Раздел 2. Социально-психологический анализ общения в. Лабунская о «практичности» социальной психологии невербального общения.
Интерес социальной психологии к психологии невербального общения нельзя отнести к сиюминутным, прагматическим интересам, возникшим в последнее время. Как известно, в качестве областей приложения усилий практических социальных психологов выделяются маркетинг, реклама, работа с персоналом в организациях, политика, семья, школа и т. д. Центральной проблемой, объединяющей психологов, работающих, в этих областях, по праву считается проблема общения, решение которой невозможно без учета различных характеристик невербального поведения участников взаимодействия. Постоянное обращение социальных психологов к данным психологии невербального общения, безусловно, послужило основанием для более глубокого понимания специфики невербального общения и его функций в конкретных условиях психологической деятельности.
Но, несмотря на этот оптимистический результат практической социальной психологии, до сих пор остается остро дискуссионный вопрос: «Могут ли невербальное поведение, невербальные выражения, коммуникации быть использованы для решения задач практической социальной психологии?» Одни участники дискуссии отвечают на поставленный вопрос в утвердительной форме, исходя из тезиса, что «практичность» присуща психологии невербального общения с самых первых шагов ее становления. Данное утверждение подкрепляется ссылками на то, что она всегда была нацелена на решение задач, связанных с коммуникацией, общением, межличностным и межгрупповым познанием, воздействием и т. д. Такого рода позиция в отношении «практичности» психологии невербального общения страдает, на наш взгляд, существенным недостатком, так как в ней не определена роль специальных знаний, умений, способностей психолога-практика, необходимых для практического использования выводов и рекомендаций психологии невербального общения. К данному выводу подводит тот факт, что на протяжении веков в обыденном сознании статус «психолога» приобретал именно тот, кто умел с помощью невербальных средств диагностировать состояния, отношения, использовать их в качестве воздействия на других людей, Ц интерпретировать с целью создания целостного образа о партнере. В этой связи психолог-практик оказывается в весьма непростой для него ситуации.' Он должен в своей работе постоянно демонстрировать умения, навыки, которые присущи каждому человеку, и в то же время обладать таким уровнем их, развития, который бы обеспечивал эффективность его деятельности, свидетельствовал бы о его профессиональном статусе, страхующем от ошибок обыденной психологии невербального общения и вместе с этим делающем его открытым отношении спонтанно накапливаемого опыта.
Негативный ответ на выше поставленный вопрос не менее правомерен, чем позитивный, так как аргументы психологов относящихся скептически к «практичности» психологии невербального общения, базируются на распространенном утверждении, подчеркивающем, что старые проблемы», который были поставлены еще Ч. Дарвином, его предшественниками последователями, до сих пор не решены. Среди них проблема, привлекающая внимание социальных психологов, — проблема измерения, фиксации, кодирования невербального поведения. Именно в связи с ней возникает вопрос о том, как избежать влияния субъективных, личностных факторов на процесс кодирования и интерпретации невербального поведения. Если учесть тот факт, что различные виды социально-психологической практики представляют непосредственное взаимодействие психолога с клиентами, в процессе которого осуществляется и кодирование и интерпретация невербального поведения, то поставленный вопрос еще раз возвращает нас к проблеме специальных умений, способностей практикующего психолога призванных обеспечить адекватное решение задач измерение фиксации и кодирования невербального поведения.
Откуда сегодня практикующий психолог может черпать информацию об особенностях кодирования и интерпретации невербального поведения? Ответ на этот вопрос прост из тех рабочих пособий «по языку тела, которого большими тиражами издаются в последнее время в них как правило приводятся описания невербальных кодов состояния, отношений свойств личности, и настраивается читателем на то, что достаточно заучить приведенные невербальные коды, чтобы их можно было использовать в качестве системы знаков- индикаторов внутреннего мира человека. Чаще всего авторы таких" пособий не утруждают себя тем, чтобы сообщить читателям, какими данными они пользовались для создания невербальных кодов. Наиболее смелые из них в качестве главного источника создания кода используют свой личный опыт общения. Безусловно, вне личного опыта не формируется практическая психология, но для ее построения необходима рефлексия особого рода, базирующаяся на определенных теоретические идеях. Увлеченность психологов такими изданиями, отражает, на наш взгляд, не только запросы практики, но и свидетельствует об упрощенном подходе к невербальному общению, который является порождением недостаточной представленности теоретических, экспериментальных, методических работ по психологии невербального общения.
Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание психологов-практиков к тем проблемам психологии невербального общения, которые не позволяют проявлять «детский» оптимизм в отношении ее «практичности», и не столько потому, что они не имеют однозначного решения, сколько потому, что их решение в контексте социально-психологической практики находится на пересечении определенного уровня Профессионализма и специфического психологического творчества, приравнивающего процессы кодирования и интерпретации к искусству.
Начнем с того, что, с нашей точки зрения, необходимо понимать под невербальным общением.
Анализ имеющейся в нашем распоряжении литературы позволяет заключить, что невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществление влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Из этого определения следует не только то, что невербальные средства полифункциональны, но и то, что этот термин объединяет явления различной природы, интегрированности, сложности.
Из приведенного определения также следует то, что невербальные средства являются предметом рассмотрения в различных направлениях психологии общения: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции, как вид взаимодействия. В каждом из этих направлений проблема кодирования-интерпретации вместе с оригинальностью звучания приобретает решение, ограниченное рамками задач этих дисциплин.
Поэтому первое, что необходимо сделать практикующему психологу, — это разобраться с такими явлениями, как невербальная коммуникация, невербальное поведение, невербальная интеракция.
На наш взгляд, понятие «невербальное общение» являете более широким, чем понятие «невербальные коммуникацию определяя которое, многие авторы обращают внимание на то, что невербальные коммуникации представляют систему символов знаков, жестов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которые в той или иной степени отчуждены и независимы от психологических и социально-психологических качеств личности, которые имеют достаточно четкий круг значений и могут быть описаны как лингвистические знаковые системы. Проблеме кодирования—декодирования невербальной коммуникаций посвящено достаточно большое количество работ, которые убеждают в том, что конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражений лица успешно кодируются и декодируются.
Понятие «невербальное поведение» более широкое, чем «невербальные коммуникации», но более узкое, чем «невербальное бальное общение». Оно, как и поведение в целом, представляет сочетание индивидных, личностных форм поведения групповыми, социокультурными, для него является характерным единство неинтенциональных, не конвенциальных, не сознаваемых движений с осознаваемыми, направленными, имеющими четкие семантические границы. Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, выражения глаз, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения. Исходя из этих характеристик невербального поведения, можно утверждать, что оно, в отличие от невербальных коммуникаций, является более сложным явлением, которое постоянно обсуждается в связи с проблемой кодирования—интерпретации.
В настоящее время в психологии невербального общения выделяются в отдельные предметные области изучения индивидуальное невербальное поведение и невербальное поведение диады, группы лиц, которое фиксируется как совокупность невербальных интеракций.
В основе возникновения невербальной интеракции лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения. Актуализация этих механизмов приводит к возникновению невербальных паттернов взаимодействия. Исследователи, работающие в этих двух областях психологии невербального общения, стремятся определить, насколько связано невербальное поведение со структурой личности и динамическими процессами в группе, насколько оно устойчиво изменчиво и, наконец, что свидетельствует о том, что невербальное поведение может быть рассмотрено как личностное или групповое образование. От ответов на эти вопросы зависит и ответ на вопрос — что кодировать и интерпретировать.
Если поставленные вопросы объединить, то их комплекс образует центральную проблему психологии невербального общения — проблему взаимосвязи невербального поведения с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности и группы. Уровень ее осмысления практикующим психологом, выбор в соответствии с ним направлений решения определяет меру его доверия диагностическим, коммуникативным, регулятивным, психокоррекционным возможносностям невербального поведения. Иными словами, оценка «практичности» психологии невербального общения во многом зависит от того, как решает для себя практикующий психолог проблему жесткости—вариативности связей между невербальным поведением и психологическими, социально-психологическими характеристиками личности и группы.
