Полипотребностный подход к мотивации власти
Подводя итог изложенному выше, отметим, что выделенные основы стремления к власти отнюдь не исключают друг друга. В реальности все они в той или иной мере связаны и взаимодетерминируют друг друга. В свете этого весьма обоснованной представляется полипотребностная концепция мотивации власти, предложенная российским психологом СБ. Кавериным. С его точки зрения, потребность власти – синдром пяти базовых потребностей: свободы (власть используется для достижения безопасности), гедонистической (власть – средство удовлетворения материальных потребностей), самоутверждения (через власть достигаются престиж, уважение, признание), самовыражения (власть как достижение значимых результатов, игра, соревнование), потребности быть личностью (через обладание властью реализуется стремление сделать что-либо для других, а не только для себя).
Сама по себе потребность во власти как интегра-тивное личностное образование не является ни плохой ни хорошей. Ее проявление в поведении определяется как внешними условиями, так и соотношением указанных потребностей. «Суммарностьи одновременность действия базовых потребностей побуждает считать, что каждый человек, осуществляющий власть, движим одновременно мотивацией и независимости, и господства, и выгоды, и служения людям»,– пишет ученый [119, с. 19]. Исходя из этого, СБ. Кавериным разработана оригинальная типология людей на основании того, какая из потребностей преобладает в структуре мотивации власти:
Доминирующая потребность | Тип личности |
Потребность в свободе | Нонконформист |
Гедонистическая потребность | Конформист |
Потребность в самоутверждении | Диктатор |
Потребность в самовыражении | Авантюрист |
Потребность быть личностью | Демократ |
Отметим, что позиция СБ. Каверина перекликается с точкой зрения ряда зарубежных ученых, также полагающих, что стремление к доминированию не следует рассматривать исключительно как признак психического нездоровья. Так, К. Хорни принципиально отделяла невротическую мотивацию власти, коренящуюся, по ее выражению, в слабости личности, от нормального желания власти, вытекающего из силы человека, его объективного превосходства и детерминируемого особенностями социализации, культуры общества. Подобной точки зрения придерживался и Э. Фромм, отмечавший, что «в психологическим плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости... Власть – это господство над кем-либо; сила – это способность к свершению, потенция» [126, с. 140].
Рассмотренная выше концепция позволяет охарактеризовать феномен мотивации власти как многомерное явление, не сводимое к какому-либо одному побуждению. Это тем более важно, что, как следует из проведенных в последние годы исследований, имеет место изменение иерархии мотивов в период достижения власти и собственно властвования.
С другой стороны, говоря о мотивации власти, ее множественной детерминации, следует также помнить, что поведение человека (в том числе и политическое) отнюдь не исчерпывается стремлением к господству над другими. Поэтому представляется весьма значимым положение А. Джорджа о том, что мотив власти может как усиливаться другими побуждениями личности, так и вступать в конфликт с ними. В свою очередь исследование подобного рода внутриличностных противоречий и их влияния на политическую активность должно стать одной из важных проблем психологии политики.
- Глава 1 введение в политическую психологию 3
- Предисловие
- Глава 1 введение в политическую психологию
- 1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи
- Становление зарубежной политической психологии
- Современное состояние политической психологии
- Отечественная политическая психология
- Перспективы политической психологии
- Основные категории психолого-политического анализа
- 1.2. Теоретико-методологические и прикладные основы политической психологии
- Методы политико-психологических исследовании
- 1.3. Соотношение политики, психологии и морали
- Политика как процесс
- Политика как система ценностей
- Политика как деятельность
- Область субъектной самореализации человека
- 1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах
- 1.5. Модельное представление о генезисе и функционировании социально-политических общностей как социально-территориальных систем
- Статическая модель социально-территориальной системы
- Глава 2. Психология современных социально политических феноменов
- 2.1. Политические идеалы
- 2.2. Политическая культура как синтез политического сознания, менталитета и поведения
- Сознание и политическая система
- Политические модели политического поведения
- Инстинкты как форма политического поведения
- Навыки как форма политического поведения
- Разумные действия как форма политического поведения
- Мотив обладания властью
- Мотив достижения
- Мотив аффилчции
- 2.3. Этно-национальный характер в политическом процессе
- Психологический анализ генезиса русского национального характера
- Понятие национального характера
- Ментальные признаки русского и западноевропейского национальных характеров
- 2.4. Политическая элита в современном обществе
- 2.5. Оппозиционность как феномен демократизирующегося общества
- Социально-психологические истоки, факторы и механизмы оппозиционарности
- Конструктивная часть
- Деструктивная часть
- Глава 3. Психологические характеристики политической активности
- 3.1. Профессионализм политической деятельности
- 3.2. Психология политического лидерства
- 3.3. Массовое стихийное поведение
- Виды толпы
- Приемы управления (манипуляции) поведением толпы
- Классификация слухов
- Основные предпосылки возникновения слухов
- 3.4. Свобода и плюрализм, насилие и диктатура как детерминанты политической активности
- Коллективное структурированное насилие
- Индивидуальное структурированное насилие
- Индивидуальное неструктурированное насилие
- Психологические реакции на диктатуру
- Есть три варианта реагирования на такую жизнь.
- 3.5. Радикализм, экстремизм и конфликты в политическом процессе
- Типология конфликтов
- Глава 4. Политическая власть как основной объект политической психологии
- 4.1. Психология власти: генезис и основные виды проявления
- Социобиологический подход к проблеме власти
- Компенсаторная концепция власти
- Человек и власть: психологическое измерение
- Власть как самоценность
- Мотивация политической власти
- Полипотребностный подход к мотивации власти
- Мотивация власти
- Власть и деформации личности
- Власть как инструмент
- Суверенитет власти
- 4.2. Психологические оризнаки легитимности власти
- 4.3. Психологические особенности российской парламентской деятельности
- Структура, роль и функции парламентского лидерства
- 4.4. Психология парламентского лоббизма
- Психология лоббистской деятельности
- Глава 5 психологические признаки субъектов политики
- 5.1. Социально-политический статус личности
- 5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики
- 5.3. Имидж и авторитет субъектов политической деятельности
- Личность политика
- Взаимодействие со сми
- Этнопсихологические инварианты политического имиджа
- Психологические модели политического имиджа
- Четырехлучевая модель
- Трехлучевая модель имиджа типа «личность-деятелышсть-отношения»
- Многофакторная (шеснадцатифакторная) модель
- Психотехнологии создания эффективного политического имиджа
- Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата
- Сценарный подход (формирование «событийного ряда»)
- Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия»
- Использование некоторых закономерностей социальной перцепции
- Использование вербальных и лингвистических приемов
- Психологические условия укрепления авторитета субъекта политики
- Должностной и личностный авторитет политика
- 5.4. Психолого-акмеологические детерминанты подбора политической команды
- 5.5. Организационная культура политической команды
- Глава 6 .Политические коммуникации и их психотехнологическое обеспечение
- 6.1. Модели, алгоритмы и технологии продуктивных политических коммуникаций
- Ключевые слова
- Языковые средства контакта с аудиторией
- Средства авторизации
- Глаголы
- Глаголы-операторы
- Конструкции с изъяснительными придаточными
- Средства адресации
- Конструкции с местоимениями и глаголами 2 лица
- Обращения
- Вводные конструкции
- Побудительные конструкции
- Аргументирование
- Порядок расположения в тексте «наиболее сильных аргументов»
- Апелляция к чувствам
- Формирование «речевого образа»
- Риторический стиль
- Стилистические приемы усиления эмоционально-психологического воздействия
- Конструкции с однородными членами.
- Эмоциональное противопоставление
- Приемы второй группы
- Невербальные средства воздействия на аудиторию
- Факторы восприятия политического лидера
- Аппаратчик
- Радикал
- Харизмам
- Легитимист
- Эффект «туннеля»
- Драматизация
- Эффект увеличительного стекла
- Моментальностъ
- Критерии эффективности телевизионного действия
- Телевизионные клипы
- 6.2. Политическая реклама как интегративная агитационно-пропагандистская технология
- Политическая реклама как система политических коммуникаций
- Базовые понятия и определения
- Общие психологические требования к политической рекламе
- Образ лидера в политической рекламе
- Психологическое заражение
- Подражание
- О других методах психологических воздействий
- Специальные виды политической рекламы
- Антиреклама
- Свидетельская или утверждающая политическая реклама
- 6.3. Психологические характеристики политической манипуляции
- Техника формирования доверия и предпочтения политику
- 6.4. Информационно-психологическая безопасность в политических отношениях
- Сущность тайного принуждения, раскрываемая через основные понятия
- 6.5. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга
- Литература