logo
хрестоматия по соц псих

3. Некоторые педагогические аспекты проблемы общения

Категория «общение» является ключевой не только для социально-психологических, но и для педагогики. При широком понимании общения как совокупности всех видов и форм межличностного отражения, оно во многом совпадает с понятием «воспитание». Со стороны своего социльно-психологического обеспечения воспитание представляет собой специально организованное программированное общение, воспитателей и воспитуемых (педагогическое общение, с одной сторо­ны, и воспитуемых между собой (внутриколлективное обще­ние)—с другой. При этом следует учитывать, что в качестве воспитателей здесь могут выступать не только родители и учи­теля, но и все те люди, социальной функцией которых является воздействие (в широком плане) на других: руководство, про­паганда и т. д. Точно так же в роли «воспитуемых» могут выступать рядовые члены коллектива, студенты, аудитория пропагандистского воздействия и т. д. В. связи с этим подчерк­нем, что в компетенцию возрастной и педагогической социаль­ной психологии входят не только проблемы дошкольных и школьных возрастов и воспитательных коллективов, но и производственных и всяких иных коллективов (творческих, культуры и т. д.), поскольку и в субординационные (по вертикали) и в координационные (по горизонтали), межличностные взаи­модействия человек вовлечен на протяжении всего своего жизненного пути.

Для решения конкретных теоретических и прикладных психолого-педагогических проблем оказалось необходимым осуществить такую операционализацию понятия «общение», которая позволила подойти к его экспериментальному изучению и прак­тическому использованию. Для нас особенно существенным было различение понятий «взаимоотношениями «общение» как внут­реннего и внешнего компонентов межличностного взаимодейст­вия. Взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, особая психологическая реальность, содер­жанием которой являются те образы, мысли и чувства, которые возникают в результате взаимного межличностного отражения. Общение - это те информационные, эмоциональные или пред­метные поведенческие акты, в процессе, которых актуализируются, видоизменяются и развиваются межличностные отношения.

Не затрагивая в этой статье проблем содержания межлич­ностных взаимодействий внутри коллектива отметим лишь два следствия, которые вытекают из проведенного различения.

Во-первых, оно позволяет разграничить (а, следовательно, и спланировать) две основные стратегии педагогического воз­действия на внутригрупповые межличностные взаимодействия:

1) управление общением через изменение взаимоотношений;

2) управление взаимоотношениями через посредство целенаправленной организации совместной деятельности, организации общения. При этом, разумеется, каждый из обозначенных путей требует специфических педагогических средств.

Во вторых различение понятий «взаимоотношения» и «общение» дает возможность произвести по этому дает возможность произвести по этому признаку четкую классификацию методов исследования межличностных взаимо­действий и адекватно истолковать полученные результаты. Ин­формацию о взаимоотношениях в группах и коллективах дают методы, выявляющие такие внутренние состояния испытуемых, как установки, ценностные ориентации, межличностные оценки и т.д. Это социометрические, аутосоциометрические опросы, различного рода оценочные шкалы, приемы ранжирования и сортировки признаков и пр. Данные о непосредственном обще­нии можно получить с помощью экспериментальных приемов, основанных на регистрации актов реального взаимодействия, как самовозникающих, так и вызванных исследователем: объ­ективное наблюдение, разнообразные экспериментальные приемы, разработанные в лаборатории Л.И.Уманского.

Разумеется, на основании информации об отношениях должно предвидеть общение между людьми, а зафиксировав определен­ные акты общения, мы вправе предположить существование тех или иных взаимоотношений. Но поскольку внутренние со­стояния (отношения) и внешние акты поведения (общение) да­леко не всегда однозначно и прямо соответствуют друг другу, то и первое и второе пока всего лишь более или менее досто­верные гипотезы, которые нуждаются в дальнейшей проверке.

