1. Современное использование понятия «референтная группа»
Понятие «референтная группа» используется для обозначения двух . видов отношений между индивидом и группой. Во-первых, это понятие используется для обозначения группы, которая мотивирует индивида быть принятым в ней. Для этого он поддерживает свои социальные установки в соответствии с тем, что, на его взгляд, считается общепринятым в группе. Здесь подразумевается, что члены референтной группы наблюдают за этим индивидом и оценивают его.
Пример такого использования понятия «референтная группу» можно найти у Мертона в его новой интерпретации соответствующего материала, который содержится в двух томах исследования «Американский солдат», подготовленного исследовательским сектором отдела информации и образования Военного департамента (Стауффер и др., 1949).
Пример I. Был проведен опрос трех выборок солдат, в ходе которого выяснилось их желание участвовать в боевых действиях. Первая группа состояла из новичков, служивших в подразделениях, целиком состоявших из новобранцев. Втора.я группа состояла из новичков, явившихся пополнением в подразделениях фронтовиков, уже участвовавших в боевых действиях. Третью группу составляли сами фронтовики в вышеуказанных подразделениях. Согласно ранее полученным данным, фронтовики считали, что «бой — это ад», у них было ярко выражено групповое чувство против тенденции восхваления боя. При сравнении этих групп выяснилось, что если в первой группе подразделений новобранцев 45% всего состава были «готовы вступить в зону непосредственных боевых действий», то в группе фронтовиков таких людей насчитывалось лишь 15%. Важным фактом для наших целей явилось то, что новобранцы, попавшие в подразделение фронтовиков, заняли промежуточное положение между двумя вышеупомянутыми группами. 28% из них выразили готовность участвовать в боевых действиях. Выяснилось, что в этом и других вопросах новобранцы восприняли в определенной мере социальные установки фронтовиков. Мертон следующим образом интерпретирует эти результаты.
«Наша гипотеза, основанная на теории референтной группы, должна была сводиться к ожиданию того, что новобранцы, стремившиеся присоединиться к авторитетному и влиятельному слою фронтовиков, изменяют свои гражданские оценки в сторону приближения к более суровым ценностным установкам фронтовиков. Для новобранцев предполагаемая функция усвоения ими ценностных установок фронтовиков заключается в том, чтобы их с большей готовностью приняла группа с более высоким статусом в ситуации, когда пополнение из новобранцев является подчиненной группой ц не может претендовать на признанный престиж» (Мертон и Китт, 1950, с. 76).
Использование понятия «референтная группа» у Ньюкома попадает под эту категорию. Считается, что другие люди составляют для индивида референтную группу, если на его установки воздействует набор норм, которые он воспринимает от них. Мотивационные аспекты данного употребления термина «референтная группа» подчеркивается тем, что Ньюком выделяет различие между позитивными и негативными референтными группами. Под позитивной референтной группой понимается такая группа, которая мотивирует индивида быть принятым в этой группе и добиться к себе отношения как к члену группы. Негативной референтной группой называется- такая группа, которая мотивирует индивида выступать против нее или в которой он не хочет отношения к себе как к члену группы. Шериф также использует термин «референтная группа» в этом смысле. Он подчеркивает стремление индивида сохранить свое положение в референтной группе и указывает, что нормы референтной группы превращаются в социальные установки индивида.
Второе употребление термина «референтная группа» связано с обозначением группы, которую индивид использует как точку соотнесения (эталон) при оценке себя и других. Примеры такого употребления термина можно найти в работе Хаймана, посвященной «психологии статуса».
Пример 2. Определяя статус как относительную позицию индивидов, Хайман указывает, что представление индивида о своей собственной позиции зависит от того, с кем он себя при этом соотносит. Эти лица, с которыми индивид сравнивает себя, оценивая свой собственный статус, составляют для него референтную группу. Хайман показывает, как изменения в оценке собственного статуса могут быть вызваны качественным изменением референтной группы, которую он использует. Например, испытуемых вначале просили назвать, какая часть всего взрослого населения сша занимает более низкий экономический статус, чем испытуемые, Эта оценка была, затем сравнена с оценкой тех же испытуемых по вопросу, какая часть людей их профессии занимает более низкий экономический статус, чем испытуемые.