История рассмотрения проблемы взаимосвязи между невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками партнеров, системы отношений в группе свидетельствуют о том, что для ее решения необходимо определиться, прежде всего, в том, является ли невербальное поведение системой знаков (кодом). Под кодом обычно понимается совокупность знаков, система символов, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована). Кодирование в большинстве исследований, посвященных изучению этого явления, трактуется как перевод какой-либо информации, выраженной в процессе взаимодействия, в последовательность сигналов, символов. В качестве результата кодирования рассматривается создание кода, невербального паттерна, имеющего определенное психологическое значение. Возьмем данные определения в качестве рабочих и, исходя из них, рассмотрим, насколько соответствуют понятия «код» и «кодирование» тому, что принято называть в психологии невербального общении кодом и процессом кодирования.
Прежде всего, следует отметить, что код и кодирование изучаются с двух позиций. Первая позиция — это акцент на исследовании закономерностей кодирования информации тем, кто пытается ее передать. Представители второй позиции обращают внимание на особенности кодирования наблюдателем, экспертом полученной информации.
Понятно, что для практической социальной психологи представляют интерес как сведения, касающиеся особенностей кодирования невербального поведения с целью передач партнеру определенной информации, так и те данные, которые фиксируют особенности кодирования невербального поведения наблюдателем.
Таким образом, практикующий психолог оказывается в ситуации, когда ему необходимо проявлять два рода способностей демонстрировать то, что в психологии называют экспрессивное одаренностью, способностью к передаче с помощью невербального кода важной для практической деятельности информации, и проявлять способности, базирующиеся на социально-психологической наблюдательности, социальном интеллекте и обеспечивающие кодирование полученной информации для ее дальнейшего использования в диагностических, психокоррекционных целях. Результаты работ, выполненных в этих направлениях такими авторитетными во всем мире исследователями, как П. Экман, Р. Шерер, Д. Эфрон, М. Аргайл, Р. Бердвистл и многими другими, повлияли на формирование различных взглядов на процессы кодирования—интерпретации невербального поведения. Первая точка зрения базируется на том, что многие виды невербальной информации не имеют адекватной ей системы записей, поэтому невербальное поведение с точки зрения практических задач бросает исследователям вызов, оставаясь неуловимым, вероятностным. Именно трудности, появляющиеся на пути разработки способов фиксации, кодирования невербального поведения, послужили основанием для выражения сомнения относительно «практичности» психологии невербального общения, а иногда и более суровой оценки ее как отрасли, не имеющей будущего.
Примерно такой же точки зрения относительно кодирования невербальной информации придерживаются Е. И. Фейгенберг и А. Г. Асмолов. Они считают, что «невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой
сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов». Исходя из этого тезиса, они объясняют «безуспешность многочисленных попыток создания кода словаря, дискретного алфавита языка невербальной коммуникации... Невозможность воплощения симультанных динамических смысловых систем личности в дискретных равнодушных значениях» — и убеждают, что «поиски дискретных формализованных словарей жестов, телодвижений» обречены на неудачу.
