Проблема поиска идентичности в ситуации «текучей современности»
Одной из важных характеристик любой культуры является то, как человек осознаёт себя в ней, с какими ценностями, установками, идеалами себя ассоциирует, кого он включает в общность «Мы», а кого – в общность «Другие». Иными словами, идентичность личности является одной из сущностных черт определённой культуры. В настоящее время вопрос об идентичности личности чаще всего рассматривается в контексте проблемы кризиса идентичности. Как отмечает Ю.А. Шеманов, «мода именно на кризис идентичности является культурным симптомом»1.
В ХХ веке при анализе влияния на человека современной культуры речь прежде всего шла о появлении человека нового типа – человека массы. В его описаниях, которые давались в философских работах начала – середины ХХ века, в первую очередь, отмечались такие черты, как стремление отождествить себя с безличным окружением, быть посредственностью (Х. Ортега-и-Гассет); паралич инициативы, стремление спрятать свою самобытность (Р. Гвардини); чувство собственного превосходства и нежелание считаться с чужими мнениями, гипертрофированное сосредоточение на собственной личности и, в то же время, недостаток личного достоинства (Й. Хёйзинга). Уже в это время отмечается совмещение в человеке массы стремления «быть как все» с крайним индивидуализмом. По сути, «быть как все» и означает исходить из своих интересов и желаний. Во многих работах конца ХХ – начала XXI вв. подчеркивается небывалое распространение принципа индивидуализма в современной жизни. Однако рост индивидуализма стал сопровождаться кризисом личностной идентичности. Это определяется спецификой современности.
При анализе социокультурной ситуации нашей эпохи выделяются в качестве главных такие её черты, как мобильность, непрерывный процесс модернизации, её несопоставимая с прошлым временем сложность, запутанность, неоднозначность. Не случайно она получила название «текучей современности», а одной из ключевых метафор, описывающих её суть, стал образ лабиринта.
Кроме того, ещё одной отличительной чертой становится процесс индивидуализации всей жизни людей. Как отмечает У. Бек, с совокупностью всех видов мобильности (социальной, географической, повседневной) связаны изменения в индивидуализации применительно к разного рода отношениям: семейным и профессиональным, дружеским и производственным, а также к привязанностям к определённой культуре и ландшафту. «Жизненные пути людей обретают самостоятельность относительно условий и связей, из которых они вышли или в которые входят заново, и наделяются собственной реальностью, которая переживается людьми как личная судьба»2. Идентичность человека перестаёт быть зависимой от принадлежности к классу, социальной статусной группе или же этничности, как это было раньше. Индивид сам должен её активно конструировать. Теперь только на самого индивида возлагается ответственность за собственную жизнь, за свои успехи и неудачи. Тем не менее, это не означает, что человек может реально уберечь себя от неприятностей. Общество продолжает создавать противоречия и ситуации риска, индивидуализация распространяется лишь на необходимость справляться с ними.
Однако не только указанные черты современной культуры влияют на процесс определения личной идентичности, на выбор ориентаций и идеалов. Задача выбора ценностей в современном, динамичном обществе приобретает особую сложность в связи многообразием, неопределенностью и неустойчивостью ценностных ориентаций. В социокультурной реальности, ориентированной на непрерывную модернизацию, происходит процесс постоянного пересмотра традиций, сложившихся норм и одновременно созданием новых требований к индивиду. Это ведёт к возникновению такого состояния духовной сферы, которое Ж. Бодрийар охарактеризовал как «диффузию ценностей». В результате постоянного дробления, рассеивания, распространения ценностей само понятие ценности, по сути, оказывается уже невозможным. «Мы сталкиваемся с ситуацией, – отмечает Ж. Бодрийар, – аналогичной той, что имеет место в физике микромира: провести расчеты в терминах прекрасного или безобразного, истинного или ложного, доброго или злого так же невозможно, как вычислить одновременно скорость частицы и ее положение в пространстве. Добро не располагается более по ту сторону зла, ничто не имеет определенного положения в системе абсцисс и ординат»3. О неоднозначности ценностей в современной культуре говорят и другие исследователи. В частности, В.И. Самохвалова пишет: «Если раньше основными аттракторами культуры были образы гармонии, порядка, жизни, красоты, здоровья, нормы, то теперь это, соответственно, образы дисгармонии, хаоса, смерти, безобразия, патологии, аномалии»4. Исчезновение границ ценностных смыслов, их смешение ведёт к духовному хаосу и, соответственно, будет сказываться и на выборе линии поведения индивида, на его конкретных действиях. Поэтому не случайно, что в большом количестве научных и публицистических работ современное состояние общества характеризуется как аномийное.