В подобного рода примерах любая оценка индивида самой референтной группой совершенно не имеет значения. Группа может стать референтной потому, что другие лица сравнивают с ней индивида. Хаймаи приводит следующий пример.
Пример 3. Если женщина идет работать манекенщицей и решающим является ее физическая привлекательность, то здесь. Не имеет значения, как воспринимают эту внешнюю привлекательность ее друзья, африканские женщины и т. д. Референтная группа в данной ситуации будет состоять из уже имеющихся манекенщиц. Иначе говоря, референтной группой в данном случае будет та группа, с которой эту женщину будут сравнивать ее наниматели.
Если в предыдущих примерах референтная группа — это группа людей, к которой индивид принадлежит сам, то в одном из примеров Мертона дело обстоит по другому.
Пример 4. Опрос, американских солдат, находившихся за границей, которые не участвовали в боях, показал более высокую удовлетворенность своей судьбой, чем это ожидалось. В данном случае, вероятно, внешняя, нечленская, группа являлась референтной.
Как у Хаймана, так и у Мертона референтная группа используется для самооценки. Однако, вероятно, нет оснований для того, чтобы не считать референтными группами и те группы, которые используются для оценки других людей. Фактически, по всей вероятности, референтная группа, используемая для самооценки, будет часто использоваться и для оценки других.
- Кафедра психологии хрестоматия
- Тобольск 2003
- Раздел 1. Предмет и задачи социальной психологии. 5
- Глава 1. Прикладные проблемы социальной психологии. 5
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. 13
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения 88
- Раздел 3. Социальная психология группы 101
- Глава 1. Малая группа и её структурная организация 101
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. Грановская p.M., Никольская и.М. Законы межэтнических отношений
- Грановская p.M., Никольская и.М. Этноцентризм
- Баев а. В. Национально-психологические особенности греков
- Чимитова с.Ц., Бадмаева з.Б. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской моложёжи
- Результаты исследования восприятия группы (%)
- Направленность личности бурята
- Фетисов и. В. Национальная психология и политика
- Крысько в. Г. Союз наук в развитии этнической психологии
- Мосейко а.Н к проблеме национального характера
- А. Р. Ратинов социально-психологические аспекты юридической теории и практики
- 1. О нормативно-правовой регуляции поведения
- 2. Особенности общения в уголовном судопроизводстве
- С.К.Рощин «психология и право»: некоторые специфические вопросы психологии управления в сша
- В методологический арсенал складывающейся дисциплины в настоящее время входят современные концепции б. Ф. Скиппера и его учеников н. Айлона и г. Лзрииа; г. Лйзепка,
- 1. Психология управления в полицейских органах сша
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Н. В. Кучевская проблемы социально-психологического исследования сферы обслуживания
- Я.Л. Коломенский возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания
- 1. О предмете возрастной и педагогической психологии
- 2. Педагогические проблемы изучения контактных групп и коллективов
- 3. Некоторые педагогические аспекты проблемы общения
- Н. Ф. Феденко актуальные проблемы военной социальной психологии
- 1. Развитие социальной военной психологии
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Дьяченко м.И. Психология народов
- Шиверских а.А. Этнопсихологическая характеристика политического ритуала
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения в. Лабунская о «практичности» социальной психологии невербального общения.
- А.Г.Чернявская семейный деспот
- Карен Хорни отношения полов
- Невротическая потребность в любви
- Г.Келли две функции референтных групп
- 1. Современное использование понятия «референтная группа»
- 2. Две функции референтной группы
- 3. Выводы
- Лидерство
- Г.Келли, Дж. Тибо межличностные отношения. Теория взаимозависимости.
- В.М. Бехтерев внушение и толпа
- Моляко b.A. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы)