25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
Всякая деят-ть сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к псих-м и физии-м силам чел-ка. Если наличная сис-ма сво-в личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деят-ть. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деят-ти. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:1. Это особе-ти, отличающие одного чел-ка от другого.2. Способ-ти служат успешному выполнению деятельности. 3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. Способ-ть – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деят-сти и обеспеч-ий высокие достижения в ней. Каждая способ-ть имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Опорным свойством способ-ти к изобразительной деят-ти будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деят-ти: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма. К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитая образная память.К ведущим свойствам относятся сво-ва художественного творческого воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.Выделяют два уровня развития способ-ей: репродуктивный и творческий. Чел-к, находящийся на 1-ом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деят-тью и осуще-ть ее по предложенному образцу. На 2-ом уровне развития способ-ей чел-к создает новое, оригинальное. Следует выделять виды способностей по их направленности, или специализации. Различают общие и специальные способности. Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых сво-в личности, кот-я обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деят-ти. Под специ-ми способностями понимают такую сис-у сво-в личности, кот-я помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо спец-й области деят-ти. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.