Однако указанное многообразие ценностных ориентаций может вести не только к аномии, но и ставит человека в особую ситуацию выбора. Этот выбор сложен прежде всего тем, что, когда общепризнанных и безусловных авторитетов уже нет, это – выбор целей, а не средств. Как отмечает З. Бауман, вопрос целей «становится открытым и обречён быть причиной бесконечных мучений и источником значительных сомнений, подрывая уверенность в себе и порождая нервирующее чувство неослабной нерешительности и, следовательно, состояние постоянной тревоги»5. Когда индивиду говорят о том, что все зависит только от него, от его способностей, от его решения, то тогда легко потеряться в этой бесконечности возможностей и значительная часть жизни уйдет в поисках целей, а не средств. Поэтому, по мысли З. Баумана, человеку придётся сначала понять, что он может делать, каковы его способности, затем постараться развить данные способности как можно более полно и только потом выбрать цели, к которым их можно применить наиболее эффективно. Но этот процесс по сути своей бесконечен и не линеен. Человек оказывается в состоянии принципиальной незавершенности и неполноты. Так, например, для достижения успешной карьеры индивиду нужно не только получить определённое образование, но также постоянно поддерживать свои знания на должном уровне, следить за всеми достижениями в своей профессиональной области. «Быть современным стало означать, как это значит сегодня, неспособность останавливаться и тем более стоять на месте <…>; это также означает иметь индивидуальность, которая может существовать лишь как нереализованный проект»6, – отмечает Бауман.
Кроме того, разнообразие ценностный ориентаций и кажущаяся бесконечность возможностей может вести к ситуации определённого безразличия и пресыщения. Подобное состояние формирует «логику супермаркета», которая предполагает «распыление желаний; человек супермаркета органически не может быть человеком единой воли, единого желания. Отсюда и некоторое снижение интенсивности желаний у современного человека»7, – подмечает М. Уэльбек. Французский писатель даёт точный образ современности – «мир как супермаркет». Действительно, когда перед человеком разворачивается всё многообразие ценностей и, казалось бы, все доступно, только протяни руку и положи в «свою корзину», то легко поддаться искушению брать всё подряд. Но тогда очень трудно решить, что же нужно и важно по-настоящему. Индивид теряется среди всего этого изобилия, сам он оказывается уже не в состоянии принять решение, что вновь порождает тревогу и ощущение неопределённости. Поэтому справедливо замечание, что «отчаяние потребителей исходит из изобилия, а не из недостатка вариантов выбора»8. Не удивительно в таком случае, что человек обращается за подсказкой. Роль такой подсказки в современной культуре играют реклама и средства массовой информации. Зачастую именно они задают и формируют желания и интересы человека. Суть таких желаний – потребление, обладание. Более того, желаемое должно быть получено сейчас, в данный момент, отсрочка и ожидание не вписываются в современный ритм жизни. «Надо жить сегодняшним днем!», «Приобретайте сейчас, платите потом!» – такие лозунги становятся актуальными для общества потребления.
Мир превращается в огромный гипермаркет, где индивид не только покупатель, но и товар. Там, где всё покупается и обладает меновой стоимостью, личные, индивидуальные качества и способности допустимы, только если их можно «подсчитать». Такое нивелирование и ранжирование распространяется на те области, где раньше ценилась уникальность и неповторимость. Например, на место разнообразия представлений о красоте приходят некие общие безликие идеалы, включающие определённые формулы и «правильные» параметры телосложения. Интеллектуальные способности тоже теперь поддаются подсчёту с помощью разнообразных тестов. «Подсчитайте свой уровень IQ!» – призывает очередная реклама. Но в мире, где господствуют тесты, какова возможность проявиться гению? Значимость, «успешность» человека в обществе всеобщего потребления также поддается цифровому выражению и определяется тем, сколько он зарабатывает.
Главным ориентиром в идентификации человека становится то, что он «имеет». В таком случае вполне закономерно, что деятельность его будет направлена, прежде всего, на дальнейшее приобретение материальных благ. Характер потребления становится показателем статуса и престижа. Поэтому не случайно исследователи фиксируют появление и распространение такого феномена, как шопинг-культура. Шопинг становится важной частью повседневной жизни человека. Более того, как отмечают социологи, шопинг влияет на формирование социальной структуры, в частности, в молодежной среде: «Люди дифференцируются по частоте походов по магазинам, по их набору, отношению к этой деятельности (по шкале “надо – хочу”), её место в континууме “свободное – необходимое время”. Здесь выбираются маркеры социальной идентичности (стиль, марка, цена товара, название магазина)»9. Товары, включаемые в сферу шопинга, приобретают, в первую очередь, символическое, а не утилитарное значение. Роль шопинга в современном социокультурном мире обусловлена во многом тем, что человек в ситуации мира-гипермаркета должен зримо воплощать свою успешность. Поэтому он стремится демонстрировать свою «современность» через соответствие моде сегодняшнего дня и постоянно «обновляется» через изменение своего гардероба, аксессуаров, техники и т.д. Таким образом, самореализация индивида реализуется через самопрезентацию. В то же время, чтобы приобрести нужную, «знаковую» вещь, данный человек должен быть в курсе модных тенденций. В обратном случае, «отстав от моды», он будет чувствовать себя символически бедным. В результате «самая нужная компетентность в нашем мире мнимых бесконечных целей – это компетентность опытного и неутомимого покупателя»10. В мире потребления возникает конкуренция не только производителей, но и потребителей. Консьюмеристу нужно, с одной стороны, «быть не хуже других», а с другой, всё же не сливаться с толпой.
Мы видим, что потребление является одним из конструкторов личной идентичности. Однако оно может не только диктовать, навязывать, внушать некий образ индивиду, но и послужить толчком к началу обратной реакции. Примером последней служит дауншифтинг (англ. downshifting – замедление или ослабление какого-то процесса). Дауншифтинг появился на Западе во второй половине прошлого века. Его суть описывают как «отказ от чужих целей», например, от карьеры, материального благополучия; как обращение к «простой жизни», стремление к покою. Это явление может принимать разные формы: смена места жительства вплоть до отъезда в другие страны (чаще всего, в восточные), экологическое движение и др. Отношение к дауншифтингу и его оценки весьма разнообразны. Кто-то видит в нём реакцию на пресыщение благами современного общества потребления и расценивает как возвращение к себе, к своим желаниям и мечтам. Кто-то же характеризует дауншифтинг как крайнее проявление эгоизма и индивидуализма. Но, так или иначе, это явление тоже становится способом найти себя, поиском своей идентичности.
Итак, социокультурная реальность такова, что человек оказывается в противоречивых и неоднозначных условиях выбора собственной идентичности. С одной стороны, развитие процесса индивидуализации, а с другой – господство установок общества потребления. С одной стороны, присутствует ценностный плюрализм, выражающийся в сосуществовании разных, порой противоречащих друг другу, идеалов, в размытости и взаимопроникновении ценностных ориентаций, а с другой – доминирование тех ценностей и образцов, которые распространяются массовой культурой. И ко всему этому добавляется требование быть всегда мобильным, подвижным, «современным». В таких условиях, действительно, идентичность личности может оказаться только «проектом».
Список литературы:
1. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М.: Академический проект, 2007. С. 26.
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 115.
3. Бодрийар Ж. Фантомы современности // Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007. С. 244.
4. Самохвалова В.И. Творчество: божественный дар; космический принцип; родовая идентичность человека. М.: РУДН, 2007. С. 521.
5. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. С. 68
6. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. С. 36.
7. Уэльбек М. Мир как супермаркет. М.: Издательство «Ад Марганем», 2004. С. 67.
8. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. С. 71.
9. Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. СПб.: Интерсоцис, 2007. С. 301.
10. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. С. 82.
Пармёнов А. А. (ПГУ, Пенза)
- Вестник Пензенского отделения
- Москва-Пенза
- Содержание
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной
- Мясникова о. А. Становление личности, достойной счастья:
- Кантовская логика природы………………………………………… 145
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии
- И спорта
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной
- Раздел 5. Наши гости
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Раздел 7. Философская публицистика
- Приветствие Председателя Правительства Пензенской области
- А. И. Черницов Приветствие главного спонсора − «МегаФон-Поволжье»
- Приветственное слово директора филиала ргсу в Пензе
- Предисловие главного редактора
- Раздел 1. Старейшие ученые Пензы
- 25 Столетий науки о языке
- О периодизации истории языкознания
- 9. Подступы к сравнительно-историческому языкознанию
- Знание, нравственность, наука
- Раздел 2. Философские вопросы истории и современной культуры
- «Нравы», «нравственность» в россии и необходимая ложь (историко-понятийный анализ)
- О последней задаче человечества
- Что делать с культурным наследием, в частности, с философским?
- Миф как экзистенциально-архетипичное начало человеческого мышления
- Гуманитарные ценности в современном обществе
- Проблема поиска идентичности в ситуации «текучей современности»
- Проблемы формирования политической культуры личности в настоящее время
- Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса
- Путешествие как способ духовного бытия и преображения человека
- Категория коммюнотарности в позднем творчестве н. А. Бердяева и трансцендентальная теория диалога э. Левинаса
- Социально-психологический аспект изучения истории в работах ипполита тэна
- Понимание иноверца в философии рабиндраната тагора
- Влияние информационного общества на мироощущение городского и сельского жителя россии (социокультурный аспект)
- Становление личности, достойной счастья: кантовская логика природы
- Раздел 3. Философские проблемы естествознания, психологии и спорта
- Денисенко н. Н. (паии, Пенза),
- Ильина н. Л. (пгпу, Пенза)
- Космобиоритмология и новое время
- Формирование философского мышления посредством химических дисциплин
- Современный спорт как состязание биотехнологий
- Развитие полифонического мышления – условие существования человека XXI века
- Формирование Философского мышления с точки зрения Биофизиологии
- Правда клятвы гиппократа раскрывается через заповеди христа
- Раздел 4. Философские вопросы социологии и социальной работы
- Определение сущности и основных проблем философии социальной работы
- Социальная помощь в классовом обществе или волки и овцы воейкова
- Культура информационного общества и человеческая природа
- Проблема развития социальной помощи терминальным больным в современном российском обществе
- Аксиологический аспект профессионального самоопределения личности
- Социально-философский аспект исследования проблем адаптации студентов к обучению в вузе
- Социально-культурное формирование потребности у населения к интеллектуальным телепередачам
- Раздел 5. Наши гости
- О смысле и суде истории
- Множество философских языков: проблема взаимопонимания философов
- Категориальный анализ иррационального в философии с. Франка
- Раздел 6. Студенческий дебют
- Взгляд на суфизм
- Раздел 7. Философская публицистика
- Докризисные и антикризисные тезисы (с оглядкой на канта)
- § 1. До кризиса о свободе и интеллигенции
- § 2. До кризиса о религии и правах человека
- § 3. Философия как антикризисная интеллектуальная терапия −
- Философствование без границ, или симулякр?
- С.Я. Маршак
- Ибо истина скрывается в заУмии
- Образование в россии