logo search

Сензитивные периоды

Во всех случаях, требующих общевозрастных и общепедагогических рекомендаций по умственному развитию ребенка, можно порекомендовать клиенту соответствующую литературу (см. список в конце книги). Полезно также очень кратко описать основные закономерности детского развития в данном возрастном периоде, в частности, познакомить клиента с понятием сензитивных периодов. Сам этот термин можно употреблять только при достаточно высоком образовательном уровне клиента, однако в простых словах донести его содержание удается почти всегда.

Надо объяснить, что существует особая чувствительность определенных возрастных периодов к усвоению тех или иных знаний, представлений, способов действия и т. п. Например, на втором-третьем году жизни (при позднем развитии речи – вплоть до четырех лет) ребенок очень легко овладевает устной речью. В этом возрасте он без труда может освоить не только один, но два или даже три языка так, что впоследствии говорит на них без акцента. Сензитивный период для овладения грамотой – возраст от пяти до семи-восьми лет. К усвоению абстрактно-логических закономерностей сензитивен подростковый возраст.

Дело не только в том, что в течение сензитивного периода обучение протекает с меньшими усилиями, чем в другом возрасте. Еще важнее то, что каждая возрастная стадия вносит свой вклад во все последующее развитие ребенка. Каждый этап жизни имеет свои «возрастные задачи». Так, основные «задачи» младенческого возраста (первый год жизни) – это формирование непосредственно эмоционального общения со взрослым и развитие предметного восприятия. Если по каким-либо причинам непосредственное общение или предметное восприятие в младенчестве не сформировались, то в дальнейшей жизни у человека будут возникать сложности в соответствующих сферах.

В раннем возрасте (до трех лет) закладываются моторная одаренность (способность к овладению двигательными навыками, «ручная умелость»), устная речь, основы практического интеллекта. На примере моторной одаренности проще всего увидеть, к чему приводит пренебрежение возможностями сензитивного периода. Данные, полученные на близнецах, показали, что если в раннем возрасте физическому развитию ребенка уделялось достаточно большое внимание, то впоследствии он легко овладевает любым новым двигательным навыком. Если же в раннем возрасте о его физическом развитии заботились недостаточно, то в дальнейшем выработка новых двигательных навыков протекает с большим трудом.

Главный вклад дошкольного возраста (от трех до шести-семи лет) – это развитие воображения и образных форм мышления. В этот же возрастной период закладываются основы любознательности, познавательных мотивов, активной ориентировки в окружающем. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии тех психологических качеств, которые обеспечат ребенку успешное вхождение в школьную жизнь. Наряду с уже упомянутыми образным мышлением и познавательными мотивами, готовность к школе предполагает также относительно высокий уровень развития произвольности, то есть способности подчинять свое поведение заданным нормам и правилам.

В процессе консультирования часто приходится сталкиваться с ошибочными представлениями родителей о задачах умственного воспитания ребенка-дошкольника. Наиболее распространенное из них – это переоценка роли знаний и навыков школьного типа (умения читать, писать, считать) и недооценка более общих способностей, о которых мы говорили выше.

Формы занятий