Виды коммуникативного процесса
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. Хотя речь и является универсальным средством ДО, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности. Речь обязательно дополняется неречевыми знаковыми системами.
Относительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями, т.е. диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров. Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность с ним. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации – понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете – понимания, познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. Российский психолог А.А. Леонтьев (1936-2004) предлагал обозначать их как личностно-речевую ориентацию (ЛРО) и социально-речевую ориентацию (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждиющая коммуникация», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, американским ученым К. Ховландом (1912-1961) предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникационного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в 90-е гг. XX в. американским журналистом Г. Лассуэллом (1902-1978) для изучения убеждающего воздействия СМИ. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.
-
Кто (передает сообщение)? — Коммуникатор.
-
Что (передается)? — Сообщение (текст).
-
Как (осуществляется передача)? — Канал.
-
Кому (направлено сообщение)? — Аудитория.
-
С каким эффектом? — Эффективность.
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:
- Открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонни ком излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;
- Отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключа ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;
- Закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.
Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.
Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Содержание же процесса коммуникации осуществляется во взаимовлиянии людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения она приобретает значение только при условии включения в систем деятельности, которое дополняется употреблением других – неречевых знаковых систем.
- Лекция 1 общение как процесс
- Структура общения
- Общение как коммуникация
- Виды коммуникативного процесса
- Знаковые системы общения
- Общение как взаимодействие
- Тактики поведения и типы взаимодействия
- Теории межличностного взаимодействия
- Общение как восприятие (перцептивная сторона общения)
- Механизм межличностной перцепции
- «Эффекты возникающие при восприятии»
- Аттракция
- Лекция 2 приветствие
- Рукопожатие
- Лекция 3 знакомство
- Правила поведения в общественных местах
- Деловой завтрак, чай, деловой обед, обед-буфет, деловой ужин, бокал шампанского, журфикс, барбекю
- Лекция 4 визуальные средства общения
- Ноги и ступни в положении стоя
- Походка
- Пантомимика (позы, осанка, посадка головы). Ноги и различные способы посадки.
- Плечевой пояс и верхняя часть тела.
- Мимика Направление взгляда, визуальные контакты
- Особенности «языка» глаз
- Движение глаз (взгляды)
- Проксемика
- Техника включения и исключения партнера из разговора
- Позиция за столом
- Столы для переговоров
- Экзаменационные вопросы по курсу «Деловое общение»