26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
Сознание - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психи-го отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окруж. мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способ-ть создавать обобщенную модель окруж. мира в виде совокупности образов и понятий. С. чел-ка состоит из сознательного и бессознательного. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:1.Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совок-ть знаний об окруж. мире. 2.Различение субъекта и объекта (самосознание, самопознание и самооценка.) 3.Отношения человека к себе и окруж. миру (его чувства, эмоции, переживания). 4.Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). 5.Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). 6.Формирование целей деят-ти (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). Функции сознания:1.Отражательная: С. организует познавательные процессы, организует память.2.Оценочная: С. принимает участие в формир-нии части эмоций и большинства чувств. 3.Креативная: Творчество невозможно без сознания. 4.Рефлексивная: Разновидностью сознания явл-я самосознание- процесс, при помощи кот-го чел-к анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя. 5.Преобразующая: Чел-к сознательно опред-т большинство своих целей и намечает путь к их достижению. 6.Времяобразующая: С. отвечает за формирование целостной временной картины мира, в кот-й есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Уровни ясности сознания: -творческое озарение -вдохновение -ясное сознание -релаксация -пробуждение(засыпание) -апноэбиляция -сомноленция -оглушение -сопор –кома. С. человека- спосо-ть отделения себя от других людей и окруж. среды, адекватного отражения действительности. Социальный аспект сознания - сознание выступает в кач-ве спосо-ти к такой переработке знания, кот-я обеспечивает направленную передачу инфо-ии от одного лица к другому в виде абстрактных символов речи как главного сре-ва межличностной коммуникации. Бессозна́тельное или неосознава́емое- совок-ть слов психи-х процессов, в отношении кот-х отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Все бессознате-ые психи-ие процессы делат на 3 класса: бессознат-е механизмы сознат-х действий, бессознат-е побудители сознательных действий и “надсознательные” процессы. В 1-й класс- бессознательных механизмов сознательных действий- входят три класса: бессознат-ые автоматизмы, бессознат-ые установки, бессознат-е сопровождения сознательных действий. Во 2-й класс- бессознательных побудителей сознательных действий- входят: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. 3-й класс- бессознате-х процессов образуют “надсознательные” процессы. К этой категории относятся проце-ы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. Бессознат-ые процессы имеют свой язык. Этим языком явл-я образы, действия, речевые структуры, лишенные логической последовательности. В мире бессознат-го действует своя логика, диктуемая эмоциями и называемая, поэтому аффективной; На уровне бессознат-о не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Сущ-т бессозна-е ощущения, к кот-м относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Суда относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, кот-е вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных сист-х. Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить.
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.