3. Некоторые педагогические аспекты проблемы общения
Категория «общение» является ключевой не только для социально-психологических, но и для педагогики. При широком понимании общения как совокупности всех видов и форм межличностного отражения, оно во многом совпадает с понятием «воспитание». Со стороны своего социльно-психологического обеспечения воспитание представляет собой специально организованное программированное общение, воспитателей и воспитуемых (педагогическое общение, с одной стороны, и воспитуемых между собой (внутриколлективное общение)—с другой. При этом следует учитывать, что в качестве воспитателей здесь могут выступать не только родители и учителя, но и все те люди, социальной функцией которых является воздействие (в широком плане) на других: руководство, пропаганда и т. д. Точно так же в роли «воспитуемых» могут выступать рядовые члены коллектива, студенты, аудитория пропагандистского воздействия и т. д. В. связи с этим подчеркнем, что в компетенцию возрастной и педагогической социальной психологии входят не только проблемы дошкольных и школьных возрастов и воспитательных коллективов, но и производственных и всяких иных коллективов (творческих, культуры и т. д.), поскольку и в субординационные (по вертикали) и в координационные (по горизонтали), межличностные взаимодействия человек вовлечен на протяжении всего своего жизненного пути.
Для решения конкретных теоретических и прикладных психолого-педагогических проблем оказалось необходимым осуществить такую операционализацию понятия «общение», которая позволила подойти к его экспериментальному изучению и практическому использованию. Для нас особенно существенным было различение понятий «взаимоотношениями «общение» как внутреннего и внешнего компонентов межличностного взаимодействия. Взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, особая психологическая реальность, содержанием которой являются те образы, мысли и чувства, которые возникают в результате взаимного межличностного отражения. Общение - это те информационные, эмоциональные или предметные поведенческие акты, в процессе, которых актуализируются, видоизменяются и развиваются межличностные отношения.
Не затрагивая в этой статье проблем содержания межличностных взаимодействий внутри коллектива отметим лишь два следствия, которые вытекают из проведенного различения.
Во-первых, оно позволяет разграничить (а, следовательно, и спланировать) две основные стратегии педагогического воздействия на внутригрупповые межличностные взаимодействия:
1) управление общением через изменение взаимоотношений;
2) управление взаимоотношениями через посредство целенаправленной организации совместной деятельности, организации общения. При этом, разумеется, каждый из обозначенных путей требует специфических педагогических средств.
Во вторых различение понятий «взаимоотношения» и «общение» дает возможность произвести по этому дает возможность произвести по этому признаку четкую классификацию методов исследования межличностных взаимодействий и адекватно истолковать полученные результаты. Информацию о взаимоотношениях в группах и коллективах дают методы, выявляющие такие внутренние состояния испытуемых, как установки, ценностные ориентации, межличностные оценки и т.д. Это социометрические, аутосоциометрические опросы, различного рода оценочные шкалы, приемы ранжирования и сортировки признаков и пр. Данные о непосредственном общении можно получить с помощью экспериментальных приемов, основанных на регистрации актов реального взаимодействия, как самовозникающих, так и вызванных исследователем: объективное наблюдение, разнообразные экспериментальные приемы, разработанные в лаборатории Л.И.Уманского.
Разумеется, на основании информации об отношениях должно предвидеть общение между людьми, а зафиксировав определенные акты общения, мы вправе предположить существование тех или иных взаимоотношений. Но поскольку внутренние состояния (отношения) и внешние акты поведения (общение) далеко не всегда однозначно и прямо соответствуют друг другу, то и первое и второе пока всего лишь более или менее достоверные гипотезы, которые нуждаются в дальнейшей проверке.
Различные взаимоотношений и общения позволяет дефференцированно изучать две основные подсистемы межличностного взаимодействия: подсистему общения и подсистему взаимоотношений каждая, из которых обладает своей статусно-ролевой структурой. Отсюда следуют весьма существенные выводы прикладного характера. Приведем только один пример. Иногда на основе результатов, полученных посредством опросных методов, которые, как следует из вышеизложенного, фактически выявляют структуру взаимоотношений, психологи и социологи-практики опрометчиво выдают рекомендации, касающиеся реального общения, хотя последнее фактически не изучалось. Так, нередко смешивается понятие «наиболее предпочитаемый член группы (коллектива)» социометрическая «звезда» и понятие «лидер». В этом случае не учитывается, что «звёздность» — феномен подсистемы взаимоотношений — требует от личности иного «набора» качеств по сравнению с «лидерство», которое функционирует как элемент подструктуры общения. Следовательно, нельзя безоговорочно рекомендовать или не рекомендовать работника на роль руководителя первичного коллектива лишь на основе учета его положения в подсистеме межличностных отношений.
