logo
хрестоматия по соц псих

1. Развитие социальной военной психологии

С первых дней существования социалистической армии получает развитие военно-психологическая наука, в том числе и разработка социально-психологических проблем. Возникнув на принципиально новой классовой и идеологической основе, военная психология осуществляет свои исследования с позиций ленинского учения о войне и армии. В подходе к сол­дату, воинскому коллективу психологи исходят из понимания классовой природы армии, справедливого характера войн соци­алистического государства, решающей роли в войне человека и морального фактора, идеалистической и партийно-политической работы, проводимой политорганами и политработниками, необходимости единоначалия, дисциплины, непрерывного управления. Интенсивной боевой подготовки, оснащения всеми видами довольствия.

На ранних этапах разработки военных социально-психологических проблем, в годы борьбы против военной интервенции империалистических государств, выступавших против социалистической республики, решались задачи создания твердом марксистско-ленинской методологической базы. Первые советские военные психологи (Г. Ф. Гире) выступали против теории толпы Г. Лебона. Они подчеркивали бессодержательный форма­лизм в понимании массы как механической суммы особей. Вместе с тем предпринимались попытки ставить вопросы руко­водства людьми, дисциплины, единоначалия и др. В послевоен­ные годы пришлось выступать против теорий биологического человека (М. Король) стадного понимания группы. Большую работу, связанную с критическим анализом этих проблем выполнили А. А. Таланкин и Г. Д. Хаханьян. На рубеже 20—30 го­дов в, военной психологии была проведена большая исследовательская работа по изучению информационных процессов и групповых реакций в воинском коллективе (А. А. Гайворонский, С. М, Богданов). Очень важным представляется обобще­ние, сформулированное В.С. Рубцовым, о том, что вся наша военная психология должна быть социальной.

Особенно много социально-психологических наблюдений и обобщений было сделано в годы Великой Отечественной вой­ны. В этот период получают практическую разработку вопро­сы руководства людьми, сплочения боевых коллективов, прео­доления страха и паники, нравственной мобилизации масс, формирования единого общественного мнения, создания поло­жительных традиций и др. Свой вклад в разработку военных со­циально-психологических проблем внесли командиры (Н. А. Колышкин, Г. И. Салманов), политработники (К. В. Крайнюков, А. И. Власов), психологи (Б. М. Теплов, К. Т. Булочко).

В послевоенные годы утверждается теоретическая база для обоснованной постановки социально-психологической пробле­матики Вооруженных Сил. Получает самостоятельное звуча­ние вопрос о психологии воинского коллектива, его особенно­стях, роли в военном деле (Г. Д. Луков), о коллективном характере ратного труда, коллективизме воинской деятельности (М. И. Дьяченко), о путях укрепления войскового товарищест­ва и дружбы (А. В. Барабанщиков). В последующем разраба­тываются положения о сплочении воинского коллектива, струк­туре его психологии, особенностях взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, что находит отра­жение в ряде работ. На базе сделанных в этих работах обобщений оказалось возможным осуществить ряд конкретных социально-психологических исследований применительно, как к армии вообще (А.Д. Глоточкин, В.И. Ковалев, М.Л. Новожилов, Э.П. Утик), так и учетов особенностей различных видов и родов войск (В.Ф. Давыдов, Г.А. Броневицкий).

По мере дальнейшего накопления экспериментальных данных и обобщений социально-психологического профиля с уче­том потребностей практики боевой и политической подготовки войск в военной психологии все больше внимание уделяется социальной психологии. В 70-х годах происходит структурное и содержательное развитие науки. Те ее разделы, которые больше развивались в прошлом, становятся, по существу пропедевтическими (анализ психических процессов, чувств, свойств, состояний в условиях военной службы). Ряд разделов реорганизуется и трансформируется (анализ боевой деятельности, психология воинского коллектива), появляются новые разделы (психологическая подготовка личного составах современной войне, управление воинами и воинскими коллективами социально-психологические явления в боевой обстановке и др.). 0бъектами изучения в военной социальной психологии, становятся воинская часть, корабль, деятельность должностных лиц, служебные и боевые ситуации и т. п. Такая постанов­ка проблем имеет место в психологии для политработников, в психологии для командиров, военно-педагогической, психологии.

Военная психология значительной мере является социальной, ибо военное дело есть деятельность коллективная. Социальный подход здесь выражается уже в том, что объектом изучения военной психологии является не личность вооб­ще, не коллектив вообще, а военнослужащий, во взаимодейст­вии с другими осуществляющий выполнение служебной, учеб­ной или боевой задачи.

Развитие военной социальной психологии обусловлено не только ранее сложившимися тенденциями, но, прежде всего по­требностями современного уровня развития военного дела. Для характеристики военной социальной психологии и социального аспекта всей военной психологии необходимо указать на узло­вые проблемы этой науки и современные тенденции их разрешения.