logo
хрестоматия по соц псих

1. Современное использование понятия «референтная группа»

Понятие «референтная группа» используется для обозначения двух . видов отношений между индивидом и группой. Во-первых, это понятие используется для обозначения группы, которая мотивирует индивида быть принятым в ней. Для этого он поддерживает свои социальные установки в соответствии с тем, что, на его взгляд, считается общепринятым в группе. Здесь подразумевается, что члены референтной группы наблюдают за этим индивидом и оценивают его.

Пример такого использования понятия «референтная группу» можно найти у Мертона в его новой интерпретации соответствую­щего материала, который содержится в двух томах исследования «Американский солдат», подготовленного исследовательским сек­тором отдела информации и образования Военного департамента (Стауффер и др., 1949).

Пример I. Был проведен опрос трех выборок солдат, в ходе которого выяснилось их желание участвовать в боевых действиях. Первая группа состояла из новичков, служивших в подразде­лениях, целиком состоявших из новобранцев. Втора.я группа сос­тояла из новичков, явившихся пополнением в подразделениях фронтовиков, уже участвовавших в боевых действиях. Третью группу составляли сами фронтовики в вышеуказанных подразделениях. Согласно ранее полученным данным, фронтовики считали, что «бой — это ад», у них было ярко выражено групповое чувство против тенденции восхваления боя. При сравнении этих групп выяснилось, что если в первой группе подразделений новобранцев 45% всего состава были «готовы вступить в зону непосредствен­ных боевых действий», то в группе фронтовиков таких людей насчитывалось лишь 15%. Важным фактом для наших целей явилось то, что новобранцы, попавшие в подразделение фронтовиков, заняли промежуточное положение между двумя вышеупомянутыми группами. 28% из них выразили готовность участвовать в боевых действиях. Выяснилось, что в этом и других вопросах новобранцы восприняли в определенной мере социальные установки фронто­виков. Мертон следующим образом интерпретирует эти результаты.

«Наша гипотеза, основанная на теории референтной группы, должна была сводиться к ожиданию того, что новобранцы, стремив­шиеся присоединиться к авторитетному и влиятельному слою фрон­товиков, изменяют свои гражданские оценки в сторону приближения к более суровым ценностным установкам фронтовиков. Для ново­бранцев предполагаемая функция усвоения ими ценностных уста­новок фронтовиков заключается в том, чтобы их с большей готов­ностью приняла группа с более высоким статусом в ситуации, когда пополнение из новобранцев является подчиненной группой ц не может претендовать на признанный престиж» (Мертон и Китт, 1950, с. 76).

Использование понятия «референтная группа» у Ньюкома попа­дает под эту категорию. Считается, что другие люди состав­ляют для индивида референтную группу, если на его установки воздействует набор норм, которые он воспринимает от них. Мотивационные аспекты данного употребления термина «референтная группа» подчеркивается тем, что Ньюком выделяет различие между позитивными и негативными референтными группами. Под позитив­ной референтной группой понимается такая группа, которая моти­вирует индивида быть принятым в этой группе и добиться к себе отношения как к члену группы. Негативной референтной группой называется- такая группа, которая мотивирует индивида высту­пать против нее или в которой он не хочет отношения к себе как к члену группы. Шериф также использует термин «референтная группа» в этом смысле. Он подчеркивает стремление индивида сохранить свое положение в референтной группе и указывает, что нормы референтной группы превращаются в социальные уста­новки индивида.

Второе употребление термина «референтная группа» связано с обозначением группы, которую индивид использует как точку соотнесения (эталон) при оценке себя и других. Примеры такого употребления термина можно найти в работе Хаймана, посвящен­ной «психологии статуса».

Пример 2. Определяя статус как относительную позицию индивидов, Хайман указывает, что представление индивида о своей собственной позиции зависит от того, с кем он себя при этом соотносит. Эти лица, с которыми индивид сравнивает себя, оценивая свой собственный статус, составляют для него рефе­рентную группу. Хайман показывает, как изменения в оценке соб­ственного статуса могут быть вызваны качественным изменением референтной группы, которую он использует. Например, испытуемых вначале просили назвать, какая часть всего взрослого населения сша занимает более низкий экономический статус, чем испытуе­мые, Эта оценка была, затем сравнена с оценкой тех же испы­туемых по вопросу, какая часть людей их профессии занимает более низкий экономический статус, чем испытуемые.

В подобного рода примерах любая оценка индивида самой референтной группой совершенно не имеет значения. Группа может стать референтной потому, что другие лица сравнивают с ней индивида. Хаймаи приводит следующий пример.

Пример 3. Если женщина идет работать манекенщицей и решающим является ее физическая привлекательность, то здесь. Не имеет значения, как воспринимают эту внешнюю привлекательность ее друзья, африканские женщины и т. д. Референтная группа в данной ситуации будет состоять из уже имеющихся мане­кенщиц. Иначе говоря, референтной группой в данном случае будет та группа, с которой эту женщину будут сравнивать ее наниматели.

Если в предыдущих примерах референтная группа — это группа людей, к которой индивид принадлежит сам, то в одном из при­меров Мертона дело обстоит по другому.

Пример 4. Опрос, американских солдат, находившихся за гра­ницей, которые не участвовали в боях, показал более высокую удовлетворенность своей судьбой, чем это ожидалось. В данном случае, вероятно, внешняя, нечленская, группа являлась рефе­рентной.

Как у Хаймана, так и у Мертона референтная группа исполь­зуется для самооценки. Однако, вероятно, нет оснований для того, чтобы не считать референтными группами и те группы, которые используются для оценки других людей. Фактически, по всей вероятности, референтная группа, используемая для само­оценки, будет часто использоваться и для оценки других.