Сосредоточение на чтении
Сосредоточенность на чтении — это прежде всего отсутствие отвлечений и блуждания мыслей, это поддержание текста в поле активного внимания, это постоянное отражение сознанием содержания текста. Степень сосредоточенности зависит от многого:
— вашей общей способности концентрировать внимание в течение длительного времени на одном объекте, одной мысли;
— от установки на внимание и вообще умения настраивать себя;
— от заинтересованности содержанием текста;
— от внутренних условий чтения (эмоциональное состояние, усталость и пр. );
— от внешних условий чтения (отвлекающие внешние события, шум).
В разных условиях на первый план выходят разные причины. Вспомните — при сильных негативных переживаниях вы просто смотрите в книгу и автоматически переворачиваете страницы, совсем не осознавая смысла прочитанного. От неинтересного текста начинаете уставать и, как результат: или постоянно отвлекаетесь, или, при отсутствии отвлекающих факторов, засыпаете. Естественно, что для повышения эффективности чтения лучше было бы создать оптимальные условия по всем пяти вышеуказанным пунктам. Однако это не всегда удается. Важно научиться управлять тем, что всегда в наших силах. Это прежде всего относится к первым двум пунктам списка.
Внимание, как, впрочем, и память, скорость реакции, выносливость и силу необходимо, с одной стороны, постоянно тренировать, а с другой — уметь в нужное время мобилизовать.
«Перепутанные линии».
Это упражнение очень полезно для развития внимания в поле зрения (см. рис. 4). Не составит большого труда изготовить на стандартных листах бумаги или перфокартах несколько рисунков типа приведенного ниже.
Рис. 4. Перепутанные линии
Очевидно, что отыскать взглядом конец одной из линий можно лишь постоянно держа эту линию в поле внимания. Сделайте 10—14 таких рисунков — и в свободную минуту поработайте с ними.
Мобилизация сосредоточения на чтении достигается путем мысленного проговаривания формул самовнушения в состоянии релаксации. (Подробнее о релаксации см. в главе 6). Для данного случая можно предложить следующую формулу.
Формула мобилизации внимания
«Сосредоточен на тексте.
Полностью сосредоточен на тексте.
Я полностью сосредоточен на тексте.
Сейчас я полностью сосредоточен на тексте.
Я полностью сосредоточен на тексте.
Полностью сосредоточен на тексте.
Сосредоточен на тексте.
Свободно вижу и понимаю текст с первого взгляда.
От взгляда ничего не ускользает.
Остро и четко работает мысль.
Запоминаю все сразу.
Я внимателен — я читаю». После систематического применения этой формулы, почувствовав эффективность влияния самовнушений, можно перейти к более короткому варианту. Сокращенный вариант формулы мобилизации внимания:
«Сейчас я полностью готов к быстрому и внимательному чтению.
Я полностью сосредоточен на тексте.
Все мое внимание полностью сосредоточено на тексте.
Свободно вижу и понимаю текст с первого взгляда.
Остро и четко работает мысль — запоминаю все сразу.
Я внимателен — я читаю».
- Самоорганизация студентов первого курса
- Оглавление
- Глава 1 из жизни первокурсника
- Новые условия — новые требования
- Впечатления о первом семестре
- Почему бы не помочь себе?
- Сетование или анализ?
- Изменение или «обнаружение» себя?
- Цена привычки
- О пользе работы в читальном зале и посещения занятий
- Учебное общение
- Сессия, сессия, сессия..
- Поведение на экзаменах
- Глава 2 организация времени
- Другое время?
- Можно ли иметь время?
- Прошлое — настоящее — будущее
- Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
- Почему необходим учет времени
- Техника учета времени Сплошное наблюдение за использованием личного времени
- Учет трудоемкости отдельных видов занятий
- Анализ использования времени
- Планирование или регулирование?
- О важности режима
- О биоритмах
- Распределение дел во времени
- О реализации планов
- Глава 3 работа с книгой
- Общие принципы ознакомления со специальной литературой
- Как подобрать необходимую литературу?
- Где брать литературу?
- Картотека — лишняя забота?
- Что нужно знать для работы с книгой Предварительное ознакомление
- Виды чтения специальной литературы
- Полезные приемы при фиксации информации
- Записи при чтении
- Чтение и общение
- Чтение специальной литературы и отдых
- Конспектирование лекций
- Глава 4 приемы эффективной работы с информацией
- Сосредоточение на чтении
- Подавление регрессий
- Отсутствие внешней и внутренней вокализации (проговаривания)
- Вертикальное движение глаз
- Развитие фотографической зрительной памяти
- Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
- Узнавание
- Запоминание
- Непреднамеренное и преднамеренное запоминание
- 1. Двойная гласно-согласная, замена цифр
- 2. Двойная согласная замена цифр
- 3. Фонетический способ
- 4. Сложный способ зацепок
- Глава 5 принципы грамотного мышления
- Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
- Как не утонуть в море информации?
- Найти проблему
- Мысленные экраны
- Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
- Мыслители и художники
- Возможно ли творчество в обучении?
- Глава 6 оперативная саморегуляция
- Расслабление
- Резиновая игрушка
- Солнечная масса
- Голубое небо
- Приятное прошлое
- Мобилизация
- Самовнушение
- Когда болит голова
- Пример из практики
- Опять об экзаменах
- Воспоминание о будущем
- Послесловие
- Самоорганизация студентов первого курса