Анализ использования времени
Вполне возможно, что при первом взгляде на данные, полученные методом «самофотографии», вы удивитесь и даже ужаснетесь тому, как много времени уходит «впустую». Не удивляйтесь, переоценка собственной занятости — явление обычное и расценивается психологами как вполне положительная особенность человеческой психики.
В одной из студенческих стенных газет был юмористически описан распорядок дня среднего студента. Он выглядел так:
7-00 Подъем.
7-30 Подъем.
8-00 Подъем.
9-00 Подъем.
9-30 Подъем.
10-45 Первое окно (прорубается по желанию студента).
12-00 Обед.
12-30 Мертвый час (иногда дома, чаще — на лекции).
16-30 Пришел Вася и попросил денег взаймы до стипендии.
18-00 Вася взял 5 копеек и ушел.
19-00 У входа в общежитие. Светы нет.
20-00 Светы нет.
21-00 Светы нет.
22-00 Света пришла с высоким блондином.
23-00 Вечерние игры и развлечения.
24-00 Выполнение домашнего задания.
25-00 Домашнее задание.
26-00 Задание.
27-00 Отбой.
Смешно? Но самое удивительное, что многие веселящиеся у газеты студенты живут по такому же распорядку (исключая, конечно, 25-е, 26-е, 27-е часы суток), не отдавая себе в том отчета. А, с другой стороны, так ли уж бессмысленно проведено время, потраченное на ожидание Светы и на общение с Васей? Ведь важно и то, чтобы экономия времени не препятствовала личным взаимоотношениям. Более того, чрезмерное сосредоточение внимания на экономии времени может привести к болезненному перенапряжению психики, а то и к срыву. День за днем, постоянно, ежеминутно удерживать в памяти все строгие правила «пользования временем» не только несвойственно человеческой природе, но в некоторых случаях и вредно.
Поэтому не надо тотчас же, получив «самофотографию», стремиться заполнить день «до отказа» делами и перекроить свою жизнь. Каждая трата времени может и должна оцениваться неоднозначно.
Первый вопрос, на который надо ответить самому себе при анализе, это: «Все ли дела, виды занятий, отдыха, развлечений необходимы и имеют смысл?».
Выберите наиболее часто повторяющиеся дела, которые занимают наибольшее количество времени, и попробуйте проанализировать их.
Таблица 2
№ п /п | Вид работы или отдыха | Причина выполнения работы | Необходимость выполнения работы | Способы корректировки временных затрат | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Причины выполнения (3) могут быть сформулированы, например, при подготовке к семинару следующим образом: «для того чтобы успешно учиться» или «... чтобы сдать сессию», «... не получить отрицательную оценку», а, например, при посещении дискотек: «... потому что я там общаюсь с друзьями», «слушаю музыку» или, наконец, просто «мне это нравится».
Проанализировав причины, возможно, что вы сочтете нужным отказаться от бесполезного для вас занятия и в следующей графе (4) отметите, что временные траты на такое дело (вид развлечения, отдыха) неоправданны. Отметьте плюсами и минусами необходимость увеличения или уменьшения количества времени на те виды занятий, которые вы по-прежнему намерены выполнять.
Решение об изменении затрат времени должно быть обосновано вашими собственными потребностями и возможностями, а не тем, как быстро или медленно эту работу выполняют другие. В графе 5 указываются конкретные пути или способы изменения временных затрат, например: изменить форму записей конспектов, овладеть методикой динамического чтения и т. д.
Качественному анализу затрат времени очень помогает ведение дневниковых записей, которыми полезно сопровождать ежедневный учет трудоемкости отдельных видов занятий. Эти записи (так же, как и учет), достаточно делать иногда, например, в течение недели. Такие записи позволяют наиболее полно проанализировать все свои действия и затраты времени и являются как бы средством доверительной беседы с самим собой. Целесообразно записывать в дневник:
события дня, возможные их причины и последствия;
сомнения и предположения;
проблемы, уже решенные и вновь возникшие;
события, оставившие неприятный осадок или чувство вины, пробудившие сомнения в собственных силах, достигнутые цели, радости и приятные моменты;
домашние дела;
ситуации, которые трудно разрешить.
Возможно, что предложение вести дневник покажется странным и несовместимым с идеей экономии времени, с образом современного «делового» человека. Но американские специалисты по управлению убеждают менеджеров не бояться тратить время на дневниковые записи следующим образом: «Если вы хотите получить деньги, вы должны вначале вложить какую-то сумму денег; если вы хотите выиграть время, вы должны прежде затратить личное время на изучение его использования». Логично, не правда ли?
- Самоорганизация студентов первого курса
- Оглавление
- Глава 1 из жизни первокурсника
- Новые условия — новые требования
- Впечатления о первом семестре
- Почему бы не помочь себе?
- Сетование или анализ?
- Изменение или «обнаружение» себя?
- Цена привычки
- О пользе работы в читальном зале и посещения занятий
- Учебное общение
- Сессия, сессия, сессия..
- Поведение на экзаменах
- Глава 2 организация времени
- Другое время?
- Можно ли иметь время?
- Прошлое — настоящее — будущее
- Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
- Почему необходим учет времени
- Техника учета времени Сплошное наблюдение за использованием личного времени
- Учет трудоемкости отдельных видов занятий
- Анализ использования времени
- Планирование или регулирование?
- О важности режима
- О биоритмах
- Распределение дел во времени
- О реализации планов
- Глава 3 работа с книгой
- Общие принципы ознакомления со специальной литературой
- Как подобрать необходимую литературу?
- Где брать литературу?
- Картотека — лишняя забота?
- Что нужно знать для работы с книгой Предварительное ознакомление
- Виды чтения специальной литературы
- Полезные приемы при фиксации информации
- Записи при чтении
- Чтение и общение
- Чтение специальной литературы и отдых
- Конспектирование лекций
- Глава 4 приемы эффективной работы с информацией
- Сосредоточение на чтении
- Подавление регрессий
- Отсутствие внешней и внутренней вокализации (проговаривания)
- Вертикальное движение глаз
- Развитие фотографической зрительной памяти
- Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
- Узнавание
- Запоминание
- Непреднамеренное и преднамеренное запоминание
- 1. Двойная гласно-согласная, замена цифр
- 2. Двойная согласная замена цифр
- 3. Фонетический способ
- 4. Сложный способ зацепок
- Глава 5 принципы грамотного мышления
- Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
- Как не утонуть в море информации?
- Найти проблему
- Мысленные экраны
- Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
- Мыслители и художники
- Возможно ли творчество в обучении?
- Глава 6 оперативная саморегуляция
- Расслабление
- Резиновая игрушка
- Солнечная масса
- Голубое небо
- Приятное прошлое
- Мобилизация
- Самовнушение
- Когда болит голова
- Пример из практики
- Опять об экзаменах
- Воспоминание о будущем
- Послесловие
- Самоорганизация студентов первого курса