23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
Память- запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Функции П: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение материала. Запоминание- процесс памяти, направленный на закрепление новой инфор-ии путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах: 1.запечатление- кратковре-ое и долговр-ое сохранение материала, предъявлявшегося однократно на неск-ко секунд; 2.непроизвольное запоминание- непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; 3.преднамеренное запоминание (заучивание)– целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. Сохранение- процесс памяти, в резу-те кот-го в коре головного мозга удерживается полученная инфо-ия. Забывание- это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Воспроизведение- процесс П., в резу-те кот-го происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет неск-ко уровней: 1.узнавание, кот-е возникает при повторном восприятии объекта; 2.воспоминание, кот-е осуще-ся в отсутствие объекта восприятия; 3.припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач; 4.реминисценция- непроизвольное воспроизведение давно забытого .ВИДЫ ПАМЯТИ:Двигательная (моторная) проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Все люди обладают двигательной памятью. Образная это запоминание, сохранение и воспроизведение предметов и явлений действительности. Подвиды образной П. -1.зрительную, 2.слуховую, 3.осязательную, 4.обонятельную, 5.вкусовую. Словестно-логическая выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Мысли не существуют вне речи, вне слов и выражений. Долговременная- это запоминание на длительный срок информации, имеющей значимую часть для чел-ка. Эмоцио-я- этот вид П. основан на пережитых эмоциях. Человек отчетливо и надолго запоминает то, что сопровождается яркими эмоциями. Сост-е, в кот-м он находился в тот момент, обязательно всплывет вместе с воспоминанием. Сенсорная- это П. на тактильные ощущения. За нее отвечают задние части теменных долей головного мозга, кот-е также позволяют ориентироваться в пространстве. Слуховая- за слуховую П. в человеческом мозге отвечают височные доли, в которых происходит накопление жизненных впечатлений. Произвольные и непроизвольные виды П. различаются в завис-ти от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться спец-ой цели запомнить или припомнить тот или иной материал и последний запоминается само собой, без применения спец-х приемов, без волевых усилий, то эта память непроизвольная. Чел-к запоминает интересную книгу. Если ставят спец-ю цель запомнить, применяют спец-е приемы, производят волевое усилие, эта П. произвольная. Непроизвольная П. в развитии предшествует произвольной. Кратковременная П. отличается от долговременной временем сохранения следа, емкостью и формой хранения следа. Оперативная П. обеспечивает непосредственно осуществляемые чел-ом актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной П.
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.