logo
хрестоматия по соц псих

Направленность личности бурята

Личностная (ВС)

На взаимные действия (ВД)

Деловая (НЗ)

Конечно, стереотипные представления о национально-психологи­ческих особенностях народа всегда носят оценочный характер, незна­ние этих особенностей или неверное их толкование часто приводят к неправомерной оценке конкретных черт характера. Вот почему вы­явленные в процессе экспериментального изучения особенности до­полняют полную картину коммуникативных черт бурят. К ним сле­дует относить: взаимопомощь, сдержанность в межличностных отно­шениях, уважительное отношение к старшим, конформность, ориентированность на кровно-родственные связи.

Сегодня одним из важнейших направлений обновления системы просвещения является всемерное раскрытие национального и регио­нального своеобразия школы. Развитие ее в Бурятии немыслимо без учета национальной психологии ребенка, которая характеризуется доминирующей ориентацией на родителей. Его стремление оправдать родительские заботы и надежды, уважение и почитание старших, желание жить в тесном контакте с родственниками, братьями, сестрами в совокупности составляют его психологическое «я». Привлече­ние людей преклонного возраста к процессу воспитания школьников, опора на их авторитет среди земляков, следовательно, должны быть и являются эффективными средствами воспитательной работы с бу­рятской молодежью.

Педагогическая деятельность должна осуществляться с учетом родоплеменной принадлежности бурят на основе народного календа­ря. Как показал проведенный эксперимент, важной структурной еди­ницей в соответствующих сферах организации воспитательного про­цесса может стать разновозрастная родовая группа, в которую, раз­делившись по родам, входят все учащиеся, учителя и родители. Каждый род разрабатывает и проводит одно мероприятие (нацио­нальный праздник; рассказ и показ традиций, обычаев и т.д.) в тече­ние учебного года. Таким образом, первыми помощниками, соучаст­никами, соорганизаторами развития и формирования национально специфической личности ребенка становятся учителя, воспитатели, родители, родственники. Сама обстановка воспитания в этом случае позволяет и заставляет детей-бурят проникаться духом традиций ак­тивного взаимодействия в рамках национально своеобразной общно­сти. В ходе такого взаимодействия ликвидируются межвозрастные барьеры, укрепляется школьный коллектив по вертикали.

Вместе с тем в ходе анкетирования, проведенного среди классных руководителей в школах Агинского Бурятского автономного округа было выявлено, что: а) свыше 70 процентов опрошенных отмечают как наиболее распространенную форму реагирования детей на воспи­тательные воздействия различные способы проявления скрытности, медлительности, скованности; б) около 60 процентов опрошенных считают, что дети выражают при этом дружелюбие, доброту, чест­ность.

Вот почему воспитатели должны проявлять максимум уважения. терпеливости, внимательности, идти на определенные педагогиче­ские уступки. Правильное отношение к бурятским детям важно и как средство подбора адекватных способов установления нормальных взаимоотношений воспитателя с учениками, повышения эффектив­ности воспитательных воздействий. Буряты проявляют определен­ную требовательность к детям, поэтому принцип требовательности и уважения к личности ребенка является ч должен стать ведущим в педагогической работе. Требовательность и уважение являются од­ной из важнейших характеристик семейного воспитания. Проведен­ное нами анкетирование о действенности мер наказания в бурятской семье показало, что 17 процентов родителей считают, что нужно лишать детей различных удовольствий; 22 процента опрошенных ви­дят выход в необходимости выражения неудовлетворения поведением и поступками детей; 20 процентов считают, что их нужно отругать, но никто из родителей не склонен к физическим наказаниям детей.

Кроме того, наше исследование свидетельствует, что главное для родителей — это обучение детей конкретным поведенческим навы­кам, соответствующим характеру национальных стереотипов обще­ния и поведения бурят. Учитель, воспитатель в ходе своей работы также может учитывать присущие бурятским детям внутригрупповую внушаемость, принятие определенного стандарта существующих в группе мнений, т.е. конформное поведение.

Лучшим выразителем национальных характеристик народа явля­ется язык. Язык является связующим звеном между поколениями, и именно он должен быть положен в основу учебно-воспитательной работы. В настоящее время среди бурят сильно выражено двуязычие. Но при этом, к сожалению, не все дети говорят на бурятском языке. Об этом свидетельствует тот факт, что только 50 процентов опрошен­ных отметили, что они свободно говорят, читают и пишут на родном языке.

Между тем проведенные нами эксперименты показывают, что при обучении и воспитании школьников на бурятском языке наблюдается более активное приобщение к национальным традициям и культуре; более интенсивное развитие национально специфических интеллек­туально-познавательных качеств; более глубокое осознание специ­фических для бурят форм общения и взаимодействия. Обогащения содержания учебно-воспитательного процесса в национальных шко­лах можно добиться за счет изучения, использования произведений устного народного творчества, истории родного края, национальных видов спорта и игр, национальной кухни и т.д.

Одним словом, познание, понимание и учет этнопсихологических особенностей бурят при составлении программ, учебников, всей орга­низации учебно-воспитательного процесса — необходимое условие повышения эффективности системы воспитания. Однако задача изу­чения их принимает и более широкое значение, поскольку позволяет не только глубже понять национальную культуру и тенденции ее развития, но и правильно планировать и организовывать жизнь бу­рятского народа.