История психологии невербального общения не позволяет столь категорично подойти к ответу на вопрос о возможностях кодирования и декодирования невербального поведения. Да и сами авторы вышеприведенной работы, ставя вопрос о том, «какое содержание передается через невербальные коммуникации», исходят из тезиса о «связи личности и познотонических движений». В качестве аргумента в пользу этого утверждения они ссылаются на работу Л. И. Анцыферовой, которая обращает внимание на тот факт, что активность проявляется в установках всего тела человека, например в позах внимания, ожидания, тревоги, раздумья и т. д. Она пишет, что «в специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются психодинамические характеристики и личностные свойства человека» - делает акцент на том, что психотоническая активность человека отчетливо «выражает эмоционально-аффективное отношение личности к событиям». Л. И. Анцыферова приводит в качестве примера два невербальных паттерна, кода эмоциально-аффективного отношения личности. Первый из них характерен для человека, испытывающего напряжение в социальных ситуациях, а второй невербальный паттерн поведения включает движения человека, относящегося с доверием социальному миру. Центральным комплексом движений, входящих в первый паттерн, являются: схватывание себяру прижатие их к телу, «утаивание» частей тела (убрать руки за спину, прикрыть часть лица, спрятать под стол ноги и т.д. специфическими движениями, образующими второй паттерн являются движения, направленные к партнеру, в часта «спокойное положение тела, чуть откинутая в сторону рука с полуоткрытой ладонью...». Из приведенной работы, на взгляд, следует, что утверждение о безуспешности опыт делить отдельные движения, расчленить симультанную бальную коммуникацию, описать набор взаимосвязанных движений, т. е. паттерн, невербальный код, соответствуют, которым эмоционально-аффективным отношениям личности не соответствует в полной мере положению о взаимосвязи
развития личности и ее поведения. «Телесная непрерывность» пишет Л. И. Анцыферова, — входит в психологическую организацию индивида, сама выступает как один из способов (деятельность) существования психического».
Таким образом, отношение к кодированию невербального поведения как к безнадежному занятию появляется на основе гиперболизации одних его характеристик и недооценки других (например, постоянное подчеркивание симультанности невербальных коммуникаций и в то же время игнорирование такого свойства, как завершенность в соответствии с теми или иными аффективно-эмоциональными отношениями).
Другая точка зрения состоит в том, чтобы при рассмотрении возможностей кодирования и интерпретации дифференцированно подходить к различным компонентам невербального поведения как знакам-индикаторам психологических и социально-психологических характеристик личности и группы, учитывать ряд контекстуальных переменных, говорить об устойчивости—изменчивости, .психологической неоднозначности невербального кода, исходя из того, какие психологические образования он представляет. Результаты работ, выполненных в разное время, с помощью различных технических средств, отличающихся процедурой эксперимента, задачами и данными, все-таки говорят в пользу того факта, что существуют программы, паттерны невербального поведения, что они свидетельствуют определенным стимульным ситуациям и в этом смысле могут быть представлены как коды. Но из этих же работ трудно сделать заключение о том, насколько невербальные программы устойчивы и общеприняты (это главные характеристики кода как вида знака).
Наиболее существенный вклад в решение проблемы кодирования невербального поведения внесли работы П. Экмана и о коллег, выполненные в рамках проблемы «Культура и невербальное поведение» на примере изучения экспрессивных кодов лица. Ими были получены данные, свидетельствующие существовании универсальных взаимоотношений между мускулатурными движениями лица и отдельными эмоциями (счастье, печаль, гнев, страх, удивление, отвращение, интерес) и культурных различий в некоторых стимулах, которые, благодаря образованию, стали известны как детерминанты определенных эмоций, в правилах контролирования экспрессивного поведения, в социальных ситуациях выражения тех или иных эмоций. Из результатов работ, выполненных в этом направлении, следует, что проблема кодирования экспрессии может быть решена на пути совмещения индивидуальных аспектов выражения и социально-психологических, культурных детерминант проявления эмоций.
Исследователями, считающими, что невербальное поведение поддается кодированию, применяются разнообразные методические приемы, в основе которых лежит процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации: вербальное описание движений, пиктограммы, рисунки, фото-киновидеозапись. В результате многолетней работы были созданы вербальные, графические, цифровые коды различных компонентов невербального поведения и соответствующие им способы кодирования. При всей значимости такого рода работ для практической психологии они лишь частично отвечают собственно задачам практической психологии. Так, например, из данных экспериментальной психологии невербального общения, приведенных в обобщающих работах, следует, что различные отношения личности, ее эмоционально-аффективные реакции, состояния, некоторые индивидно-личностные образования имеют достаточно четкий невербальный код и поэтому успешно интерпретируются субъектами общения, но описание этих кодов с помощью вышеуказанных приемов приводит к неполному отражению всех характеристик наблюдаемого невербального поведения.
Во-первых, любая запись, любой рисунок, фото эталон — это статика, а невербальное поведение динамично, во-вторых, в «коде» любого типа опускаются нюансы, следовательно, он дает весьма обобщенную, типичную информацию, и, наконец, для его использования на практике необходимо специальное обучение. В этой связи правильное применение разработанных «кодов» ограничено степенью обученности психолога-практика, уровнем развития у него умений выделять необходимые признаки, устанавливать связи между ними и переводить их в иную систему записи, чаще всего неадекватную природе невербального поведения и его основным характеристикам.
Далее, в приведенных исследованиях представлены то кинесические коды, то экспрессивные, то коды движения глаз, а целостное невербальное поведение, с которым имеет дело практикующий психолог, так и не описано в виде системы знаков, имеющей определенное поле психологических значений. Именно целостное невербальное поведение не отвечает всем характеристикам, которые приписываются коду, и поэтому его анализ с помощью приемов, разработанных с целью кодирования, в том числе и сложившихся в лингвистике, затруднен. П. Эк-ман и Р. Шерер прямо пишут, что решение вопроса о возможностях кодирования невербального поведения, выделения дискретных единиц его анализа осложняется не тем, что оно не может быть закодировано, описано с помощью различных приемов, а тем, что для создания кодов используются методы, Приемлемые для кодирования естественного словесного языка.
Проблема заключается также ив том, чтобы совместить в коде наряду с типичными, устойчиво повторяющиеся невербальными движениями индивидуальные, появляющиеся в ответ на определенный раздражитель. Основной критерий, который используется исследователями с целью определения ; повторяющихся невербальных движений, — это частота их появления в различных контекстах общения и интенсивность. На основе этих параметров установлено, что тревожные люди больше двигают руками, у них короче и быстрей взгляд, улыбка появляется реже, чем у спокойных и уверенных людей. Человек, находящийся в состоянии депрессии, низко опускает голову, избегает контакта глаз. Экстраверты и интроверты различаются частотой и интенсивностью невербальных движений. Первые склонны более пристально смотреть на партнера, больше смеются, чем вторые. Женщины чаще, чем мужчины, смотрят на своего партнера, улыбаются. Все эти сведения получены в процессе сравнения невербального поведения различных групп людей, образованных экспериментатором на основе того или другого критерия. В силу этого факта их индикативная ценность очевидна тогда, когда практикующий психолог имеет возможность долгое время наблюдать невербальное поведение конкретного человека или группы лиц, когда он может его сравнить с поведением других людей или групп. В противном случае некоторые характеристики невербального поведения он не сможет закодировать как устойчиво повторяющееся, так как их смысл становится понятным только в сравнении с другим человеком (экстраверт—интроверт, спокойный—тревожный). Но даже если возможно длительное наблюдение за поведением человека, его сравнение, то практикующего психолога не могут в полной мере устраивать такие критерии, показатели невербального поведения, как «больше-меньше», «чаще-реже», «интенсивнее». Для того чтобы они были использованы в практической работе, необходимо иметь некую точку отсчета для оценки невербальных движений как устойчиво повторяющихся. Иными словами, описать какие-то усредненные показатели. Именно такого рода описания имеют место в учебных пособиях по «языку тела». Как только практикующий психолог начинает ими пользоваться, он деперсонифи-цирует своего клиента.
Попытки создать невербальные коды взаимодействия двух и больше людей также не увенчались полным успехом. На пути разработки кодов невербальных интеракций кроме тех проблем, которые названы выше, возникли новые, обусловленные особенностями кодируемой информации. В реальном акте общения невербальное поведение партнеров представляет различные уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования невербального поведения друг друга до полного рассогласования между ними, приводящего к раз рушению самого феномена «невербального взаимодействия». Центральной характеристикой, создающей эффект невербальной интеракции», является взаимодействие между кинесической структурой невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой. На основе выделения различных параметров этих компонентов невербального взаимодействия описаны коды вступления в контакт, выходы из него, проявления интереса к собеседнику, статусно-ролевого взаимодействия и т. д. Главный недостаток этих кодов в том, что в них представлено невербальное поведение каждого из партнеров и фактически отсутствует информация о том, как же взаимодействуют невербальные структуры. Не удается разработать такую систему записей, которая бы фиксировала невербальное взаимодействие, т. е. одновременные и постоянно изменяющиеся невербальные движения. Существующие методы («кадр за кадром», структур, но лингвистические, описания—рисунки) неизбежно приводят к превращению целостного, объемного, подвижного, разворачивающегося во времени невербального взаимодействия в плоское, фрагментарное, застывшее явление. У исследователей паттернов невербальной интеракции возникает одна и та же проблема — выделение этапов взаимодействия и границ «кода», имеющего отношение к тому или иному этапу. Очень трудно обнаружить начало и конец невербального акта, закодировать интенсивность невербального поведения, отследить -микродвижения, которые оказывают влияние на взаимодействие, но которые не могут быть зафиксированы без специальных средств наблюдения, осуществить запись невербальной информации, поступающей по различным каналам связи.
X. Смит, проанализировав невербальное взаимодействие в учебном процессе (учитель—ученик, студент—преподаватель), констатировал ряд трудностей в создании кодов невербальной интеракции. Первая из них заключается в том, что для создания интерактивных схем недостаточно простого подсчета невербальных движений партнеров и выделения тех, которые встречаются чаще, чем другие .так как в этом случае уходят из поля зрения невербальные сигналы, которые: появляются не часто, но сильно влияют на изменение взаимодействий. Усложняется описание невербальных интеракций также и тем, что невербальное поведение каждой из сторон взаимосвязано с предыдущими и последующими сигналами, которые не включаются в невербальный паттерн, но придают ему дополнительный психологический смысл. В его исследовании обнаружено также влияние структуры группы (класса) на невербальное взаимодействие и наоборот. Отсюда возникает еще одна проблема — определение факторов, задающих схему невербальной интеракции.
Таким образом, несмотря на наличие достаточного количества описаний различных видов невербального взаимодействия, в них зафиксирована совокупность компонентов невербальной интеракции, которая имеет широкое поле психологических значений.
Кодирование невербальной интеракции предполагает, что у психолога сформированы навыки фиксировать информацию, идущую от различных частей тела и представленную с различной степенью интенсивности. Он не может в процессе кодирования ограничиваться только тем, чтобы отмечать присутствие или отсутствие хорошо наблюдаемых движений, ему еще необходимо обращать внимание на определенные микродвижения, которые влияют на психологический смысл всей интеракции.
Также психолог-практик, имея в своем распоряжении ей систему записей невербального поведения, может столкнуть с проблемой, которая была сформулирована П. Экманом.( заметил, что легко поддается кодированию такой элемент невербального поведения, как улыбка, если фиксировать с помощью специальных обозначений ее присутствие или отсутствие, но практически невозможно разработать такую систему записей, которая бы регистрировала качество улыбки (фальшивая, жалкая, счастливая).
Таким образом, на пути становления практической психологии невербального общения возникают барьеры, появление которых обусловлено самим феноменом «невербальное общение». Этим, можно объяснить также и то, что решение проблем записи кодов, выделения единиц движений или их совокупностей осуществляется на основе изучения отдельных кож тов невербального доведения (кинесики, такесики, прока а также то, что удельный вес исследований кодов индивидуального невербального поведения значительно выше в общ токе работ, чем исследований кодов невербальной интеракции больше описаний кодов, включающих отдельные подструктуры невербального поведения (например, коды экспресси коды движений глаз, коды движений тела — позы, интонационно- ритмические коды, жестовые коды, проксемические и проксемико-кинесические, такесико-кинесические коды и т.д. сравнению с целостным невербальным поведением.
Наиболее изучены кинесические коды, особенно экспрессия лица, а в рамках исследований невербальной интеракции преобладают описания кодов движений тела — позы, проксемических, такесико-кинесических, проксемико-кине кодов, контакта глаз.