Подсистемы отношений и общения необходимо различать и при анализе межличностного взаимодействия в системе: учитель — ученика «руководитель - подчиненный» и т. д. Фактически здесь всегда осуществляется сложное переплетение стиля отношения, в котором представлено типичное для данной личности внутреннее состояние, вызываемое объектами педагогических (в широком смысле) воздействий, и стиля руководства, который реализуется в характерных для личности поведенческих актах. Отсюда следуют важные практические выводы, - касающиеся не только анализа деятельности уже действующих, но и содержания и методов подготовки, будущих учителей и руководителей к межличностному взаимодействию, с одной стороны, и путей его оптимизации—с другой. Совершенно ясно, что здесь необходимо решать две взаимосвязанные, но все же достаточно различные задачи, требующие различных методов реализации: 1) задачу формирования у будущих учителей (руководителей) социально ценных позитивных установок личности, (вправленных на воспитанников; 2) задачу выработки у них адекватных поведенческих актов непосредственного воздействия на них.
Для осуществления поставленных задач необходимо во многом изменить существующую концепцию подготовки будущих воспитателей (руководителей), которых, с нашей точки зрения, необходимо готовят не только как учителей-предметников или инженеров определенного, профиля, но и как специалистов по меж что требует введения ные планы соответствующих учебных заведений теоретических курсов социальной психологии и практикумов по межличностному общению. Существенной частью .такой подготовки должно стать формирование у будущих учителей и руководителей социально-психологической наблюдательности (СПН), под которой понимается , способность к адекватному отражению и прогнозированию основных характеристик внутригрупповых межличностных взаимоотношений. Методы ее измерения как особого аспекта социально-психологической перцепции - разработаны в наших исследованиях.
Необходимость специфических усилий в указанной области связана, во-первых, с тем, что, как показали специальные исследования, от уровня социально-психологической наблюдательности руководителя во многом зависит успешность его деятельности, и, во-вторых, с установленным нами феноменом динамической вариоструктуры внутригрупповых отношений, который заключается в том, что каждый учитель (руководитель), создавая в своем сознании модель структуры внутригрупповых межличностных взаимодействий, воспроизводит тот ее вариант, который возник в результате его собственной организационно-оценочной деятельности. Таким образом, учитель (руководитель) фактически ориентируется не на реально существующую относительно стабильную структуру взаимоотношений, а лишь, на ее определенный аспект, который представляется ему единственно возможным. Это создает ряд трудностей, которые можно преодолеть, если специально вооружить руководителя (учителя) объективными методами изучения межличностного взаимодействия.
Мы коснулись здесь лишь некоторых прикладных проблем возрастной и педагогической психологии. Думается, что главные выводы, которые следуют из этого очерка, заключаются в том, что эти социально-психологические дисциплины, которые уже обрели свой предмет и методы, должны найти достойное место не только в системе психологической подготовки будущих руководителей и учителей, но и в структуре государственной-психологической службы, необходимость создания которой , а нашей стране давно назрела.
- Кафедра психологии хрестоматия
- Тобольск 2003
- Раздел 1. Предмет и задачи социальной психологии. 5
- Глава 1. Прикладные проблемы социальной психологии. 5
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. 13
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения 88
- Раздел 3. Социальная психология группы 101
- Глава 1. Малая группа и её структурная организация 101
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. Грановская p.M., Никольская и.М. Законы межэтнических отношений
- Грановская p.M., Никольская и.М. Этноцентризм
- Баев а. В. Национально-психологические особенности греков
- Чимитова с.Ц., Бадмаева з.Б. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской моложёжи
- Результаты исследования восприятия группы (%)
- Направленность личности бурята
- Фетисов и. В. Национальная психология и политика
- Крысько в. Г. Союз наук в развитии этнической психологии
- Мосейко а.Н к проблеме национального характера
- А. Р. Ратинов социально-психологические аспекты юридической теории и практики
- 1. О нормативно-правовой регуляции поведения
- 2. Особенности общения в уголовном судопроизводстве
- С.К.Рощин «психология и право»: некоторые специфические вопросы психологии управления в сша
- В методологический арсенал складывающейся дисциплины в настоящее время входят современные концепции б. Ф. Скиппера и его учеников н. Айлона и г. Лзрииа; г. Лйзепка,
- 1. Психология управления в полицейских органах сша
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Н. В. Кучевская проблемы социально-психологического исследования сферы обслуживания
- Я.Л. Коломенский возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания
- 1. О предмете возрастной и педагогической психологии
- 2. Педагогические проблемы изучения контактных групп и коллективов
- 3. Некоторые педагогические аспекты проблемы общения
- Н. Ф. Феденко актуальные проблемы военной социальной психологии
- 1. Развитие социальной военной психологии
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Дьяченко м.И. Психология народов
- Шиверских а.А. Этнопсихологическая характеристика политического ритуала
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения в. Лабунская о «практичности» социальной психологии невербального общения.
- А.Г.Чернявская семейный деспот
- Карен Хорни отношения полов
- Невротическая потребность в любви
- Г.Келли две функции референтных групп
- 1. Современное использование понятия «референтная группа»
- 2. Две функции референтной группы
- 3. Выводы
- Лидерство
- Г.Келли, Дж. Тибо межличностные отношения. Теория взаимозависимости.
- В.М. Бехтерев внушение и толпа
- Моляко b.A. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы)