Направленность личности бурята
Личностная (ВС) | На взаимные действия (ВД) | Деловая (НЗ) |
Конечно, стереотипные представления о национально-психологических особенностях народа всегда носят оценочный характер, незнание этих особенностей или неверное их толкование часто приводят к неправомерной оценке конкретных черт характера. Вот почему выявленные в процессе экспериментального изучения особенности дополняют полную картину коммуникативных черт бурят. К ним следует относить: взаимопомощь, сдержанность в межличностных отношениях, уважительное отношение к старшим, конформность, ориентированность на кровно-родственные связи.
Сегодня одним из важнейших направлений обновления системы просвещения является всемерное раскрытие национального и регионального своеобразия школы. Развитие ее в Бурятии немыслимо без учета национальной психологии ребенка, которая характеризуется доминирующей ориентацией на родителей. Его стремление оправдать родительские заботы и надежды, уважение и почитание старших, желание жить в тесном контакте с родственниками, братьями, сестрами в совокупности составляют его психологическое «я». Привлечение людей преклонного возраста к процессу воспитания школьников, опора на их авторитет среди земляков, следовательно, должны быть и являются эффективными средствами воспитательной работы с бурятской молодежью.
Педагогическая деятельность должна осуществляться с учетом родоплеменной принадлежности бурят на основе народного календаря. Как показал проведенный эксперимент, важной структурной единицей в соответствующих сферах организации воспитательного процесса может стать разновозрастная родовая группа, в которую, разделившись по родам, входят все учащиеся, учителя и родители. Каждый род разрабатывает и проводит одно мероприятие (национальный праздник; рассказ и показ традиций, обычаев и т.д.) в течение учебного года. Таким образом, первыми помощниками, соучастниками, соорганизаторами развития и формирования национально специфической личности ребенка становятся учителя, воспитатели, родители, родственники. Сама обстановка воспитания в этом случае позволяет и заставляет детей-бурят проникаться духом традиций активного взаимодействия в рамках национально своеобразной общности. В ходе такого взаимодействия ликвидируются межвозрастные барьеры, укрепляется школьный коллектив по вертикали.
Вместе с тем в ходе анкетирования, проведенного среди классных руководителей в школах Агинского Бурятского автономного округа было выявлено, что: а) свыше 70 процентов опрошенных отмечают как наиболее распространенную форму реагирования детей на воспитательные воздействия различные способы проявления скрытности, медлительности, скованности; б) около 60 процентов опрошенных считают, что дети выражают при этом дружелюбие, доброту, честность.
Вот почему воспитатели должны проявлять максимум уважения. терпеливости, внимательности, идти на определенные педагогические уступки. Правильное отношение к бурятским детям важно и как средство подбора адекватных способов установления нормальных взаимоотношений воспитателя с учениками, повышения эффективности воспитательных воздействий. Буряты проявляют определенную требовательность к детям, поэтому принцип требовательности и уважения к личности ребенка является ч должен стать ведущим в педагогической работе. Требовательность и уважение являются одной из важнейших характеристик семейного воспитания. Проведенное нами анкетирование о действенности мер наказания в бурятской семье показало, что 17 процентов родителей считают, что нужно лишать детей различных удовольствий; 22 процента опрошенных видят выход в необходимости выражения неудовлетворения поведением и поступками детей; 20 процентов считают, что их нужно отругать, но никто из родителей не склонен к физическим наказаниям детей.
Кроме того, наше исследование свидетельствует, что главное для родителей — это обучение детей конкретным поведенческим навыкам, соответствующим характеру национальных стереотипов общения и поведения бурят. Учитель, воспитатель в ходе своей работы также может учитывать присущие бурятским детям внутригрупповую внушаемость, принятие определенного стандарта существующих в группе мнений, т.е. конформное поведение.
Лучшим выразителем национальных характеристик народа является язык. Язык является связующим звеном между поколениями, и именно он должен быть положен в основу учебно-воспитательной работы. В настоящее время среди бурят сильно выражено двуязычие. Но при этом, к сожалению, не все дети говорят на бурятском языке. Об этом свидетельствует тот факт, что только 50 процентов опрошенных отметили, что они свободно говорят, читают и пишут на родном языке.
Между тем проведенные нами эксперименты показывают, что при обучении и воспитании школьников на бурятском языке наблюдается более активное приобщение к национальным традициям и культуре; более интенсивное развитие национально специфических интеллектуально-познавательных качеств; более глубокое осознание специфических для бурят форм общения и взаимодействия. Обогащения содержания учебно-воспитательного процесса в национальных школах можно добиться за счет изучения, использования произведений устного народного творчества, истории родного края, национальных видов спорта и игр, национальной кухни и т.д.
Одним словом, познание, понимание и учет этнопсихологических особенностей бурят при составлении программ, учебников, всей организации учебно-воспитательного процесса — необходимое условие повышения эффективности системы воспитания. Однако задача изучения их принимает и более широкое значение, поскольку позволяет не только глубже понять национальную культуру и тенденции ее развития, но и правильно планировать и организовывать жизнь бурятского народа.
- Кафедра психологии хрестоматия
- Тобольск 2003
- Раздел 1. Предмет и задачи социальной психологии. 5
- Глава 1. Прикладные проблемы социальной психологии. 5
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. 13
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения 88
- Раздел 3. Социальная психология группы 101
- Глава 1. Малая группа и её структурная организация 101
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. Грановская p.M., Никольская и.М. Законы межэтнических отношений
- Грановская p.M., Никольская и.М. Этноцентризм
- Баев а. В. Национально-психологические особенности греков
- Чимитова с.Ц., Бадмаева з.Б. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской моложёжи
- Результаты исследования восприятия группы (%)
- Направленность личности бурята
- Фетисов и. В. Национальная психология и политика
- Крысько в. Г. Союз наук в развитии этнической психологии
- Мосейко а.Н к проблеме национального характера
- А. Р. Ратинов социально-психологические аспекты юридической теории и практики
- 1. О нормативно-правовой регуляции поведения
- 2. Особенности общения в уголовном судопроизводстве
- С.К.Рощин «психология и право»: некоторые специфические вопросы психологии управления в сша
- В методологический арсенал складывающейся дисциплины в настоящее время входят современные концепции б. Ф. Скиппера и его учеников н. Айлона и г. Лзрииа; г. Лйзепка,
- 1. Психология управления в полицейских органах сша
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Н. В. Кучевская проблемы социально-психологического исследования сферы обслуживания
- Я.Л. Коломенский возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания
- 1. О предмете возрастной и педагогической психологии
- 2. Педагогические проблемы изучения контактных групп и коллективов
- 3. Некоторые педагогические аспекты проблемы общения
- Н. Ф. Феденко актуальные проблемы военной социальной психологии
- 1. Развитие социальной военной психологии
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Дьяченко м.И. Психология народов
- Шиверских а.А. Этнопсихологическая характеристика политического ритуала
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения в. Лабунская о «практичности» социальной психологии невербального общения.
- А.Г.Чернявская семейный деспот
- Карен Хорни отношения полов
- Невротическая потребность в любви
- Г.Келли две функции референтных групп
- 1. Современное использование понятия «референтная группа»
- 2. Две функции референтной группы
- 3. Выводы
- Лидерство
- Г.Келли, Дж. Тибо межличностные отношения. Теория взаимозависимости.
- В.М. Бехтерев внушение и толпа
- Моляко b.A. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы)