- Типология конфликтов
- Глава 4. Политическая власть как основной объект политической психологии
- 4.1. Психология власти: генезис и основные виды проявления
- Социобиологический подход к проблеме власти
- Компенсаторная концепция власти
- Человек и власть: психологическое измерение
- Власть как самоценность
- Мотивация политической власти
- Полипотребностный подход к мотивации власти
- Мотивация власти
- Власть и деформации личности
- Власть как инструмент
- Суверенитет власти
- 4.2. Психологические оризнаки легитимности власти
- 4.3. Психологические особенности российской парламентской деятельности
- Структура, роль и функции парламентского лидерства
- 4.4. Психология парламентского лоббизма
- Психология лоббистской деятельности
- Глава 5 психологические признаки субъектов политики
- 5.1. Социально-политический статус личности
- 5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики
- 5.3. Имидж и авторитет субъектов политической деятельности
- Личность политика
- Взаимодействие со сми
- Этнопсихологические инварианты политического имиджа
- Психологические модели политического имиджа
- Четырехлучевая модель
- Трехлучевая модель имиджа типа «личность-деятелышсть-отношения»
- Многофакторная (шеснадцатифакторная) модель
- Психотехнологии создания эффективного политического имиджа
- Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата
- Сценарный подход (формирование «событийного ряда»)
- Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия»
- Использование некоторых закономерностей социальной перцепции
- Использование вербальных и лингвистических приемов
- Психологические условия укрепления авторитета субъекта политики
- Должностной и личностный авторитет политика
- 5.4. Психолого-акмеологические детерминанты подбора политической команды
- 5.5. Организационная культура политической команды
- Глава 6 .Политические коммуникации и их психотехнологическое обеспечение
- 6.1. Модели, алгоритмы и технологии продуктивных политических коммуникаций
- Ключевые слова
- Языковые средства контакта с аудиторией
- Средства авторизации
- Глаголы
- Глаголы-операторы
- Конструкции с изъяснительными придаточными
- Средства адресации
- Конструкции с местоимениями и глаголами 2 лица
- Обращения
- Вводные конструкции
- Побудительные конструкции
- Аргументирование
- Порядок расположения в тексте «наиболее сильных аргументов»
- Апелляция к чувствам
- Формирование «речевого образа»
- Риторический стиль
- Стилистические приемы усиления эмоционально-психологического воздействия
- Конструкции с однородными членами.
- Эмоциональное противопоставление
- Приемы второй группы
- Невербальные средства воздействия на аудиторию
- Факторы восприятия политического лидера
- Аппаратчик
- Радикал
- Харизмам
- Легитимист
- Эффект «туннеля»
- Драматизация
- Эффект увеличительного стекла
- Моментальностъ
- Критерии эффективности телевизионного действия
- Телевизионные клипы
- 6.2. Политическая реклама как интегративная агитационно-пропагандистская технология
- Политическая реклама как система политических коммуникаций
- Базовые понятия и определения
- Общие психологические требования к политической рекламе
- Образ лидера в политической рекламе
- Психологическое заражение
- Подражание
- О других методах психологических воздействий
- Специальные виды политической рекламы
- Антиреклама
- Свидетельская или утверждающая политическая реклама
- 6.3. Психологические характеристики политической манипуляции
- Техника формирования доверия и предпочтения политику
- 6.4. Информационно-психологическая безопасность в политических отношениях
- Сущность тайного принуждения, раскрываемая через основные понятия
- 6.5. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга
- Литература