Г.Келли, Дж. Тибо межличностные отношения. Теория взаимозависимости.
Матрица взаимозависимости для диады описывает способ, каким два человека регулируют влияние на каждого из них поведения партнера в процессе их взаимодействия. Он определяется путем установления важных для взаимоотношений образцов поведения, которых каждый из партнеров может придерживаться, а также путем оценки последствий для обоих всех возможных комбинаций их образцов поведения. Таким образом, каждый элемент матрицы характеризует возможное межличностное событие. Ход отношений партнеров может быть описан с помощью последовательности Отдельных элементов, через которые он проходит.
Матрица взаимозависимости играет центральную роль в анализе и понимании диады. С одной стороны, она отражает различные способы, которыми психологические и ситуативные факторы воздействуют на пару. Модель взаимозависимости подытоживает воздействия на пару тех умений, потребностей и оценочных критериев, которые каждый из партнеров привносит в диаду, а также и манеру, которой эти два различных человеческих характера взаимодействуют друг с другом. Модель в равной степени указывает внешние источники, находящиеся в распоряжении партнеров, и на целевые и внешние ограничения, в рамках которых они действую, С другой стороны, матрица взаимозависимости описывает общие и индивидуальные проблемы, с которыми два человека сталкивайте в своих отношениях, и некоторые доступные им средства для разрешения этих проблем. Таким образом, матрица обрисовывает характер и степень власти, которую имеют друг над другом партнеры, регулируя свои действия, а также имеющиеся у них основания для оказания влияния путем угроз, взывания к социальным нормам и другими средствами. Эти стороны модели имеют значение независимо от того, как будут развиваться процесс взаимодействия, норм, и роли, если оба партнера достигают устойчивых и удовлетворительных отношений, или, если им это не удается, независимо от того, какова сущность конфликта, который будет характеризовать разрушение отношений. Коротко говоря, матрица взаимозависимости является чрезвычайно полезным концептуальным методом для перехода от психологического и ситуативного базисов межличностных отношений к. характеристике процессов и структур, успешных отношений и конфликту и крушению неудачных.
Сущность взаимозависимых отношений не всегда полно или точно понимается партнерами. Более того, даже когда она определяется достаточно полно и точно, матрица результатов исходов hi всегда указывает определенно необходимый образ действия. Однако, хотя нам необходимо помнить эти предостережения, следует подчеркнуть следующий простой и очевидный момент.
Если человек знает (или думает, что знает) взаимосвязи между своими поступками и действиями партнера, с одной стороны, и свои собственные действия, с другой, он имеет основания для того, чтобы решить, что делать самому и/или что попытаться заставить сделать партнера, чтобы благотворно повлиять на результат для самого себя.
Матрица результатов определяет опытность, которой буду обладать взаимозависимые партнеры в процессе своего взаимодействия. В зависимости от действий, которые предпринимаю партнеры, каковы бы ни были причины, матрица результате устанавливает ожидаемые последствия для каждого из них, следовательно, матрица результатов влияет на то, что они могут узнать в процессе своего взаимодействия.
Возможные варианты такого «знания» весьма различны, включая например, специфические индивидуальные поступки, совместны и скоординированные действия, предварительное общение и понимание взаимной зависимости. Таким образом, данная матрица результатов предоставляет основу для того, чтобы научиться предпринимать, автоматически и не задумываясь, определенные действия в определенной ситуации. В повторяющихся ситуациях взаимозависимости люди приобретают социальные привычки, которые позволяют им действовать без анализа и размышлений. Набор различных матриц результатов, представляющих разные зависимости дает базу для овладения способностью различать — умение варьировать собственное поведение в соответствии с различными социальными ситуациями. Кроме того, матрицы результатов, каждая в отдельности и все вместе, обеспечивают базу для когнитивного изучения - для развития понимания типов моделей логических связей между ними и проникновения в проблемы, которые они ставят перед отношениями.
Необходимо отметить, однако, что когда двух человек ставят в определенные взаимозависимые отношения (в порядке эксперимента) поступки каждого из них и их взаимодействие нельзя предсказать исходя из свойств этих отношений. Один или оба могут неверно понять их взаимозависимость и поэтому принять несоответствующее решение, и один или оба могут отвечать несоответствующей привычкой. Примером последнего может быть детская игра «Simon Says» («Саймон говорит»). В конечном счете, если несоответствующее решение или привычка не чрезвычайны, мы надеемся, что они будут заменены другими, более подходящими. Таким образом, мы ожидаем, что поведение должно в определенной мере соответствовать насущной проблеме взаимозависимости. Задачи изучения здесь, однако, очень сложны и трудны, различия, которые должны быть сделаны, трудно уловимы и разнородны, а концепции, которые должны быть сформулированы, сложны и тесно взаимосвязаны. Неизбежно ожидаются ошибки, особенно у неопытных и у тех, чей опыт был ограничен специальными ситуациями.
Итак, наше рабочее предположение — что вся совокупность матриц результата (и те, что правильно, и те, что неправильно поняты) объяснит все социальное поведение. Они объясняют все, что известно или может быть изучено относительно социальных взаимозависимостей. То есть в своем общем эффекте они отвечают как за успехи, так и за неудачи в социальных взаимодействиях: успехи — когда назначение определенной матрицы распознается, и на нее соответствующим образом реагируют, и неудачи — в тех случаях, когда матрица определяется неправильно, и на нее неверно реагируют. Другой стороной модели является то, что любая конкретная, отдельно взятая матрица имеет лишь слабое отношение к тому поведению, которое с ней связано. Как уже описывалось, поведение, происходящее в связи с любой отдельной матрицей, имеет мало общего с частными зависимостями, представленными в ней. Короче говоря, матрицы результатов, взятые в совокупности, дают полное описание социального поведения. Ни одна из них сама по себе, однако, не является единственным решающим фактором действия в ее рамках.
Эта книга является анализом матриц результата (матриц взаимозависимости). В ней рассматриваются возможные модели матриц, их происхождение, проблемы, которые они ставят в связи с их свойствами, вопросы о том, как они могут рассматриваться обеспечивать базу для решений и что с их помощью можно узнать о социальной жизни.
Разработка концепций взаимозависимости в работе Тибо и Келли (1959 г.)
Для обоснования нашей нынешней теории взаимозависимости, представляется полезным начать с наброска основных кон использованных в нашей ранней трактовке этой темы и служащих отправной точкой нашей нынешней работы. Чтобы раскрыть сущность значения и полезное концепций, мы решили начать с рассказа об ухаживании и женитьбе, который мы затем анализируем в соответствии с концепциями, представленными в книге 1959 г.. Рассказ этот — история Марии и Сергея из повести Л. Н. Толстого «Семейное счастие». Мы опишем в общих чертах основные эпизоды их взаимоотношений.
Повествование идет от лица Марии, которой было 17 лет, когда она влюбилась в Сергея, холостяка далеко за тридцать, жившего в соседнем поместье, в деревне, недалеко от Санкт-Петербурга. Сергей любил Марию и поэтому был переполнен счастьем узнав, что она полюбила его. Они поженились, и это было идеальное семейное счастье. Мария описывает свои чувства:
«... Стоило ему только прийти, чтобы все то же заговорило и наперерыв запросилось в душу, наполняя ее счастием... Только теперь я понимала, почему он говорил, что счастие только в том, чтобы жить для другого, и я теперь совершенно была согласна с ним. Мне казалось, что мы вдвоем будем так бесконечно и спокойно счастливы. И мне представлялись не поездки за границу, не блеск, а совсем другая, тихая семейная жизнь в деревне,… с вечным сознанием во всем кроткого и помогающего провидения…, его планы о том, как мы будем жить вместе, были те же мои планы, только яснее и лучше обозначившиеся в его словах».
Месяцы блаженства миновали, и пришла зима. В чувстве постепенно проскальзывали перемены.
«... Несмотря на то, что он был со мной, я начинала чувствовать себя одинокою, начинала чувствовать, что жизнь повторяется, а нет ни во мне, ни в нем ничего нового, а что напротив, мы как будто возвращаемся к старому... Какое-то новое беспокойное чувство надо закрадываться в мою душу. Мне мало было любить после того, как я испытала счастие полюбить его. Мне хотелось движения, а не спокойного течения жизни... Во мне был избыток силы, не находившей места в нашей тихой жизни».
Несмотря на все усилия Марии скрыть свои чувства, её неудовлетворенность и причины этого вполне очевидны для Сергея. Он говорит с ней о ее недовольстве и, в конце концов, предлагает провести три месяца в Санкт-Петербурге, посетить театр и балет и вывезти Марию в свет. У Сергея были опасения относительна этой затеи и он надеялся, что Мария отвергнет ее. У нее не было опыта городской и светской жизни, и эта идея соответствовала растущей потребности в возбуждении. Они прибыли в. город.
С самого начала для Марии не было ничего более чудесного.
«Я очутилась вдруг в таком новом, счастливом мире, так много радостей охватило меня, такие новые интересы явились передо мной, что я сразу, хотя и бессознательно, отреклась от всего своего дошедшего и всех планов этого прошедшего. «То было все так, шутки; еще не начиналось; а вот она, настоящая жизнь! Да еще что будет?» — думала я. Беспокойство и начало тоски, тревожившие меня в деревне, вдруг, как волшебством, совершенно исчезли. Любовь к мужу сделалась спокойнее. Да я и не могла сомневаться в его любви, всякая моя мысль была тотчас понята, чувство разделено... Притом я чувствовала, что он, кроме своей прежней любви ко мне, здесь еще и любуется мной».
И Сергей гордился ею, по крайней мере, некоторое время.
Шли месяцы, и Марию полностью захватил свет и ее новые знакомства, она была полностью очарована этой блестящей жизнью. Сергей смотрел на все это неодобрительно; он переходил от скуки к раздражению и, в конце концов, к вспышкам ревности и гнева. Мария не возвращается в деревню, и не считая поездок для наблюдения за имением, Сергей остается с ней в городе. Он по-прежнему любит ее и предан ей в ведении всех дел, но теперь он имел лишь отдаленное отношение к ее жизни. Мария:
«... Я была постоянно в свете, где мне не нужно было его... Все время мое от позднего утра и до поздней ночи было занято и принадлежало не мне, даже ежели бы я не выезжала. Мне это было уже не весело и не скучно, а казалось, что так, а не иначе, всегда должно было быть.»
Так проходят три года, механически. Ни Мария, ни Сергей не делают каких-либо серьезных попыток изменить их отношения. Рождается сын и Мария любит его, хотя время с ним проводит Сергей. По-прежнему ничего, кажется, не меняется. Лето проводится в Бадене, где собралось большое фешенебельное общество из европейских столиц. Здесь происходит ряд событий, которые заставляют Марию почувствовать бесполезность и пустоту ее жизни. В этом международном окружении ее затмили и унизили, и она испытывает отвращение к борьбе за социальное лидерство. Более того, когда она подвергается агрессивному ухаживанию со стороны одного итальянского маркиза, она пугается собственных чувств и мысли, что она подошла так опасно близко к тому рубежу, чтобы «выбросить» из своей жизни мужа и сына. Ее обуревает чувство отвращения к самой себе. Чуть не происшедшая потеря Сергея и сына заставляет ее почувствовать огромное желание увидеть их.
Мария и Сергей возвращаются в деревню. Рождается второй сын. Ничего особенного не происходит, но Мария готова к исцелению от возбуждения. Повесть кончается трогательной сценой между Сергеем и Марией, которая любуется маленьким сыном.
« С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту…»
Пояснительный анализ отношений
Мы, вводим основные концепции нашей конструкции, применяя их к истории Марии и Сергея, которые проходят через различные превратности своих отношений.
Результаты. Результаты для любого участника процесса взаимодействия могут быть сформулированы в терминах вознаграждений получаемых участником, и издержек, которые он несет; при этом их значение зависит от поведения обоих партнеров. Для некоторых целей вознаграждения и издержки рассматриваются по отдельности, но, как правило, мы предполагаем, что их можно объединить в единую шкалу «ценных качеств» результата. К вознаграждениям мы относим то, что доставляет человеку удовольствие и удовлетворение. Издержки относятся к факторам, которые сдерживай или останавливают проявление любого поведения или фрагмента сведения — такие факторы, как физическое или умственное напряжение или страдание, смятение или тревога и появление всякого рода противоречивых воздействий или разнородных ответных зависеть. Размеры вознаграждений и издержек членов диады будут зависеть от их потребностей и. ценностей, от их умения и способности осуществлять определенную линию поведения и от соответствия поведения и его результатов их потребностям и ценностям. Пресыщение снижает вознаграждение, а утомление увеличивает издержки.
В истории Марии и Сергея вознаграждения на ранней супружества основывались на их потребности и способности давать любовь и привязанность, и получать их. Каждый из них находил счастье в «жизни для» другого и в том, что другой «живет для тебя». Кроме того, они поддерживали друг друга в своих мечтах о прекрасной жизни и в своих планах их будущей совместной жизни - «его планы ... были те же мои планы». Однако для Марии некоторые из этих вознаграждений постепенно снижают свою ценность, так как не происходит ничего нового. Позднее, в городе, вознаграждения Марии возникают не столько благодаря Сергею, сколько желанию быть красивой и обожаемой обществом женщиной, но в конечном счете (хотя это лишь кратко намечено) снова Сергей становится источником ее глубочайших и лучших вознаграждений.
В начале супружества издержки были незначительны. Они проистекали из коротких периодов разлуки, когда Сергей был занят делами поместья — промежуточные эпизоды, когда потребности ведения хозяйственных дел соперничали с их желанием быть вместе. Позднее, в Санкт-Петербурге, светская жизнь Марии налагала тяжелые издержки на Сергея, который предпочел бы вернуться к их жизни в деревне, но чувствовал себя обязанным выносить ситуацию и роль, ему ненавистные. Еще позднее, летом в Бадене, уже Мария, униженная, встревоженная и испуганная, ощущает и несет тяжелые издержки.
Оценка результатов. При оценке соответствия своих взаимоотношений членам диады нужен определенного рода стандарт для измерения приемлемости результатов, получаемых ими. Для осуществления такой оценки были установлены два типа стандартов — уровень сравнения (УС) и уровень сравнения для альтернативов (УС )— стандарт, по которому участники оценивают «привлекательность» своих взаимоотношений или то, насколько они удовлетворительны. Этот стандарт отражает качество результатов, которые, как считает участник, им или ею заслужены. Результаты, превышающие УС, воспринимаются как относительно удовлетворительные, а те, что ниже УС, — как неудовлетворительные. Местоположение УС на индивидуальной шкале результатов, определяется всей совокупностью результатов, известных человеку, как из непосредственного опыта, так и из наблюдения за окружающими. Чем совершеннее результат, тем больший вес он будет иметь при формировании УС.
УС может быть определен просто как самый низкий уровень результатов, который примет партнер в свете имеющихся альтернативных возможностей в других взаимоотношениях. Из определения следует, что если результаты опустятся, ниже УС партнер разорвет отношения. Местоположение УС зависит главным образом от качества наиболее привлекательного из альтернативных взаимоотношений, легко доступного для партнера. По мере того как результаты взаимоотношения все в большей и большей степени превосходят УС , партнер постепенно становится все более зависимым от данного взаимоотношения как единственного источника его опыта. (Более полное обсуждение УС и УС см. в книге Тибо и Келли (1959), части 6 (особенно), 7, 10 и 12.)
Влияния УС на оценку результата были особенно поразительны для Марии. Сильная и неизведанная радость ухаживания, влюбленности и медового месяца установили высокий УС, с которым не могла равняться последовавшая затем рутина деревенской жизни. «Мне мало было любить после того, как я испытала счастие полюбить его». Неудовлетворенность, которую она затем открыла Сергею, заставила его устроить временное пребывание в городе, где новая область опыта казалась Марии тем более чудесной, что сравнивалась со стандартами ее провинциальной жизни. Полнейший восторг, которой она ощущала по поводу своей жизни в свете, постепенно частично стихает (как можно предположить) потому, что наступает пресыщение, и частично потому, что ее УС поднялся, так как он включил ее новый опыт. «Мне это было уже не весело и не скучно». Насколько нам известно, из рассказа Толстого, ни Мария, ни Сергей не делали никаких серьезных попыток разорвать свои отношения. Они жили вместе даже три года в Санкт-Петербурге, хотя зависимость Марии от Сергея резко снизилась. «Я была постоянно в свете, где мне не нужно было его». Мы можем предполагать, что до некоторой степени, в конце концов, Мария осталась с Сергеем из за высоких издержек ухода (осуждение родственников, друзей, сего общества, чувство вины из-за разрушенных обязательств причинение вреда Сергею). Эти издержки ухода должны были служить снижению УС ; привлекательные альтернативные связи не доступны ей. Но возможно, что их множество и ее жизнь среди всего этого были для нее привлекательнее, чем какой-то другой единственный человек. Когда в Бадене одна альтернативная связь с итальянским маркизом, сделалась навязчиво доступной, она отвергла ее и спаслась бегством — к своему мужу и сыну. Было похоже на то, что когда подверглись испытанию ее обязательства и она стояла перед необратимым решением,— она поняла или вспомнила, как сильно ее будущее счастье зависит от них.
- Кафедра психологии хрестоматия
- Тобольск 2003
- Раздел 1. Предмет и задачи социальной психологии. 5
- Глава 1. Прикладные проблемы социальной психологии. 5
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. 13
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения 88
- Раздел 3. Социальная психология группы 101
- Глава 1. Малая группа и её структурная организация 101
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. Грановская p.M., Никольская и.М. Законы межэтнических отношений
- Грановская p.M., Никольская и.М. Этноцентризм
- Баев а. В. Национально-психологические особенности греков
- Чимитова с.Ц., Бадмаева з.Б. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской моложёжи
- Результаты исследования восприятия группы (%)
- Направленность личности бурята
- Фетисов и. В. Национальная психология и политика
- Крысько в. Г. Союз наук в развитии этнической психологии
- Мосейко а.Н к проблеме национального характера
- А. Р. Ратинов социально-психологические аспекты юридической теории и практики
- 1. О нормативно-правовой регуляции поведения
- 2. Особенности общения в уголовном судопроизводстве
- С.К.Рощин «психология и право»: некоторые специфические вопросы психологии управления в сша
- В методологический арсенал складывающейся дисциплины в настоящее время входят современные концепции б. Ф. Скиппера и его учеников н. Айлона и г. Лзрииа; г. Лйзепка,
- 1. Психология управления в полицейских органах сша
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Н. В. Кучевская проблемы социально-психологического исследования сферы обслуживания
- Я.Л. Коломенский возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания
- 1. О предмете возрастной и педагогической психологии
- 2. Педагогические проблемы изучения контактных групп и коллективов
- 3. Некоторые педагогические аспекты проблемы общения
- Н. Ф. Феденко актуальные проблемы военной социальной психологии
- 1. Развитие социальной военной психологии
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Дьяченко м.И. Психология народов
- Шиверских а.А. Этнопсихологическая характеристика политического ритуала
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения в. Лабунская о «практичности» социальной психологии невербального общения.
- А.Г.Чернявская семейный деспот
- Карен Хорни отношения полов
- Невротическая потребность в любви
- Г.Келли две функции референтных групп
- 1. Современное использование понятия «референтная группа»
- 2. Две функции референтной группы
- 3. Выводы
- Лидерство
- Г.Келли, Дж. Тибо межличностные отношения. Теория взаимозависимости.
- В.М. Бехтерев внушение и толпа
- Моляко b.A. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы)