logo
лекции общение

Общение как восприятие (перцептивная сторона общения)

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. И в том и в другом случае большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению, или пецептивная сторона общения.

Термин «социальная перцепция» был введен американским психологом Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы.

Именно в этом значении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом важно, как воспринимается партнер по общению. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. На основе внешней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. В ходе познания одновременно осуществляются и эмоциональная оценка, и попытка понять поступки собеседника, и основанные на этом стратегии изменения его поведения, и построение своего собственного. В этот процесс включены как минимум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, поскольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во- первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой – чем более полно раскрьгвается другой человек (в большем количестве и более глубоких xaрактеристик), тем более полным становится и представление о самом себе.