Вышеперечисленные виды невербальных кодов приводятся в качестве невербальных компонентов тех или иных психических явлений. С этой точки зрения лучше всего изучены невербальные структуры эмоциональных состояний человека, его аффективно-эмоциональных реакций невербальные коды отношений, определенных типов взаимодействия.
Но, несмотря на обилие результатов исследования процессов кодирования, данная задача выглядит для практикующего психолога все более и более сложной за счет введения таких [переменных, как ситуация, индивидные, личностные особенности субъекта невербального поведения или указания на факторы культуры, влияющие на процесс кодирования и характеристики кода. Введение такого количества переменных, влияющих на процедуру кодирования невербального поведения, привело к возникновению в психологии невербального общения парадоксальной ситуации: многие исследователи утверждают, что существуют невербальные коды, паттерны психологических характеристик личности, но большинство попыток сделать их доступными для психодиагностических или других целей практической психологии не увенчались полным успехом. Одна из причин заключается в том; что большинство ботанных кодов не соответствует в полной мере не только наблюдаемому невербальному поведению; но и тому образу, который возникает у наблюдателя, тому что он фиксирует как осознанно, так и неосознанно. Означает ли этот факт, что неверное поведение не может быть закодировано наблюдателем?
На наш взгляд, положительный ответ на поставленный вопрос правомерен тогда, когда процесс кодирования рассматривается так, как это принято в лингвистике, математике, где дается внимание на целенаправленность, осознанность операций, точность, адекватность единиц фиксации, обеспечивают создание кода. Ответ на поставленный вопрос может быть отрицательным, если оставить термйны-код, кодирование, наполнить но их содержанием, исходя из природы невербального поведения и особенностей отражения социальных объектов.
На наш взгляд, такой подход к кодированию невербального поведения в определенной степени представлен в третьем направлений исследований, в котором ставится задача определить влияние ественных коммуникативных ситуаций на выполнение невербальным поведением его индикативных функций.
П. Балл, рассматривая факторы, управляющие процессами кодирования и интерпретации, пришел к выводу, что на эти процессы оказывает существенное влияние ряд характеристик общающихся: пол, возраст, их личностные особенности, а также ситуация общения. Но главным фактором, определяющим превращение невербального поведения в объект интерпретации, по его мнению, является коммуникативная задача и соответственно коммуникативная установка, или доминанта, на невербальное поведение партнера. С точки зрения П. Балла, успешность кодирования и интерпретации невербального поведения зависит от того, насколько значима для партнеров ситуация общения, складывающиеся между ними отношения,
Именно эти переменные актуализируют доминанту на невербальное поведение партнера, запускают процессы кодирования— интерпретации. Если ситуация для партнеров общения незначима, то, как правило, невербальное поведение превращается в фон, перестает выполнять функции кода, следовательно, играть роль диагностического, коммуникативного средства.
М. Конней придерживается примерно такого же мнения по поводу проблемы кодирования невербального поведения. Он достаточно прямолинейно заявляет, что «кодирование» не вербальных компонентов зависит от доминанты на него партнеров. По его мнению, если невербальная информация оказывается «фоном» хотя бы для одного из партнеров, она просто превращается в «невербальные шумы».
В такой трактовке проблемы «кода» акцент сдвигается с анализа индикативных возможностей невербального поведения, устойчивости его связей с психологическими характеристиками человека на определение роли ситуативных, субъективных факторов в его формировании, в актуализации процессов кодирования. Но важным для практической психологии является выделение роли направленности (установки) личности на активное кодирование и интерпретацию невербального поведения. Такого рода установки, на наш взгляд, могут компенсировать недостатки рациональных способов кодирования невербального поведения и послужить основой для развития способностей кодировать и интерпретировать невербальное поведение.
Существующие подходы к проблеме кодирования—интерпретации невербального поведения, результаты исследований, выполненных в рамках каждого из направлений; позволяют заключить, на наш взгляд, что решение проблемы кодирования предполагает отношение к невербальному поведению как личностно-динамическому образованию.
В рамках личностно-динамического подхода к проблеме кодирования невербального поведения многие противоречия, отмеченные в процессе исследования невербальных кодов, превращаются в характерные особенности функционирования невербального поведения, а сам процесс кодирования становится сложной социально-перцептивной задачей, успешное решение которой зависит как от объективных характеристик невёрбального поведения, как знака-индикатора, так, и от ряда специальных способностей к кодированию и интерпретации невёрбального поведения.
Перечисленные выше принципиальные выводы психологии невербального общения относительно возможностей кодирования невербального поведения личности и группы не позволяют, на наш взгляд, принимать с большим оптимизмом идею «практичности» современной психологии невербального общения, но вместе с этим не дают основания пренебрегать тем, что адекватно запросам социально-психологической практики. Самоопределение социального психолога по вопросам кодирования—интерпретации невербального поведения должно осуществляться на основе признания уникальности невербального языка и неизбежности противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием, изменчивости способов невербального выражения, зависимости успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания и от уровня сформированное навыков Кодирования различных подструктур невербального поведения. Результатом такого самоопределения может выступать Установка на невербальное поведение как специфическую знаковую систему, меняющую свои характеристики в соответствии с видом невербальной информации, не являющейся в прямом смысле кодом.
Современная психология невербального общения может пройти проверку на «практичность» в том случае, если она внесет существенный вклад в решение конкретных задач, проблем, возникающих в различных областях социальной психологии, и при этом осуществление ее рекомендаций будет доступно широкому кругу специалистов, имеющих определенную подготовку.
- Кафедра психологии хрестоматия
- Тобольск 2003
- Раздел 1. Предмет и задачи социальной психологии. 5
- Глава 1. Прикладные проблемы социальной психологии. 5
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. 13
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения 88
- Раздел 3. Социальная психология группы 101
- Глава 1. Малая группа и её структурная организация 101
- Глава 2. Основные направления развития социальной психологии. Грановская p.M., Никольская и.М. Законы межэтнических отношений
- Грановская p.M., Никольская и.М. Этноцентризм
- Баев а. В. Национально-психологические особенности греков
- Чимитова с.Ц., Бадмаева з.Б. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской моложёжи
- Результаты исследования восприятия группы (%)
- Направленность личности бурята
- Фетисов и. В. Национальная психология и политика
- Крысько в. Г. Союз наук в развитии этнической психологии
- Мосейко а.Н к проблеме национального характера
- А. Р. Ратинов социально-психологические аспекты юридической теории и практики
- 1. О нормативно-правовой регуляции поведения
- 2. Особенности общения в уголовном судопроизводстве
- С.К.Рощин «психология и право»: некоторые специфические вопросы психологии управления в сша
- В методологический арсенал складывающейся дисциплины в настоящее время входят современные концепции б. Ф. Скиппера и его учеников н. Айлона и г. Лзрииа; г. Лйзепка,
- 1. Психология управления в полицейских органах сша
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Н. В. Кучевская проблемы социально-психологического исследования сферы обслуживания
- Я.Л. Коломенский возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания
- 1. О предмете возрастной и педагогической психологии
- 2. Педагогические проблемы изучения контактных групп и коллективов
- 3. Некоторые педагогические аспекты проблемы общения
- Н. Ф. Феденко актуальные проблемы военной социальной психологии
- 1. Развитие социальной военной психологии
- 2. Узловые проблемы военной социальной психологии
- Дьяченко м.И. Психология народов
- Шиверских а.А. Этнопсихологическая характеристика политического ритуала
- Раздел 2. Социально-психологический анализ общения в. Лабунская о «практичности» социальной психологии невербального общения.
- А.Г.Чернявская семейный деспот
- Карен Хорни отношения полов
- Невротическая потребность в любви
- Г.Келли две функции референтных групп
- 1. Современное использование понятия «референтная группа»
- 2. Две функции референтной группы
- 3. Выводы
- Лидерство
- Г.Келли, Дж. Тибо межличностные отношения. Теория взаимозависимости.
- В.М. Бехтерев внушение и толпа
- Моляко b.A. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы)