Общение как восприятие (перцептивная сторона общения)
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. И в том и в другом случае большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению, или пецептивная сторона общения.
Термин «социальная перцепция» был введен американским психологом Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы.
Именно в этом значении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом важно, как воспринимается партнер по общению. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. На основе внешней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. В ходе познания одновременно осуществляются и эмоциональная оценка, и попытка понять поступки собеседника, и основанные на этом стратегии изменения его поведения, и построение своего собственного. В этот процесс включены как минимум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим.
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, поскольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во- первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой – чем более полно раскрьгвается другой человек (в большем количестве и более глубоких xaрактеристик), тем более полным становится и представление о самом себе.
- Лекция 1 общение как процесс
- Структура общения
- Общение как коммуникация
- Виды коммуникативного процесса
- Знаковые системы общения
- Общение как взаимодействие
- Тактики поведения и типы взаимодействия
- Теории межличностного взаимодействия
- Общение как восприятие (перцептивная сторона общения)
- Механизм межличностной перцепции
- «Эффекты возникающие при восприятии»
- Аттракция
- Лекция 2 приветствие
- Рукопожатие
- Лекция 3 знакомство
- Правила поведения в общественных местах
- Деловой завтрак, чай, деловой обед, обед-буфет, деловой ужин, бокал шампанского, журфикс, барбекю
- Лекция 4 визуальные средства общения
- Ноги и ступни в положении стоя
- Походка
- Пантомимика (позы, осанка, посадка головы). Ноги и различные способы посадки.
- Плечевой пояс и верхняя часть тела.
- Мимика Направление взгляда, визуальные контакты
- Особенности «языка» глаз
- Движение глаз (взгляды)
- Проксемика
- Техника включения и исключения партнера из разговора
- Позиция за столом
- Столы для переговоров
- Экзаменационные вопросы по курсу «Деловое общение»