Различные взаимоотношений и общения позволяет дефференцированно изучать две основные подсистемы межличностного взаимодействия: подсистему общения и подсистему взаимоотношений каждая, из которых обладает своей статусно-ролевой структурой. Отсюда следуют весьма существенные выводы прикладного характера. Приведем только один пример. Иногда на основе результатов, полученных посредством опросных мето­дов, которые, как следует из вышеизложенного, фактически выявляют структуру взаимоотношений, психологи и социологи-практики опрометчиво выдают рекомендации, касающиеся реаль­ного общения, хотя последнее фактически не изучалось. Так, нередко смешивается понятие «наиболее предпочитаемый член группы (коллектива)» социометрическая «звезда» и понятие «лидер». В этом случае не учитывается, что «звёздность» — феномен подсистемы взаимоотношений — требует от личности иного «набора» качеств по сравнению с «лидерство», которое функционирует как элемент подструктуры общения. Следова­тельно, нельзя безоговорочно рекомендовать или не рекомендо­вать работника на роль руководителя первичного коллектива лишь на основе учета его положения в подсистеме межлично­стных отношений.

Подсистемы отношений и общения необходимо различать и при анализе межличностного взаимодействия в системе: учитель — ученика «руководитель - подчиненный» и т. д. Факти­чески здесь всегда осуществляется сложное переплетение стиля отношения, в котором представлено типичное для данной лич­ности внутреннее состояние, вызываемое объектами педагоги­ческих (в широком смысле) воздействий, и стиля руководства, который реализуется в характерных для личности поведенче­ских актах. Отсюда следуют важные практические выводы, - касающиеся не только анализа деятельности уже действующих, но и содержания и методов подготовки, будущих учителей и руководителей к межличностному взаимодействию, с одной сто­роны, и путей его оптимизации—с другой. Совершенно ясно, что здесь необходимо решать две взаимосвязанные, но все же достаточно различные задачи, требующие различных методов реализации: 1) задачу формирования у будущих учителей (ру­ководителей) социально ценных позитивных установок личности, (вправленных на воспитанников; 2) задачу выработки у них адекватных поведенческих актов непосредственного воздействия на них.

Для осуществления поставленных задач необходимо во многом изменить существующую концепцию подготовки будущих воспитателей (руководителей), которых, с нашей точки зрения, необходимо готовят не только как учителей-предметников или инженеров определенного, профиля, но и как специалистов по меж что требует введения ные планы соответствующих учебных заведений теоретических курсов социальной психологии и практикумов по межличностному общению. Существенной частью .такой подготовки должно стать формирование у будущих учителей и руководителей со­циально-психологической наблюдательности (СПН), под кото­рой понимается , способность к адекватному отражению и прогнозированию основных характеристик внутригрупповых межличностных взаимоотношений. Методы ее измерения как особого аспекта социально-психологической перцепции - разра­ботаны в наших исследованиях.

Необходимость специфических усилий в указанной области связана, во-первых, с тем, что, как показали специальные ис­следования, от уровня социально-психологической наблюдатель­ности руководителя во многом зависит успешность его деятель­ности, и, во-вторых, с установленным нами феноменом динамической вариоструктуры внутригрупповых отношений, который заключается в том, что каждый учитель (руководитель), созда­вая в своем сознании модель структуры внутригрупповых меж­личностных взаимодействий, воспроизводит тот ее вариант, который возник в результате его собственной организационно-оценочной деятельности. Таким образом, учитель (руководитель) фактически ориентируется не на реально существующую относительно стабильную структуру взаимоотношений, а лишь, на ее определенный аспект, который представляется ему единственно возможным. Это создает ряд трудностей, которые можно преодолеть, если специально вооружить руководителя (учителя) объективными методами изучения межличностного взаимодействия.

Мы коснулись здесь лишь некоторых прикладных проблем возрастной и педагогической психологии. Думается, что главные выводы, которые следуют из этого очерка, заключаются в том, что эти социально-психологические дисциплины, которые уже обрели свой предмет и методы, должны найти достойное место не только в системе психологической подготовки будущих руководителей и учителей, но и в структуре государственной-психологической службы, необходимость создания которой , а нашей стране давно назрела.