1. Развитие социальной военной психологии
С первых дней существования социалистической армии получает развитие военно-психологическая наука, в том числе и разработка социально-психологических проблем. Возникнув на принципиально новой классовой и идеологической основе, военная психология осуществляет свои исследования с позиций ленинского учения о войне и армии. В подходе к солдату, воинскому коллективу психологи исходят из понимания классовой природы армии, справедливого характера войн социалистического государства, решающей роли в войне человека и морального фактора, идеалистической и партийно-политической работы, проводимой политорганами и политработниками, необходимости единоначалия, дисциплины, непрерывного управления. Интенсивной боевой подготовки, оснащения всеми видами довольствия.
На ранних этапах разработки военных социально-психологических проблем, в годы борьбы против военной интервенции империалистических государств, выступавших против социалистической республики, решались задачи создания твердом марксистско-ленинской методологической базы. Первые советские военные психологи (Г. Ф. Гире) выступали против теории толпы Г. Лебона. Они подчеркивали бессодержательный формализм в понимании массы как механической суммы особей. Вместе с тем предпринимались попытки ставить вопросы руководства людьми, дисциплины, единоначалия и др. В послевоенные годы пришлось выступать против теорий биологического человека (М. Король) стадного понимания группы. Большую работу, связанную с критическим анализом этих проблем выполнили А. А. Таланкин и Г. Д. Хаханьян. На рубеже 20—30 годов в, военной психологии была проведена большая исследовательская работа по изучению информационных процессов и групповых реакций в воинском коллективе (А. А. Гайворонский, С. М, Богданов). Очень важным представляется обобщение, сформулированное В.С. Рубцовым, о том, что вся наша военная психология должна быть социальной.
Особенно много социально-психологических наблюдений и обобщений было сделано в годы Великой Отечественной войны. В этот период получают практическую разработку вопросы руководства людьми, сплочения боевых коллективов, преодоления страха и паники, нравственной мобилизации масс, формирования единого общественного мнения, создания положительных традиций и др. Свой вклад в разработку военных социально-психологических проблем внесли командиры (Н. А. Колышкин, Г. И. Салманов), политработники (К. В. Крайнюков, А. И. Власов), психологи (Б. М. Теплов, К. Т. Булочко).
В послевоенные годы утверждается теоретическая база для обоснованной постановки социально-психологической проблематики Вооруженных Сил. Получает самостоятельное звучание вопрос о психологии воинского коллектива, его особенностях, роли в военном деле (Г. Д. Луков), о коллективном характере ратного труда, коллективизме воинской деятельности (М. И. Дьяченко), о путях укрепления войскового товарищества и дружбы (А. В. Барабанщиков). В последующем разрабатываются положения о сплочении воинского коллектива, структуре его психологии, особенностях взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, что находит отражение в ряде работ. На базе сделанных в этих работах обобщений оказалось возможным осуществить ряд конкретных социально-психологических исследований применительно, как к армии вообще (А.Д. Глоточкин, В.И. Ковалев, М.Л. Новожилов, Э.П. Утик), так и учетов особенностей различных видов и родов войск (В.Ф. Давыдов, Г.А. Броневицкий).
По мере дальнейшего накопления экспериментальных данных и обобщений социально-психологического профиля с учетом потребностей практики боевой и политической подготовки войск в военной психологии все больше внимание уделяется социальной психологии. В 70-х годах происходит структурное и содержательное развитие науки. Те ее разделы, которые больше развивались в прошлом, становятся, по существу пропедевтическими (анализ психических процессов, чувств, свойств, состояний в условиях военной службы). Ряд разделов реорганизуется и трансформируется (анализ боевой деятельности, психология воинского коллектива), появляются новые разделы (психологическая подготовка личного составах современной войне, управление воинами и воинскими коллективами социально-психологические явления в боевой обстановке и др.). 0бъектами изучения в военной социальной психологии, становятся воинская часть, корабль, деятельность должностных лиц, служебные и боевые ситуации и т. п. Такая постановка проблем имеет место в психологии для политработников, в психологии для командиров, военно-педагогической, психологии.
Военная психология значительной мере является социальной, ибо военное дело есть деятельность коллективная. Социальный подход здесь выражается уже в том, что объектом изучения военной психологии является не личность вообще, не коллектив вообще, а военнослужащий, во взаимодействии с другими осуществляющий выполнение служебной, учебной или боевой задачи.
Развитие военной социальной психологии обусловлено не только ранее сложившимися тенденциями, но, прежде всего потребностями современного уровня развития военного дела. Для характеристики военной социальной психологии и социального аспекта всей военной психологии необходимо указать на узловые проблемы этой науки и современные тенденции их разрешения.
- Кафедра психологии хрестоматия
- Тобольск 2003
- Раздел 1. Предмет и задачи социальной психологии. 5
- Глава 1. Прикладные проблемы социальной психологии. 5
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. 13
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения 88
- Раздел 3. Социальная психология группы 101
- Глава 1. Малая группа и её структурная организация 101
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. Грановская p.M., Никольская и.М. Законы межэтнических отношений
- Грановская p.M., Никольская и.М. Этноцентризм
- Баев а. В. Национально-психологические особенности греков
- Чимитова с.Ц., Бадмаева з.Б. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской моложёжи
- Результаты исследования восприятия группы (%)
- Направленность личности бурята
- Фетисов и. В. Национальная психология и политика
- Крысько в. Г. Союз наук в развитии этнической психологии
- Мосейко а.Н к проблеме национального характера
- А. Р. Ратинов социально-психологические аспекты юридической теории и практики
- 1. О нормативно-правовой регуляции поведения
- 2. Особенности общения в уголовном судопроизводстве
- С.К.Рощин «психология и право»: некоторые специфические вопросы психологии управления в сша
- В методологический арсенал складывающейся дисциплины в настоящее время входят современные концепции б. Ф. Скиппера и его учеников н. Айлона и г. Лзрииа; г. Лйзепка,
- 1. Психология управления в полицейских органах сша
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Н. В. Кучевская проблемы социально-психологического исследования сферы обслуживания
- Я.Л. Коломенский возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания
- 1. О предмете возрастной и педагогической психологии
- 2. Педагогические проблемы изучения контактных групп и коллективов
- 3. Некоторые педагогические аспекты проблемы общения
- Н. Ф. Феденко актуальные проблемы военной социальной психологии
- 1. Развитие социальной военной психологии
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Дьяченко м.И. Психология народов
- Шиверских а.А. Этнопсихологическая характеристика политического ритуала
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения в. Лабунская о «практичности» социальной психологии невербального общения.
- А.Г.Чернявская семейный деспот
- Карен Хорни отношения полов
- Невротическая потребность в любви
- Г.Келли две функции референтных групп
- 1. Современное использование понятия «референтная группа»
- 2. Две функции референтной группы
- 3. Выводы
- Лидерство
- Г.Келли, Дж. Тибо межличностные отношения. Теория взаимозависимости.
- В.М. Бехтерев внушение и толпа
- Моляко b.A. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы)